Другой Вхутемас

В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.

mainImg
Юбилейные празднования, от скромных вечеров памяти до общенациональных или даже международных событий, всегда немного двусмысленны. «Недостаточно» отметить памятную дату часто значит навлечь на себя критику, но выпускать книги, фильмы, выставки, концерты и спектакли к юбилею порой кажется поверхностным и надуманным, как будто в любой другой год значение человека или явления будет меньше, или же о нем и вовсе забудут.
 
Александр Веснин. Проект оформления здания Вхутемаса (Москва, Мясницкая, 21) к 10-й годовщине Октябрьской революции. Эскиз. 1927
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Не совсем так получилось со столетием Вхутемаса, празднование которого из-за пандемии плавно сдвинулось с 2020-го на текущий год. О Высших художественно-технических мастерских, конечно, не забывают, даже наоборот, упоминают очень часто, но в этом и заключается проблема: несмотря на идущие с позднесоветских времен исследования, а также живую традицию, которую сохраняли выпускники и их ученики, часто это скорее символ передового, новаторского образования, чем ясный, детальный его образ. Тому есть несколько вполне объективных причин – например, недостаточность сохранившихся материалов не позволяет сделать исчерпывающую «реконструкцию». Но играет свою роль и неизбежное упрощение любого явления, любой биографии по мере ее погружения в прошлое: вместо разнообразия фактов остается тот или иной «нарратив», который часто определяется конъюнктурой. Русский авангард – важное явление мировой культуры, неизменно вызывающее живой интерес, поэтому именно авангардная часть программы Вхутемаса – безусловно, поразительная по радикальности и влиятельная – затмила все остальное.
 
Константин Мельников. Дворец Труда в Охотном ряду. Москва. Конкурсный проект. 1923. Перспектива
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

То же самое во многом произошло и с Баухаусом, который часто составляет с Вхутемасом пару как в самых серьезных исследованиях, так и в массовой культуре, но Баухаус активно изучается с послевоенных лет, по нему сохранилось гораздо больше материалов и свидетельств, то есть желающие могут получить на свои вопросы вполне четкие ответы. Благодаря этому предпринимаются попытки отделить Баухаус как символ, конструкт от реальной школы: порой чрезмерно радикальные, но не безынтересные. Так, в юбилейный 2019 год бывший директор фонда «Баухаус Дессау» Филипп Освальт выпустил книгу, где рассмотрел Баухаус как миф и брэнд, создававшийся начиная с 1930-х Вальтером Гропиусом и остальными связанными со школой фигурами для собственного продвижения, а после Второй мировой ставший важным компонентом культурного экспорта ФРГ, формировавшей необходимый ей после войны свой положительный образ.
 
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Выставка в Государственном музее архитектуры пытается восполнить – насколько это возможно – пробелы и рассказать о многообразии и сложности Вхутемаса как явления. Пусть даже из-за отсутствия данных об учебном процессе часто приходится судить по косвенным признакам: сколько студентов было в той или иной мастерской, сколько часов в неделю был занят преподаватель, кто из педагогов вел дипломные проекты, а кто – нет. В отличие от экспозиции в Музее Москвы, где упор сделан на студенческие работы, в МУАРе сосредоточились на преподавателях. Именно их проекты в основном представлены зрителям, причем как в контексте их работы в Вхутемасе (в виде современных ей крупных конкурсов 1920-х, например), так и шире. Например, образцом деятельности отвечавшего за направление «Градостроительство» Владимира Семенова стал генплан Москвы 1935 года, над которым под его руководством работали и выпускники Высших художественно-технических мастерских.
 
Сергей Торопов. Проект включения церкви Николая Чудотворца в Мясниках в комплекс Центросоюза на Мясницкой. Москва. 1927. Перспектива
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Как и «Градостроительство», пока недостаточно изучено направление «Реставрация», которое вел далекий от радикальных экспериментов Иван Рыльский (декан архитектурного факультета в 1923–1930). Но у него, скажем, учились такие авангардисты, как Михаил Барщ. Они, помимо прочего, занимались со своим педагогом реставрацией памятников, то есть были знакомы с темами ценности и сохранения архитектурного наследия, – поясняет куратор Полина Стрельцова, работавшая над выставкой совместно с Ириной Чепкуновой. Более того, преподавать еще в Государственные свободные художественные мастерские Рыльского пригласили сами студенты, затем он перешел во Вхутемас, где его мастерская была самой многолюдной, то есть молодежи был нужен и интересен его опыт. Это позволяет шире взглянуть на отношение авангарда к традиции, которое нередко рассматривается как отвергающее – без каких-либо нюансов. Ни программ, ни заданий курса Рыльского не сохранилось, зато до нас дошли выполненные студентами копии его обмерных чертежей. Именно эти копии стали ценным источником информации при восстановлении многих памятников после Великой Отечественной войны.
 
Архитектор Гребенщиков. Церковь Воскресения в Ракулах конца ХVII века (Архангельская область). 1940. Копия обмерного чертежа Ивана Рыльского. План, разрез
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Популярен был и Алексей Щусев, в том числе потому, что важную роль в выборе того или иного руководителя для студентов играла его практическая деятельность, а Щусев был опытнейшим и активным практиком. Но, возвращаясь к теме «реконструкции» Вхутемаса, о его преподавательской работе позволяет судить немногое, к примеру, хранящаяся в частном собрании его речь – вступление к курсу.
 
Алексей Щусев. Дом Госпромышленности. Харьков. 1925. Аксонометрия
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    1 / 5
    Илья Голосов. Городская хлебопекарня (вариант). 1920. Фасады, аксонометрия
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    2 / 5
    Илья Голосов. Конный завод в Останкино. Конкурсный проект. 1922. Фасад, план.
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    3 / 5
    Неизвестный автор. Отвлеченное задание на выявление геометрических свойств формы. Параллелепипед. Начало 1920-х. Перспектива. План. Развертка
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    4 / 5
    7. Михаил Коржев. Производственное задание на выявление массы и веса. Склад. 1922. Планы. Разрез. Фасады. Перспектива. Аксонометрия
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    5 / 5
    Александр Веснин. Абстрактная композиция. 1921
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Архивы Ивана Голосова и Константина Мельникова до нас дошли, однако пока именно вхутемасовская их часть изучена мало, хотя у их мастерской, «Новой Академии», имелась собственная пропедевтическая, теоретическая база. По ряду причин эта мастерская к 1925 потеряла независимость, поэтому их пропедевтика остается в тени, а почти исключительно известен курс Николая Ладовского, пусть и действительно выдающийся. Но он и остальные рационалисты, как поясняет Полина Стрельцова, тоже проиграли в «борьбе» за внимание современников и потомков – уже конструктивистам. Моисей Гинзбург издавал блестящий журнал «СА», активно практиковал и занимался общественной деятельностью, а Ладовский участвовал далеко не в каждом конкурсе и выпустил всего лишь один номер журнала «Известия АСНОВА». Архив его не сохранился, реализаций у него немного. Поэтому на выставке он единственный показан на примере работ студентов его Объединенных мастерских (Обмас), хотя без «параболы» все же не обошлось.
 
Николай Ладовский. План реконструкции Москвы («Парабола»).1932. Генплан
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Среди традиционалистов во Вхутемасе был чрезвычайно любимый студентами Иван Жолтовский, но он был занят практикой, в том числе Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставкой 1923 года, а затем уехал в Италию: его мастерскую возглавили Сергей Чернышёв и Виктор Кокорин. Преподавал в Высших мастерских и Федор Шехтель: на выставке показана его рукописная тетрадь с лекциями по теории. Эти фигуры обеспечили на архитектурном факультете преемственность между «старой школой» и новейшими направлениями, хотя острая борьба между разными идейными группировками шла вплоть до ликвидации всех объединений согласно постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и возвращения в случае архитектуры как раз к «старой школе».
 
Сергей Чернышёв, Владимир Семенов-Прозоровский (Институт «Гипрогор»). Планировка Магнитогорска. 1930. Конкурсный проект. Аксонометрия
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Идею «другого» Вхутемаса, не столь однозначно авангардного, как часто его представляют, поддерживает в Музее архитектуры дизайн экспозиции Елены Алексейцевой и Анны Замрий. Он намеренно не сделан «конструктивистским», то есть типичным для выставок такой тематики. Показанное на примере экспонатов сочетание традиции с авангардом подчеркнуто средствами графического дизайна Holystick Studio (Мила Силенина, Яна Эткина и Юлия Кондратьева): смелая косая верстка соседствует с неоклассическим шрифтом.
 
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» продлится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева до 23 мая 2021.
 
  • zooming
    1 / 3
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    2 / 3
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    3 / 3
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    1 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    2 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    3 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    4 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    5 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    6 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

09 Марта 2021

Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
«Ничего не надо сносить!»
В конце лета на организованной DOM publishers дискуссии фотографы и исследователи Денис Есаков и Наталья Меликова, архитектурный критик Лара Копылова и историк архитектуры Анна Гусева обсудили проблему применения понятия «памятник» к зданиям XX века и их сохранение. Публикуем текст их беседы.
Фасады «Правды»
Конкурс на концепцию фасадного решения Центра городской культуры «Правда» в комплексе памятника авангарда – комбината «Правда» в Москве, вызвал много споров. Чтобы прояснить ситуацию, мы взяли комментарии у организаторов конкурса и экспертов в сфере сохранения наследия и градостроительства.
Клуб имени Зуева
Клуб имени Зуева в Москве, знаменитая постройка Ильи Голосова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры Сергея Куликова.
Реставрация клуба имени Русакова
Реставрация клуба имени Русакова в Москве, знаменитой постройки Константина Мельникова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Николая Васильева, Генерального секретаря DOCOMOMO Россия.
Образовательные коммуны для Шаболовки
Проекты студентов очередной летней школы «AFF – Фундамент архитектурного будущего»: в этом году она прошла под девизом «Школа-коммуна: от утопии к реальности» в районе московской улицы Шаболовка.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.