Образовательные коммуны для Шаболовки

Проекты студентов очередной летней школы «AFF – Фундамент архитектурного будущего»: в этом году она прошла под девизом «Школа-коммуна: от утопии к реальности» в районе московской улицы Шаболовка.

mainImg
Местом проведения летней школы AFF стал «Центр авангарда» на Шаболовке. Студенты и молодые архитекторы на протяжении 10 июльских дней посещали экскурсии, лекции, мастер-классы, пытаясь переосмыслить опыт коммун эпохи авангарда, чтобы под руководством практикующих архитекторов, публицистов и исследователей создать проект школы-коммуны нового поколения. Для решения творческой задачи была выбрана территория, которая входит в «Шаболовский культурный кластер» – заповедник русского авангарда; в этом районе в 1920-е годы проектировались ясли, школы и целые кварталы для «семей будущего».

Куратор школы:
Влад Кунин / главный архитектор бюро «Артбайтен»

Преподаватели, лекторы и эксперты:
Наталия Воинова / руководитель студии «PlanAR Studio»
Олег Распопов / дизайнер, урбанист, специалист в области развития территории
Юрий Шередега / архитектор бюро «Citymakers»
Олег Волков / архитектор, руководитель архитектурного бюро «610»
Мария Фадеева / журналист, преподаватель школы МАРШ, координатор «Центра авангарда»
Михаил Богомольный / архитектор, урбанист, директор института «Мильхауз» (Израиль)
Ярослав Ковальчук / руководитель мастерской ГУП НИ и ПИ Генплана Москвы
Евгений Мейтув / архитектор, «Tsimailo Lyashenko and Partner»
Юрий Волчок / профессор МАРХИ
Никита Асадов / архитектор, соучредитель агентства развития городов «Точка Роста»
Айрат Багаутдинов / историк инженерного дела, автор проекта «Москва глазами инженера»
Татьяна Шулика / архитектор, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, член мастерской «ТАФ»
Марина Игнатушко / журналист, архитектурный критик.




Влад Кунин,
основатель и куратор школы «AFF – Фундамент архитектурного будущего», главный архитектор бюро «Артбайтен»:
«Каждый год команда нашей школы AFF подбирает нестандартную тему и задачу для летнего курса; в них должна сочетаться компонент наследия – для вскрытия идентичности места – и одновременно актуальность – для проектирования в «сегодняшнем» времени. В этот раз мы решили поднять наследие 1920-х – 1930-х годов на стыке архитектуры и образования. Вспомнили про заповедник авангарда в Москве «Шаболовский культурный кластер» и сохранившуюся там школу №600, ранее существовавшую как «школа-коммуна» и выпустившую множество известных и талантливых людей.
Какое наследие нам оставили педагоги и преподаватели того времени? Что из этого наследия можно внедрить в образование сегодня? На эти вопросы мы с ребятами попытались ответить в нашем курсе. Для проектирования мы выбрали существующие школы района Шаболовки и предложили студентам переосмыслить жизнь и учебу детей внутри сегодняшней школы, а также проанализировать жизнь учеников в контексте района. Все это было необходимо сделать, опираясь на опыт и достижения эпохи авангарда. Курс дал нам возможность встретится с интереснейшими выпускниками школы-коммуны №600: Алексеем Граббе, заслуженным артистом России, актером Театра на Таганке, который нам рассказал увлекательнейшие истории из жизни школы, и писателем Евгением Коганом, долгое время жившим в ленинградском доме-коммуне и написавшим про это книгу «Слеза социализма». А также лучшими специалистами в области наследия авангарда– профессором МАРХИ Юрием Волчком, журналистом и преподавателем школы МАРШ Марией Фадеевой, профессором кафедры МАРХИ Татьяной Шуликой, архитектором и урбанистом, директором израильского института «Мильхауз» Михаилом Богомольным, историком инженерного дела Айратом Бугаутдиновым.
Каждый проект наших ребят поднимает и решает очень важные проблемы существования детей, их учебы и отдыха в городе: это самоидентификация ребенка в городской среде, это разорванная связь между поколениями молодежи и пожилых горожан, это проблемы эффективности и открытости использования помещений – как непосредственно в школе, так и ее дворовой территории – всеми жителями района. А главное – каждый проект наших ребят предложил переосмысленную программу и новую атмосферу для школы будущего!»

Марина Игнатушко,
журналист, архитектурный критик:
«Замечательно, что у этой летней Школы – открытый финал. Никаких абсолютных чемпионов, утвержденных методик, правильных приемов. Яркий калейдоскоп идей, мнений, представлений. Архитектура – как процесс сотворчества и созидания. Одна тема и несколько сюжетов – после каждого кажется, что все настолько полно учтено, продумано, проиграно, но вот другая группа придумывает новый – и он, как и предыдущий, хорош! Одни студенты успевают за время учебы в Школе (вопреки соблазнам города, лета, компании, молодости) упаковать в убедительную форму все размышления и задумки, другим это не удается сразу – дорисовывают потом. Главное, все получают такую мощную интеллектуальную подзарядку, что, несомненно, после защиты своего проекта выходят из Школы атлантами, способными перекраивать миры. Атмосфера «Центра авангарда», новые знания, продуктивное творческое общение – в результате, «Шаболовский культурный кластер» получает лихие прогнозы возможного развития, будущие архитекторы – полноценный опыт, Школа AFF – очередную порцию уверенности в том, что делает чрезвычайно важное и полезное для развития профессии дело.»

Мария Фадеева,
журналист, преподаватель школы МАРШ, координатор «Центра авангарда»:
«Сотрудничество с AFF для «Центра авангарда» оказалось весьма любопытным опытом. Если посмотреть на то, что мы делаем в рамках концепции «Шаболовского культурного кластера», то можно увидеть малое касание именно материальной структуры района. Да, мы поставили памятную табличку тополю, организовывали видео-шоу во дворах, но не более того. Конечно, это связано со сложностями согласования и финансовой емкостью таких затей, но еще и с тем, что архитекторы зачастую оказываются недостаточно «нежными» к сложившемуся, а жители потом пугаются их смелых жестов. В то же время, работа с архитекторами-студентами нам кажется очень важной, тем более что и Александра Селиванова, руководящая «Центром авангарда», и я – выпускники МАРХИ. Так что, когда Влад Кунин пришел к нам со столь интересной темой, объединившей наш «авангардный» интерес и по-настоящему «горячую» тему архитектуры для образования, отказаться было невозможно. А тут еще и юбилей школы №600, которая расположена у самого подножия Шуховской башни, была построена в 1929–1935 и обладает очевидными признаками достопримечательности той эпохи, однако была незаслуженно выведена из списка памятников в 2006 из-за коммерческой привлекательности ее участка с большим двором, к тому же долгое время была флагманом советского образования, в том числе художественного.
Честно говоря, я завидовала нашим студентам. Я помню, насколько сложно было понять на 3-м курсе, когда в МАРХИ требовалось спроектировать школу, что же в этом задании важно, на какие аспекты можно опираться. Получалось скучно, казалось, что единственное пространство выдумки – фасадное решение. К сожалению, нам тогда никто не объяснял ту глобальную трансформацию образовательного процесса, которая позволила бы размышлять о функционировании, а не оболочке. Такая постановка задачи преподавателями AFF заставила студентов поломать голову, отказаться от многих привычных шаблонов, вступить в область эксперимента, но результат того стоил. Мне нравится, как они справились, при этом оставшись достаточно чуткими к пространству, с которым работали: они продолжили именно его, хотя иногда весьма футуристичным образом.»




Фильм «Школа-коммуна: от утопии к реальности», отмеченный «Серебряным знаком» фестиваля «Зодчество»-2015 с формулировкой «За высокий уровень стилистического восприятия архитектуры авангарда средствами другого для авторов (кино)искусства.»
Снимали: Александра Голикова, Глеб Урусов, Александр Плахин.





Публикуем лучшие проекты участников летней школы.

Шаболовская культурно-образовательная лаборатория авангарда (ШКОЛА)
Группа «Аристономия»: Алена Авдеева, Анастасия Анисимова, Ирина Гарифулина, Анастасия Конева.

Шаболовкая культурно-образовательная лаборатория авангарда (ШКОЛА). Группа «Аристономия»: Алена Авдеева, Анастасия Анисимова, Ирина Гарифулина, Анастасия Конева. Изображение предоставлено школой AFF

В основе проекта – стремление переосмыслить образовательный процесс, уйти от привычной классно-урочной формы обучения. Главный упор в ШКОЛЕ, которую предлагается построить на месте математического лицея, сделан на творческую педагогику. Авторы предлагают создать систему мастерских, где профильные и общеобразовательные предметы группируются по тематике. Таким образом, главным становится не многообразие предметов, а междисциплинарные связи. Творческое начало прослеживается и в организации пространства.

Объем здания является лишь следствием нового образа жизни, новых маршрутов и сценариев. Учебные мастерские сконцентрированы вокруг нескольких атриумных пространств – лектория, сцены-театра, выставочной площадки и лабораторий. Большой стилобат, на котором располагаются основные объемы-атриумы, ограждает детей от внешнего мира, позволяет благодаря навесу укрыться от солнца и дождя, формирует парковочные места. Крыша стилобата может служить площадкой для занятий на свежем воздухе и переходом между корпусами. Открытым спорткомплексом новой школы смогут пользоваться не только ученики, но и все местные жители. Так школа становится центром обновления района.
Шаболовкая культурно-образовательная лаборатория авангарда (ШКОЛА). Группа «Аристономия»: Алена Авдеева, Анастасия Анисимова, Ирина Гарифулина, Анастасия Конева. Изображение предоставлено школой AFF
Шаболовкая культурно-образовательная лаборатория авангарда (ШКОЛА). Группа «Аристономия»: Алена Авдеева, Анастасия Анисимова, Ирина Гарифулина, Анастасия Конева. Изображение предоставлено школой AFF
Шаболовкая культурно-образовательная лаборатория авангарда (ШКОЛА). Группа «Аристономия»: Алена Авдеева, Анастасия Анисимова, Ирина Гарифулина, Анастасия Конева. Изображение предоставлено школой AFF
Шаболовкая культурно-образовательная лаборатория авангарда (ШКОЛА). Группа «Аристономия»: Алена Авдеева, Анастасия Анисимова, Ирина Гарифулина, Анастасия Конева. Изображение предоставлено школой AFF

 
 ***

Interstellar school
Группа «Четверть»: Анастасия Крутикова, Инна Моршинина, Анна Калабишко, Ксения Батурина.
Interstellar school. Группа «Четверть»: Крутикова Анастасия, Моршинина Инна, Калабишко Анна, Батурина Ксения. Изображение предоставлено школой AFF

Interstellar school создается на базе школы №600. Основные принципы проекта: сохранение жизни на Земле и покорение нового пространства, а составляющие идеальной школы, по мнению авторов – многофункциональность, самодостаточность, динамичность, экологичность, технологичность, соответствие интересам и потребностям детей. Здание школы реконструируется, во дворе создаются утопленные в его поверхность новые помещения со ступенчатой озелененной крышей.

Жители района и школа взаимодействуют друг с другом с помощью не только рекреационных, спортивных, выставочных и библиотечных зон, но также и уникальных лабораторий: коммуникации, конструктивного моделирования, радиосвязи и экологии.
Interstellar school. Группа «Четверть»: Крутикова Анастасия, Моршинина Инна, Калабишко Анна, Батурина Ксения. Изображение предоставлено школой AFF
Interstellar school. Группа «Четверть»: Крутикова Анастасия, Моршинина Инна, Калабишко Анна, Батурина Ксения. Изображение предоставлено школой AFF
Interstellar school. Группа «Четверть»: Крутикова Анастасия, Моршинина Инна, Калабишко Анна, Батурина Ксения. Изображение предоставлено школой AFF
Interstellar school. Группа «Четверть»: Крутикова Анастасия, Моршинина Инна, Калабишко Анна, Батурина Ксения. Изображение предоставлено школой AFF
Interstellar school. Группа «Четверть»: Крутикова Анастасия, Моршинина Инна, Калабишко Анна, Батурина Ксения. Изображение предоставлено школой AFF

 
***

Экспериментальная инновационная школа-коммуна
Группа Der Bruch: О. Горькова, А. Котенькова, А. Малахов, А. Чистяков.
Экспериментальная инновационная школа-коммуна. Группа Der Bruch: О. Горькова, А. Котенькова, А. Малахов, А. Чистяков. Изображение предоставлено школой AFF

Эта школа наполнена новейшими технологиями и разработками, а программа обучения основана на игровой форме получения знаний. Аудитории школы оснащены современным интерактивным оборудованием. Школа спроектирована как единое пространство с плавным переходом из одной зоны в другую, а учебные классы выполнены в виде кабинок, изолированных и одновременно включенных в общую систему.

Новая школа как будто связывает весь район в единое целое. Точками притяжения жителей становятся пять блоков, расположенные по всей территории района Шаболовки: общеобразовательный, лабораторный, выставочный, спортивный, а также зимний сад. Объединены блоки системой автоматического транспорта. Основное здание выстраивается вокруг Шуховской башни, которая является визуальной и смысловой доминантой проекта.
Экспериментальная инновационная школа-коммуна. Группа Der Bruch: О. Горькова, А. Котенькова, А. Малахов, А. Чистяков. Изображение предоставлено школой AFF
Экспериментальная инновационная школа-коммуна. Группа Der Bruch: О. Горькова, А. Котенькова, А. Малахов, А. Чистяков. Изображение предоставлено школой AFF
Экспериментальная инновационная школа-коммуна. Группа Der Bruch: О. Горькова, А. Котенькова, А. Малахов, А. Чистяков. Изображение предоставлено школой AFF
Экспериментальная инновационная школа-коммуна. Группа Der Bruch: О. Горькова, А. Котенькова, А. Малахов, А. Чистяков. Изображение предоставлено школой AFF

***

Другая школа
Группа Restart: Е. Овденко, Н. Тимофеева, А. Згурская, Д. Дементиева.
Другая школа. Группа Restart: Е. Овденко, Н. Тимофеева, А. Згурская, Д. Дементиева. Изображение предоставлено школой AFF

Главная идея проекта – интеграция жилого и учебного пространства. Авторы предлагают избавить школу от границ с окружающим миром, чтобы дети могли быстрее и успешнее социализироваться: сейчас им не хватает необходимого для личностного роста практического опыта. По мнению авторов, некоторые занятия можно проводить в павильонах, построенных на месте пустующих детских площадок. Также предполагается задействовать под учебные помещения первые этажи четырех соседних домов (это будут детский сад, начальная школа и кружки: отдельные помещения лучше отвечают потребностям маленьких детей, чем сектора в общем с подростками крупном здании). Жильцам предложат переселиться в построенный рядом новый дом. Для школьников средних и старших классов создаются два отдельных корпуса, соединенные зоной кафетерия и актового зала. Всего задумано семь корпусов-холмов с зелеными крышами, школа оказывается как будто покрыта зеленым ковром.

С появлением этой школы, считают авторы, район существенно преобразится, будет создана качественно новая среда, а также изменится взгляд на сегодняшнюю систему образования.
Другая школа. Группа Restart: Е. Овденко, Н. Тимофеева, А. Згурская, Д. Дементиева. Изображение предоставлено школой AFF
Другая школа. Группа Restart: Е. Овденко, Н. Тимофеева, А. Згурская, Д. Дементиева. Изображение предоставлено школой AFF

 
***

Проект «Связь поколений»
Группа «Связь П»: Сергей Скареднов, Ксения Долматова, Елена Шокурова.

Проект «Связь поколений». Группа «Связь П»: Сергей Скареднов, Ксения Долматова, Елена Шокурова. Изображение предоставлено школой AFF

«Связь поколений» – словосочетание, которое стало идеологической основой этой концепции. Основные принципы и предложения проекта: возродить значение школы №600 и ее исторический опыт за счет размещения в ней нового образовательного учреждения; создать на территории школы интернат; обеспечить взаимодействие поколений при помощи интеграции в школу-интернат дома престарелых. Также авторы предлагают возделывать на территории комплекса сельскохозяйственные культуры для питания обитателей комплекса и на продажу.

В основу архитектурной концепции легло стремление сохранить наследие авангарда. Фасады лишены декора, задуманы естественное освещение, вертикальное и горизонтальное озеленение, функциональное разделение корпусов. На пришкольной территории расположен открытый бассейн, который могут посещать все желающие круглый год. Так обеспечивается взаимодействие школы и района.
Проект «Связь поколений». Группа «Связь П»: Сергей Скареднов, Ксения Долматова, Елена Шокурова. Изображение предоставлено школой AFF
Проект «Связь поколений». Группа «Связь П»: Сергей Скареднов, Ксения Долматова, Елена Шокурова. Изображение предоставлено школой AFF
Проект «Связь поколений». Группа «Связь П»: Сергей Скареднов, Ксения Долматова, Елена Шокурова. Изображение предоставлено школой AFF
Проект «Связь поколений». Группа «Связь П»: Сергей Скареднов, Ксения Долматова, Елена Шокурова. Изображение предоставлено школой AFF
Проект «Связь поколений». Группа «Связь П»: Сергей Скареднов, Ксения Долматова, Елена Шокурова. Изображение предоставлено школой AFF

12 Декабря 2015

Пресса: Влад Кунин об архитектуре пространства в пространстве...
Как часто мы про себя отмечаем, что город вокруг серый и неуютный, и, порой, даже не можем объяснить себе почему? Как наполнить городскую среду, а если получится, неповторимой и узнаваемой душой? Этими вопросами задалась группа молодых архитекторов и смоделировала в Нижнем Новгороде учебный процесс особого формата. Здесь происходит междисциплинарное погружение в городскую среду и формируется ответственное к ней отношение – духовный фундамент будущего градостроительства. Об универсальных законах формирования городской среды мы поговорили с организатором Летней архитектурной школы «Фундамент Архитектурного Будущего», прошедшей этим летом в Нижнем Новгороде, Владом Куниным.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.