Наталья Хомутова, доцент кафедры архитектуры ЯГТУ:
- А какая тема вашего диплома?
- Это очень сложно.
Фильм «Вертикаль», 1966 г.
«Фильм «Вертикаль» – вот, пожалуй, и все, что было известно о Сванетии и альпинистах до начала дипломного проектирования восьмерым бакалаврам и трем магистрам Института архитектуры и дизайна ЯГТУ. Впереди была полная неизвестность, маленький листочек с примерным техзаданием и съемка с google-карт на руках. Разбившись на две группы, мы отправились в нашу первую экспедицию, превратившуюся в последствии в большой исследовательский проект.
Многие, наверное, удивятся, но из этой маленькой горной области вышли практически все самые титулованные альпинисты Грузии, все грузинские альплагеря советского времени находились тоже тут. Всего в 70-х- 80-х гг. их было построено пять: «Зесхо», «Айлама», «Накра», «Шихра», «Сванетия». Существовали еще филиалы альплагерей «Зесхо» и «Айлама» в поселке Лентехи. Шихру снесло камнепадом, Накра «пострадала из-за женщин» (это любимая местная легенда) – была закрыта и перенесена на место турбазы Ушба, слившись с альплагерем Сванетия. «Засхо» и «Айлама» действовали вплоть до распада СССР, впоследствии были закрыты, оставлены и разграблены. В общем-то такая печальная судьба почти у всех альплагерей на территории бывшего Советского Союза. Что делать с этими территориями – не очень понятно. Существовать в рамках старой программы в современной реальности они явно не могут. Мы постарались найти этот путь и подход к реновации территорий бывших альплагерей на примере Сванетии.
Для проектирования были выбраны лагеря «Зесхо» и «Айлама» в Нижней Сванетии, их филиалы в поселке Лентехи и альплагерь «Сванетия» (турбаза «Ушба») в Местии».
1 / 8
Альпинистский лагерь Айлама
Фотография предоставлена ЯГТУ
2 / 8
Альпинистский лагерь Зесхо
Фотография предоставлена ЯГТУ
3 / 8
Альпинистский лагерь Зесхо
Фотография предоставлена ЯГТУ
4 / 8
Альплагеря в поселке Лентехи
Фотография предоставлена ЯГТУ
5 / 8
Альплагеря в поселке Лентехи
Фотография предоставлена ЯГТУ
6 / 8
Альпинистский лагерь «Сванетия» в Местии
Фотография предоставлена ЯГТУ
7 / 8
Альпинистский лагерь «Сванетия» в Местии
Фотография предоставлена ЯГТУ
8 / 8
Альпинистский лагерь «Сванетия» в Местии
Фотография предоставлена ЯГТУ
Ниже – шесть предложенных студентами проектов развития этих территорий.
Музейно-туристический комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи Дарья Туманова и Анна Новожилова (дипломный проект – бакалавры, руководители: Никита Колбовский, Наталья Хомутова)
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Дарья Туманова и Анна Новожилова, ЯГТУ
«Для Сванетии альпинизм – не пустой звук. Это память и гордость за тех, кто смог покорить Северную Ушбу («Зеркало» Ушбы). Идея передвижения команды альпинистов (знаменитой шестерки) в связке стала прообразом духа места в нашем проекте.
Мы приняли решение создать такой туристический комплекс, который бы опирался на силуэты старинных грузинских домов, представляя собой образ сванской общины. Эстетика местных материалов, в особенности местного камня, и история восхождения группы из шести сванов на Северную Ушбу натолкнули нас на идею связки. Плавными волнами, переходя от одной области к другой, она связывает всех воедино, заставляя всю команду работать как один механизм. Каждый поворот образует определенное общественное пространство, где связующими точками на изломе служат здания. Каждое здание – вершина формирует общий «хребет» комплекса.
Как у каждого из альпинистов был свой характер, так и каждый изгиб главной улицы имеет свою собственную функцию: спорт-корпус и скалодром, пункт проката и магазин, группа из шести «домов-альпинистов», смотровая башня и медиацентр.
Основу или ядро музейной функции составляют шесть гостевых домов, где первые этажи служат местом встречи и небольшой гостиной, предназначенной для экспозиции, посвященной каждому из спортсменов. Мы выделили в каждом из альпинистов наиболее ценные человеческие качества, которые помогают преодолевать трудности и покорять вершины. Это сила и мужество, верность, общительность и умение работать в команде, смелость и отвага, собранность и дисциплина, гордость и независимость в принятии решений. Качества каждого легли в основу формообразования его именного домика, превращаясь, по сути, в музей под открытым небом, чтобы напоминать людям удивительную историю о смелости и настоящей дружбе».
1 / 4
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Дарья Туманова и Анна Новожилова, ЯГТУ
2 / 4
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Дарья Туманова и Анна Новожилова, ЯГТУ
3 / 4
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Дарья Туманова и Анна Новожилова, ЯГТУ
4 / 4
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Дарья Туманова и Анна Новожилова, ЯГТУ
***
Музейно-туристический комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая (дипломный проект – бакалавры, руководитель: Наталья Хомутова)
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
«Поиск композиционного решения основан на метафоре вбитого в скалу ледоруба и оставленного раскола, как следа альпиниста. Концепция растрескивающегося льда образует осколки-территории, внутри которых формируются объёмы с внутренними дворами, полными света и воздуха. Структура трещин, в свою очередь, формирует удобные пешеходные связи, соединяя все части комплекса.
Проектируемый комплекс на 200 человек включает: здание музейно-образовательного центра, здание спа-комплекса с отдельно стоящими саунами, группу жилых сооружений с номерами разных типов (гостиница, хостел, отдельно стоящие домики), столовую и ресторан, существующие здания филиалов альплагерей «Зесхо» и «Айлама» и кемпинга. Главную роль в комплексе зданий играет музей, как акцент объемно–пространственной композиции.
Экспозиция музея состоит из 6 башен, каждая из которых посвящена члену команды альпинистов (участников знаменитого восхождения на Ушбу 1964г.). Башни представляют собой световые окна, метафорично проливающие свет на пространство музея. Их объединяет общий объем, который является многофункциональным пространством образовательного центра. Форма и расположение каждой башни связана с личностью альпиниста, выбор функций для башен также не случаен.
Башня 1. Общительный Михаил Хергиани хорошо сходился с людьми. Был фанатичным скалолазом, сильным и быстрым. Поэтому самая динамичная высокая башня, выходящая на главную площадь комплекса является смотровой площадкой.
Башня 2. Вторая башня олицетворяет легкого по характеру Джокиа Гугава. Он руководил альплагерями «Зесхо» и «Айлама», а также известным народным ансамблем. В этой башне находится кинозал, объединяющий под своей кровлей гостей комплекса.
Башня 3. Джокиа Гугава был близок с Гиви Цередиани, башня которого расположена рядом. Скромный и добрый Гиви всю жизнь проработал в спасательных отрядах. В этой башне расположена учебная аудитория альпшколы и вертикальная экспозиция с картами и хронологией всех восхождений.
Башня 4. Следующая башня связана с именем Михаила Хергиани-младшего. Добрый и коммуникабельный, он любил быть в центре внимания. В этой башне, расположеной в середине маршрута, находится экспозиция, рассказывающая историю создания альплагерей «Зесхо» и «Айлама».
Башня 5. Пятая башня, выделяющаяся строгим прямым углом с одной стороны и скатом с другой, олицетворяет Шалву Маргиани – самого скрупулезного, требовательного и строгого по характеру члена команды. До глубокой старости Шалва проработал инструктором. Эта башня расположена рядом с учебной аудиторией, а внутри находится скалодром.
Башня 6. Замыкает экспозицию башня неотъемлемого участника «шестерки» – Джумбера Кахиани, завершая маршрут экспозицией наград и достижений, посвященной вкладу команды в развитие альпинизма, как одного из самых популярных видов спорта в Грузии.
Оказавшись в здании музея, посетитель проживает один день из жизни альпиниста, где начало экспозиции и вход – это восход, а конец – это звездное небо и демонстрация спортивных достижений. В середине пути свет в помещения начинает пробиваться через оконные проемы, а в промежуточных пространствах музея расположены учебные аудитории альпшколы.
Архитектурное решение музея передает скальные и ледяные образования окружающего ландшафта и символично трансформирует аутентичную форму сванской родовой башни. Как в традиционной архитектуре башня стоит около каждого родового дома, так и в нашем музее она символизирует конкретное имя, позволяя современной форме здания на ассоциативном уровне встраивается в существующий контекст».
1 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
2 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
3 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
4 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
5 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
6 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
7 / 7
Музейно-мемориальный комплекс «Великолепная шестерка», поселок Лентехи
Авторы: Юлия Мусатова и Анастасия Воронецкая, ЯГТУ
***
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая (дипломный проект – бакалавры, руководитель: Наталья Хомутова)
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
Идея проекта довольно неожиданная – показать, что спектр эмоций, мотивы и чувства альпиниста эквивалентны переживаниям космонавта. На выбранной территории находится яркое напоминание о советском альпинистском прошлом, и отсылка к советской мечте о космосе здесь является вполне уместной, ведь, по сути, эта мечта, так же как и стремление покорять горные вершины, продиктована тягой к новому, неизведанному; верой в идеалы светлого будущего, достижимого через труд и преодоление.
Генплан альпинистского лагеря – своего рода Солнечная система с большим центральным элементом, амфитеатром. Чтобы передать идею через архитектуру, студенты решили отталкиваться от визуальных образов космических поселений, а также от эстетики ретрофутуризма.
1 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
2 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
3 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
4 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
5 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
6 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
7 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
8 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
9 / 9
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Евгений Шабанов и Анастасия Чиноватая, ЯГТУ
***
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия Марина Баталова и Анна Булатова (курсовой проект – магистры, руководитель: Наталья Хомутова)
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
Студенты постарались адаптировать существующую на выбранном участке советскую архитектуру к историко-культурным особенностям местности. Прообразом для главного здания комплекса – гостиницы – послужил традиционный сванский дом. Комплекс включает в себя стационарную часть (жилой и учебно-спортивный кластеры, пищеблок) и временную (палаточный лагерь, полевая кухня и душевые кабины).
При формировании генерального плана определяющими факторами были ярко выраженный рельеф территории, сохранившиеся фундаменты зданий, а также существующая автомобильная дорога и сложившиеся пешеходные связи. Центром композиции и основной точкой притяжения стала нависающая над склоном смотровая площадка.
1 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
2 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
3 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
4 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
5 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
6 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
7 / 7
Альплагерь «Сванетия», поселок Местия
Авторы: Марина Баталова и Анна Булатова, ЯГТУ
***
Альплагерь «Зесхо» Вероника Шашкова (дипломный проект – бакалавра, руководители: Андрей Волков, Наталья Хомутова)
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
Образ альплагеря «Зесхо» – это привычный каждому простой тип деревенского дома со скатной кровлей и трубой. Жилые дома вписаны в лесной массив так, что кажется, будто деревья выросли уже вокруг построенного здания. В генплане лагеря четко прослеживаются три пути движения альпиниста: четкая прямая и «в обход», а группы домов формируются каждая вокруг своего центра: общественные – вокруг площади, жилые – вокруг мангальной площадки, словно путники собравшиеся у костра.
Основной сценарий для альпинистов: заселение, обучение, питание, аренда оборудования, выход в горы. Дополнительный сценарий (для спортсменов туристов): заселение, питание, досуг (кафе, лаундж-зона, отдых у реки, смотровая площадка), аренда спортивного снаряжения.
Все дома выполнены из дерева на каменном основании. В фасадах прослеживаются грузинские мотивы.
1 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
2 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
3 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
4 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
5 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
6 / 6
Альплагерь «Зесхо»
Автор: Вероника Шашкова, ЯГТУ
***
Альплагерь «Айлама» Анастасия Сарыкова (дипломный проект – бакалавра, руководитель: Владимир Богородицкий)
Альплагерь «Айлама»
Автор: Анастасия Сарыкова, ЯГТУ
Планировочное решение основано на активном террасировании территории альплагеря, где на вершине расположены объекты массового сосредоточения людей, а в отдалении, в тишине и гармонии с природой – объекты частной жизни. Дома «А»-образной формы одновременно напоминают и горные вершины, и альпинистские палатки, которые раньше занимали большую часть базы.
Во внешней отделке кровли и стен застройки альплагеря использована старая грузинская амбарная доска – рельефная, фактурная, несущая дух истории местности. Каждая доска имеет свой неповторимый, сформированный временем узор волокон древесины, сучков, вырубов, дефектов, которые придают материалу эстетическую художественную ценность.
RIBA: медали для студентов
Представляем обладателей президентских наград Королевского института британских архитекторов – за лучшие студенческие проекты.
МАРХИ: Золотая медаль 2019
Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ – Александра Улько и Анастасии Тряпичниковой, и проекты четырех номинантов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
Башни: варианты оживления
Публикуем пять проектов участников воркшопа International building challenge в МАРХИ, посвященного реновации заброшенных водонапорных башен.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Отличники по версии RIBA
Представляем обладателей наград президента Королевского института британских архитекторов за лучшие студенческие и исследовательские проекты.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Система поддержки для города
Продолжаем публиковать дипломы специалистов-выпускников МАРХИ. На этот раз – градостроительные проекты группы Николая Лызлова.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Архитектура управления. Как цифровая доска Futurello экономит...
Современное архитектурное бюро тонет в коммуникационном хаосе: тысячи писем, задачи в мессенджерах, замечания в PDF. Российская разработка Futurello предлагает решение – единое пространство для управления проектом.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро :dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Поговорили с героями проекта «РБК Визионеры» и урбанистами об их любимой современной архитектуре Москвы и о том, куда движется столичное градостроительство
Два московских ЖК включены в сборник лучших жилых...
Издательство BRAUN выпустило монографию Apartment Building Architecture. Contemporary Solutions, в которую, кроме десятков комплексов звезд мировой архитектуры, вошли два московских проекта бюро AI Studio.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады.
Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.