МАРШ: Реинкарнация. Новая утилитарность

Ноктюрн на радиорелейной башне, поэтика серверной и котельной, новый ритуал погребения и купальни у Курского вокзала – в работах магистров 2018/2019 года обучения под руководством Citizenstudio.

mainImg
Архитекторы Citizenstudio Даниил Никишин и Михаил Бейлин сверхзадачу студии видели в создании рецепта спасения утилитарных зданий города: «этим «городским роботам» нужно придумать жизнь и дать возможность вновь приносить пользу горожанам».

Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович,
руководители студии «Реинкарнация. Новая утилитарность»:

«Развитие технологий обострило противоречие между желанием человека жить с наибольшим комфортом и представлениями о ценности исторических артефактов. Главной жертвой технологического прогресса стали инженерные сооружения – слуги города, обеспечивающие функционирование его физических систем. Электрические подстанции, водонапорные башни, АТС, вычислительные центры эпохи ЭВМ утратили свое значение в современном городе.

Распространенным рецептом их сохранения оказывается трансформация объекта в музей или общественный центр. Однако потребность в этих функциях значительно ниже, чем количество таких сооружений, а объектами трансформации обычно становятся уникальные сооружения, тогда как типовые объекты часто остаются невостребованными.

Студия искала пути, которые позволили бы не музеефицировать, а реинкарнировать ключевое содержание типовых инженерных сооружений, функции которых устарели или вот-вот устареют.

Участники студии рассматривали город как утилитарное пространство и концентрировались на современных технических структурах, чтобы лучше понять природу старых технических сооружений. Необходимо было найти для них новые назначения и новую ценность, чтобы создать сооружениям иммунитет от будущих угроз.

Когда технические системы, обеспечивающие жизнь города, исключаются из пространства видимости, жители перестают понимать механику, которая обеспечивает их комфорт. Исходя из предположения, что только многофункциональные объекты могут в полной мере стать частью общегородской жизни, студия фокусировалась на работе с несколькими функциями внутри одного сооружения».

 *** 
 
Термальный бассейн «Депо» 
Полина Романова
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Автора проекта привлек бывший цех паровозного депо Москва-Курская, который сейчас окружают офисные здания: за массивными стенами кроется большое пространство, которое дает простор для выбора новых сценариев использования. Учитывая интересы «целевой аудитории», то есть офисных работников, а также стараясь сохранить воспоминания о старой функции, Полина Романова предлагает разместить в бывшем депо термальный комплекс. На это, в числе прочего, ее натолкнуло стихотворение Петра Вяземского «Ночью на железной дороге», в котором поэт сравнивает депо с госпиталем для поезда, то есть это место для «перезарядки» или обновления.

К депо пристраивается объем входной группы, а внутри цеха размещается термальный бассейн. Паровоз отсылает к разным стихиям воды, так как пар и вода – основные его двигатели. Для «обновления» человека было решено использовать разные агрегатные состояния воды по методу Себастьяна Кнайпа.
  • zooming
    1 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    13 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    14 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Полина Романова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Три продольных нефа – отсылка к трем путям, которые ранее здесь находились. Центральный – группа бассейнов с холодной (15-18°C) и горячей (38-40°C) водой, которые купающийся чередует. Один из боковых нефов наполнен теплой водой, здесь можно передохнуть. А через второй боковой неф – вернуться в раздевалку, в нем комфортная для плавания температура воды и небольшое течение. Впрочем, заданный сценарий посетитель может и нарушать.

Единое пространство бассейна формируется за счет тектоники дна, повторяющего природный ландшафт. Рельеф с повышениями и понижениями подсказывает где проплыть, а где задержаться – посидеть или медленно пройти. Куполообразный потолок является отражением дна: над чашами с горячей водой купол ниже, над холодными – выше. Нефы связаны арками и простенками, которые вступают в диалог со старыми арочными окнами цеха, а также потоками воды или завесой из пара.

Главный фасад становится частью уличного открытого бассейна, который работает круглый год.

Музыка и тишина: поющая башня
Ади Чатович
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Автор находит для заброшенной радиорелейной бетонной башни на северной окраине Москвы неожиданную и не совсем утилитарную функцию – музыкального инструмента. Башня может работать по принципу флейты: если в подземной части расположить мощный вентилятор, который будет играть роль губ и легких музыканта, верхушку «закупорить», а окна превратить в клапаны. Выходит звук через дверные проемы, затем распространяется по площади с амфитеатром, бассейн у подножия башни усиливает звук. Окнами-клапанами управляет «башенный музыкант».
  • zooming
    1 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 10
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Ади Чатович. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Поющая башня становится центром Парк звука и тишины, который имеет центрическую композицию относительно распространения звуковых волн. «Храм музыки», беседки, цветочное поле, кафе и торговые павильоны превращают парк в главную точку притяжения и главное место отдыха для жителей района.

Котельная – новая базилика
Анастасия Ульянова
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Размышляя о новой утилитарности Анастасия Ульянова акцентирует такие качества как экономия ресурсов, возможность вторичного использования, экологичность, компактность, энергоэффективность, многофункциональность, пластичность и гуманность («возвращение человека»).

В фокусе внимания три московские котельные, устаревшие и уже неэффективные, но в то же время сохраняющие дух места и привлекательную оболочку. У котельных обнаружилось сходство с раннехристианскими базиликами, и не только внешнее: «как и в соборе, котельная разделена на нефы, ступени, они поднимают пар из котлов наверх, к небу, как молитву к Богу. Ритм колонн и окон, который в соборе подводит к алтарю, в котельной задает направление теплу. В котельной тепло и хорошо, своим шумом она заглушает окружающий мир».
  • zooming
    1 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    13 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    14 / 14
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Анастасия Ульянова. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Анастасия Ульянова разработала три программы для типовых котельных. Первая – «физическое тепло» – больше всего подходит для котельной на улице Ибрагимова. В ней будут выращивать ГМО-водоросли и перерабатывать их в топливо для дальнейшего нагрева воды. Во втором типе, для Рязанского проспекта, тоже преобладает утилитарная функция, но есть и дополнительная общественная, «душевное тепло»: в атриуме появляется универсальное пространство для мероприятий. В третьей программе для Каширского шоссе «душевное» уже преобладает над «физическим»: внутри котельной располагается библиотека, кафе, зона отдыха, репетиционный зал и пр. В форме всех трех зданий усилен образ базилики.

Маяк памяти
Богдан Тепшич
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Современное кладбище не справляется с функцией сохранения памяти. По мнению Богдана Тепшича, оно «должно быть больше про жизнь и меньше про смерть»: мраморное надгробие мало способствует тому, что почувствовать близость к умершему человеку.

Для своего проекта автор выбрал Хованское кладбище. Оно стихийно развивается в сторону леса и поля, на это границе и предлагается разместить новый объект. «Маяк памяти» представляет собой конусовидную ступенчатую постройку, похожую на зиккурат. Она состоит из трех несущих элементов: бетонных оболочки, спирали и колонн, стоящих на фундаменте.
  • zooming
    1 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 9
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Богдан Тепшич. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

Внутри есть «ячейки памяти»: ниши с окошками и «подоконниками», на которых родственники и близкие оставляют вещи умершего, «следы» его существования. Ниша позволяет уединиться и погрузиться в воспоминания. С противоположной стороны спирали располагаются общие гостиные, где «можно провести время, подумать, вспомнить, выпить и обсудить». Одна из стен в этих комнатах сделана из светобетона, таким образом человек, стоящий в амфитеатре, может видеть силуэты людей в «коммуналках памяти».

Облачный склад
Алексей Агарков
Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
© МАРШ

Складской комплекс на Дмитровском шоссе Алексей Агарков превращает в Дата-центр с Музеем информации. Проект исследует место центров обработки данных в современной городской среде. Являясь в некотором смысле анти-архитектурой, эти городские «роботы» становятся местом стыка физического и виртуального пространства.

Серверным залам, практически лишенным человеческого присутствия, предстоит уживаться вместе с горожанами на территории, которая все больше насыщается общественными функциями. Это ставит интересную задачу интеграции до сих пор «невидимой» типологии дата-центра (на фоне роста ее значимости) в насыщенную жизнью городскую ткань.
  • zooming
    1 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    2 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    3 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    4 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    5 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    6 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    7 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    8 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    9 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    10 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    11 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ
  • zooming
    12 / 12
    Реинкарнация: новая утилитарность. Автор работы: Алексей Агарков. Преподаватели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Надежда Чадович
    © МАРШ

06 Сентября 2019

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Образовательный заплыв в центре города
Прошедшим летом Плавучий университет в Берлине по проекту коллектива raumlaborberlin стал площадкой для дискуссий и экспериментов на тему городов, переживающих бурную трансформацию. Этот необычный кампус – в фотографиях Дениса Есакова.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».