Плачь, Суханово, плачь

«Древолюция» под руководством Николая Белоусова осмыслила современное состояние Дома архитекторов и бывшей усадьбы Волконских.

mainImg
Усадьба Суханово – легендарный дом отдыха Союз архитекторов – долгое время, лет 10, формально не принадлежал союзу, и успел прийти в основательный упадок. Его, этот упадок, Николай Белоусов сделал предметом фестиваля, предложив тему «Крик». Фестиваль прошел в усадьбе по приглашению САР, длился 2 недели с 22 июля по 6 августа и состоял из мастер-классов, проектирования и сооружения пяти объектов силами 28 участников. Их отобрали из примерно 50 подавших заявки c помощью небольшого творческого конкурса: желающих попросили спроектировать «дом для животного», что многих поставило в тупик, так что участников в этом году получилось немного по сравнению с прошедшими в Петербурге фестивалями двух прошлых лет, собиравшими около 80 человек. Сокращение состава, впрочем, вовсе не печалит организаторов и Николая Белоусова – напротив, скорее радует, поскольку так легче уделить внимание каждому и работа становится продуктивнее. В будущем «Древолюция» планирует ограничить число участников.

От другого фестивального принципа – минимального вмешательства куратора в творческий процесс – Белоусов отступаться не планирует: «Я даю ребятам максимально возможную свободу, стараюсь не встревать советами, чтобы не стать соавтором работ. Они сами выбирали место, сами решали, как будут раскрывать тему. Все делали сами, проект, макет, работали шуруповертом. Это полезно архитекторам – понимать, какие усилия требуется приложить, чтобы реализовать замысел своими руками».

Тема же назначена в этом году впервые: начиная в первого фестиваля, прошедшего в Галиче в 2003 году, затем, когда «Древолюция» присоединилась к «Городам», и 2015-2016 в Петербурге, тем не было. Суханово в его меланхолией упадка темы, вероятно, требовало, и в результате осмысление объектами пространства усадьбы посредством объектов получилось достаточно цельным и последовательным. Позиция жюри на этот раз оказалась не слишком последовательной, так что ниже я не буду располагать объекты по очереди, а попробую показать их так, как они «прочитывают» Суханово.

Два объекта расположились перед главным фасадом дома, стремясь восстановить его партер – они отлично смотрятся вместе и, действительно, пытаются выстроить ось вида с балкона колоннады на пруд, утраченную из-за разросшихся справа деревьев.
«Древолюция»-2017. Авторы «Обелиска» фотографируются на фоне объекта 0.Р. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Древолюция»-2017. Вид с балкона главного дома. Объекты 0.Р. и обелиск. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лучше всего в этом смысле «работает» обелиск команды из Петербурга, Москвы и Воронежа «Осевики». В Суханове был установленный при Петре Михайловиче Волконском каменный обелиск в честь посещения Александра I, но он был не здесь, а за нижним прудом рядом с «Чайным домиком». Сейчас утрачены и домик, и обелиск.

Место для решетчатого прозрачного, да еще и черного, не очень заметного на фоне деревьев, обелиска-тени архитекторы выбрали, проведя ось перпендикулярно от центра портика, затем пройдя по ней до точки, от которой сейчас виден пруд. Получилось 2 оси: от дома и от пруда, или одна, как говорят авторы, «ломаная». На их пересечении и поставили обелиск, так что от него виден и дворец, и пруд.
zooming
«Древолюция»-2017. Объект Скелет Прошлого (Каркас Будущего); ось. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Древолюция»-2017. Профиль оси от главного дома к пруду, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В субботу, когда работало жюри, обелиск не был закончен, и жюри присудило ему последнее 5 место. На следующий день, когда работы завершили, многие из экспертов раскаялись, решив, что он мог бы быть достоин даже первого. Но менять решение не стали, зато авторам планируют предложить стажировку во Франции.
 
Скелет Прошлого (Каркас Будущего) / 5 место
Команда «Осевики»
Полищук Мария (Санкт-Петербург), Разумовский Ярослав (Санкт-Петербург), Ушаков Алексей (Воронеж), Яковлева Мария (Воронеж), Алексей Колесов (Москва)

«Древолюция»-2017. Объект Скелет Прошлого (Каркас Будущего). Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Русская усадьба всегда имела связь с водой. Широкая аллея, спускающаяся от барского дома к водоему – классический прием для дворянского приусадебного парка.

Сегодня в Суханово парк зарос. Исчезла главная ось, соединяющая портик дворца и пруд. Утрачены основные перспективные виды. Аккуратно высаженные парковые липы превратились в лес. Так активная застройка вносит хаос в структуру города.

Наша команда обнаружила единственное место, которое может связать зеркало воды пруда и ось интерколомниума портика. Перспектива превратилась в ломанную. Мы обнаружили точку видового слома и решили разместить на этом месте вертикальную доминанту, которая возродила бы некогда существовавший диалог между природой и архитектурой.
«Древолюция»-2017. Объект Скелет Прошлого (Каркас Будущего). Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Древолюция»-2017. Объект Объект Скелет Прошлого (Каркас Будущего), макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обелиск – распространенный морфотип русской усадебно-парковой архитектуры. В императорской России в честь визита царя к кому-либо из своих придворных было принято ставить памятники или. В частности, в Суханово был установлен обелиск в честь Александра I. Но он находился в глубине парка, у Нижних прудов, возле родника.

Наш обелиск в конструктивном плане представляет из себя набор балок, соединенных в единый пучок. Сечение башни – квадрат из брусков. Вертикальные бруски установлены так, что по оси объекта конструкция почти прозрачна. Осматривая объект, мы наблюдаем постоянную игру транспарентности/непрозрачности, что создает ощущение эфемерности. Деревянный каркас проходит сквозь основание, которое, в свою очередь, служит скамейкой. Пирамидальное завершение создает окончательное сходство с обелиском.

По нашему мнению, этот обелиск тоже поставлен в честь состоявшегося события. И это событие – упадок Суханово. Наш объект – это символ громкого прошлого, оценка настоящего и надежда на Будущее».
***

Между обелиском и дворцом на месте отделенного ступеньками белокаменного овала клумбы-партера (скорее всего советской, и теперь заросшей), команда из Петербурга, Москвы и Воронежа соорудила помост, по которому, по словам авторов, «нельзя ходить», потому что каждая его плашка решена в виде уголка. Хождение по нему напоминает прогулку по балкам риунированного дома. На помосте установили найденное в кустах испорченное пианино. Его привезли в Суханово для какой-то свадебы, да так и забыли; инструмент расстроен, трещиноват и выглядит донельзя меланхолично.
«Древолюция»-2017. Объект 0.Р (пианино). Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вместе решетчатый обелиск и старое пианино в партере образую умозрительный контур ушедшей усадьбы – это неудивительно, для загородного дворца пожалуй партер не менее важен, чем дворец. Черное дерево обоих объектов работает в унисон, к тому же ассоциируясь с пожарищем и усиливая печаль. Надо ли говорить, что пианино установлено на оси между портиком дома и обелиском – вместе они формируют образный остов утраченной усадебной жизни.
***
 
«0.Р.» / 2 место
Команда 112
Воротникова Ксения (Москва), Жернакова Наталья (Москва), Посадский Ян (Воронеж), СущинАлександр (Воронеж), Черемнова Анна (Санкт-Петербург)

«Древолюция»-2017. Объект 0.Р (пианино). Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Аббревиатура “ОР” расшифровывается как «ноль» и «piano». Архитектурная инсталляция располагается на парадном дворе усадьбы Суханово и занимает участок заброшенной овальной клумбы. Она находится на композиционной. На оси парка между дворцом и прудом. Объект помогает выявить утраченный акцент исторической планировки. В то же время, “ОР“ предлагает переосмыслить сложившееся за последний век значение этого места.

«Инсталляция состоит из настила и пианино. Каждый из них является предметом с “антифункцией”, отражая несоответствие нынешнего состояния усадебного комплекса его истории и образу. Заросшая клумба превращается в импровизированную сцену, на которой разыгрывается спектакль повседневности Суханово. Форма ее белокаменного бордюра овал,“ноль”, символ культурной пустоты, образовавшейся в усадьбе с подменой ее функции. Настил замещает собой клумбу, как заплата на ткани. Его темно-серый, почти черный цвет визуально превращает “заплату” в зияющий провал. Собранный из чередующихся досок, уложенных на ребро и плашмя, настил нарочито неудобен для ходьбы.
«Древолюция»-2017. Объект 0.Р (пианино); помост. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ядром инсталляции стало найденное в парке сломанное пианино, стоявшее в кустах. Оно послужило символом неприкаянного духа места, живым олицетворением изгнанной культуры. С искореженным ржавым механизмом, оно может издавать только какофонию звуков («ор»), отражая нынешний разлад в усадьбе. Это как крик отчаяния места, которое едва ли может сопротивляться разрушению и чужеродному вторжению homo vulgaris».
***

Третий проект, развивающий тему, устроился на пруду рядом с колодцем-источником, куда многие местные приезжают за водой. Команда архитекторов из Вологды «Влево» проассоциировали упадок Суханово с «Вишневым садом», и разместили на двух противоположных сторонах Нижнего пруда два помоста со столами для чаепития. Что неудивительно, поскольку до революции у Нижнего пруда находился «чайный домик» Суханово, так что объект стал еще и напоминанием о нем.
«Древолюция»-2017. Объект Липовый чай. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Помосты клонятся к воде, и пафос объекта – в том, что условная Раневская на одной стороне (где колодец) и условный Лопахин на другой должны договориться, иначе оба погибнут. С третьего берега видно оба помоста и это «точка надежды». Толкование Чехова оставим на совести авторов, насколько помню, там не было про «договориться», но объект, получивший 1 место жюри, получился одним из трудоемких – как минимум из-за забивания свай в воду. К тому же одна из его авторов проплыла сквозь ряску с одного берега на другой с ниткой в руках, для того чтобы вытроить прямую связь между двумя зеркальными объектами. По трудоемкости с ним может поспорить лишь все тот же обелиск. Три проекта, включая «Липовый чай» вместе тоже составляют каркас усадебной идеи, но два первых реагируют на дом, а «чай» – на пруд, важную часть усадебной культуры. Объекты «чая» к тому е служат беседкой-миловидой: вид пруда с обеих точек, несмотря на то что половина его затянута бродячей ряской, которая прибивается то к одному, то к другому берегу, отличный.
 
 
«Липовый чай» / 1 место
Команда «Влево»
Алымова Мария, Костерин Алексей, Крутиков Иван, Кудряков Денис, Николаев Александр, Репина Ольга, Таслунов Александр (Вологда)

«Древолюция»-2017. Объект Липовый чай. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Чаепитие на противоположных берегах пруда в тени липовых деревьев: возможно ли договориться, когда вы находитесь по разные стороны?

В Суханово есть яблоневый сад за колючей проволокой, поросший травой. Сад не только творение природы, которое должен сохранить человек, – это олицетворение усадьбы, которая кричит о помощи.
Лейтмотив чеховской пьесы «Вишневый сад» созвучен печальной истории Суханово. Нынешние лопахины видят в нем исключительно участок земли, источник дохода. А здешние раневские продолжают ностальгировать по прошлому и в бездействии созерцать увядание былой роскоши. У тех и других своя правда.
«Древолюция»-2017. Объект Липовый чай, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Древолюция»-2017. Объект Липовый чай. Точка, с которой видны обе части: «лопахинская» справа, «раневская» слева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В прошлом на Нижнем пруду стоял чайный домик. В нашей переосмысленной версии он делится на две части: одна для лопахиных, другая для раневских. Противоположные стороны могут пообщаться за чашкой чая, прийти к согласию. Но две половины единого целого постепенно погружаются на дно. Таким образом, у участников чаепития три пути. Остаться на своей части павильона, увязнуть в трясине компромисса или найти консенсус и обрести целостность, взглянув на ситуацию со стороны и встретившись наконец за одним столом».
***

Два других проекта не так тесно связаны со структурой исходных, собственно усадебных воспоминаний. Перед дворовым входом в главный дом, чью полукруглую колоннаду пристроил никто иной, как Константин Андреевич Тон, установлен объект «Про… Суханово». Внизу у него дуга деревянных качелей, вверху похожий на скворечник туалет с настоящей дыркой в полу – метафора энергичного «просрали». Объект прозвали «срачели», грозятся привезти на «Зодчество». В авторском описании упоминается игровая часть усадебной культуры, но сами авторы, показывая объект, больше говорили о пионерском детстве в «Суханове».

 
Про… Суханово / 3 место
Команда «Суханыч»
Выборова Дарья, Левченко Мария, Николаенков Антон, Пуренков Антон (Санкт-Петербург)

«Древолюция»-2017. Объект Про... Суханово. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Динамическая конструкция по принципу коня-качалки – напоминание об игровой культуре дворцово-парковых ансамблей. «Увенчанная» традиционным деревенским туалетом, она заставляет зрителя задуматься о возвратности своих действий и личном восприятии усадьбы Суханово.

Усадьба Суханово – место счастливого детства. Сюда приезжали на летний отдых, здесь жили, учились и играли. Но сейчас Суханово брошено, как старая игрушка. Игра продолжается на обломках. Разруха заботливо прикрыта, завуалирована и засыпана лепестками праздника. Чтобы понять и услышать настоящее Суханово, нужно посмотреть на него с другой стороны. Так смотреть умеют дети, в игре исследующие нехоженые маршруты и забирающиеся в недоступные и странные места, не думая об опасности. Поэтому тема для нашего объекта – крик из детства.
«Древолюция»-2017. Объект Про... Суханово. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Во время работы мы собрали много воспоминаний и мнений об истории и состоянии усадьбы, знакомство с местными жителями столкнуло нас с истинным лицом Суханово. Этот контраст с парадным миром усадьбы определил путь нашего проекта.

Объект располагается на оси с другими новыми и старыми малыми формами, восстанавливая и продолжая линию прямого спуска от дворца к пруду. Гротескное благоустройство, мимо которого не пройдут посетители, но которое не вяжется с антуражем праздника, говорит о проблемах, которые не хотят видеть. Динамическая конструкция по принципу коня-качалки – напоминание об игровой культуре дворцово-парковых ансамблей. Непосредственно используя объект в качестве забавы, человек находится в единстве с историей и архитектурными текстами разрушающейся усадьбы.
Качели стали основой для традиционной постройки – деревенского туалета. Данная форма в сочетании с функциональными проемами заставляет зрителя задуматься о возвратности своих действий, их последствиях и личном восприятии этого места.

Наш объект – отклик на мнимое благополучие, площадкой для которого стало Суханово».
***

Пятый объект московской «команды А», прославившейся на предыдущих фестивалях, называется «Эхо» и расположен ближе ко входу с усадьбу рядом с руинированным домом управляющего. Небольшой амфитеатр-лестница смотрит на лестницу и полуразрушенный дверной проем дома, превращая руину в объект созерцания. Цель – акцентировать состояние усадьбы. Рассказывают, что поначалу был другой вариант – «заноза», что-то вроде деревянной имитации мини-взрыва у стен дома управляющего; но в бурных спорах внутри команды он проиграл.

 
ЭХО / 4 место
Команда А
Авершина Алёна (Санкт-Петербург), Борматова Анна (Москва), Балахнин Антон (Чебоксары), Егорычев Егор (Коломна), Ларкина Евгения (Москва), Левандовская Александрина (Москва), Охрямкина Анастасия (Москва)

«Древолюция»-2017. Объект Эхо. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Беззвучный крик заброшенного здания отражается в архитектурном объекте, повторяющем его самую важную часть – входную группу с полуразрушенным крыльцом и заколоченной старыми досками стальную дверь, но повторяет не буквально, а инверсивно.

Объект расположен напротив «Дома управляющего», построенного в первой половине XIX века, находящегося в полуруинированном состоянии. Вместо того, чтобы скрыть от глаз прохожих текущее состояние здания, он наоборот акцентирует на нем внимание. В основу концепции положена идея отражения крика – эха. Беззвучный крик здания отражается в архитектурном объекте, повторяющем его самую важную часть – входную группу с полуразрушенным крыльцом и заколоченной старыми досками стальную дверь, но повторяет не буквально, а инверсивно. Выше лестницы появляются глухие стены, а под лестницей – обнажившиеся конструкции как символ скорого исчезновения здания при отсутствии к нему должного отношения. За ось отражения принята вертикаль молодого дерева. Лестница, выполненная по обмерам и неудобна для ходьбы, как и в оригинале.
«Древолюция»-2017. Объект Эхо, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект можно обойти и расположиться на ступенях, поразмышлять о текущем состоянии здания, усадьбы, да и просто о жизни в целом. Стены превращаются в шоры и взгляд упирается в полуразрушенное крыльцо с закрытой дверью, заставляя задаться вопросом: «А зачем мне все это показывают?».
***

«Древолюция»-2017. Участники практикума и Николай Белоусов. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

То, что в Суханове не все ладно, было известно давно, тема «Древолюции» была предсказуемой, хотя в то же время и смелой. Все вместе сложилось в новый маршрут, и если следовать за объектами, усадьба в меньшей степени выглядит домом отдыха или свадебным полигоном, маршрут проявляет культурные паттерны, а значит, большинство мест выбрано верно. Надо сказать, что хотя ссылка на «Вишневый сад» чересчур хрестоматийна, фестивальное творчество неплохо срослось с плачем по усадьбе, и не в упрек будь сказано, как-то оформилось и окультурилось. К фестивалям-практикумам все привыкли, теперь их много, бывает, что на таких мероприятиях встречаются объекты чересчур легковесные, сюжеты повторяются, вызывая déjà-vu. В данном случае получилось чуть более основательно и элегично, возможно, из-за заданной темы.
 

08 Августа 2017

Похожие статьи
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.