Вокруг башни

Публикуем фрагменты из новейшего путеводителя по архитектуре Шаболовки 1920-30 годов, издание которого призвано защитить башню и уникальный конструктивистский район если не от уничтожения, то от забвения.

mainImg
На днях появилась информация о том, что проект постановления правительства РФ о перемещении Шаболовской радиобашни «был доработан» и перешел из стадии общественного обсуждения в стадию «антикоррупционной экспертизы». По-видимому, это надо понимать так, что общественное обсуждение он уже прошел, хотя его результаты не были объявлены. Эксперты, как известно, категорически против переноса башни, специалисты уверены, что это «перемещение» приведет к утрате подлинного памятника (см. подборку статей и открытых писем); существует несколько проектов сохранения башни на старом месте. И между тем формально общественное обсуждение завершилось, хотя надежда на победу здравого смысла еще остается. В четверг 29 мая в 19:00 ​на площади Краснопресненская Застава у памятника Героям революции (возле метро «Улица 1905 года») пройдет согласованный митинг в защиту башни, куда приглашаются все неравнодушные к судьбе уникального памятника русского авангарда.

В течение уже больше двух месяцев защитники башни обсуждают ее судьбу и проект культурного кластера в районе Шаболовки, водят экскурсии, пишут письма в инстанции. Недавно инициативная группа «Шаболовка» и выставочный зал «Замоскворечье» выпустили в свет путеводитель, написанный коллективом историков авангарда: с картой, фотографиями и рассказом о двадцати четырех памятниках архитектуры и инженерного искусства 1920-х – 1930-х годов, расположенных вокруг башни. С этой замечательной книжкой в руках можно гулять вокруг башни, разглядывая под наслоениями позднейшего XX и XXI века остатки великого жизнестроительного проекта. Занятие полезное и увлекательное. Путеводитель можно приобрести за 150 рублей в галерее «Замоскворечье» (Серпуховской вал, 24, к.2). Мы же в преддверии решения судьбы конструктивистского квартала публикуем, с согласия авторов и издателя, часть помещенных в нем рассказов о памятниках авангарда на Шаболовке. О районе, который необходимо сохранить. 
Юлия Тарабарина
zooming
Шуховская башня на Шаболовке. Фотография: предоставлена Б.Е. Пастернаком, главным архитектором Центра историко-градостроительных исследований
zooming

Путеводитель с тремя приложениями:
маршрутами прогулок по Шаболовке.
Фотография Александры Селивановой
***
 
Радиобашня
Ул. Шаболовка, ул. Шухова
Владимир Шухов
1919-1922
zooming
Шуховская башня на Шаболовке. Фотография: предоставлена Б.Е. Пастернаком, главным архитектором Центра историко-градостроительных исследований
Шуховская башня на Шаболовке – всемирно известное творение гениального русского инженера Владимира Шухова. Конструкция так называемой гиперболоидной башни была создана им еще в 1896 году, а Шаболовская радиобашня стала самым высоким его сооружением такого рода.

Кроме эстетической новизны, гиперболоидная башня дает колоссальную экономию материала. По первоначальному проекту высота башни должна была составить 350 м – выше Эйфелевой башни на 35 м, а весила бы она при этом в 4 раза меньше своей знаменитой французской сестры.

Военная разруха заставила уменьшить высоту башни до 150 м, но все же она надолго стала самым высоким сооружением Москвы и одной из ее визитных карточек. Еще одно важное достоинство башен Шухова – простота сборки. Несмотря на изящные криволинейные очертания, каждая секция собирается из прямых стержней, которые пересекаются друг с другом. А в высоту башня росла, как подзорная труба – каждая секция собиралась на земле внутри предыдущих и лебедками поднималась на нужную высоту.

После подъема четвертой секции случилась катастрофа – секция обрушилась, повредила третью, два строителя погибло. Несмотря на выводы экспертизы о том, что виновата в этом не ошибка в расчете, а некачественный металл, Шухову выносят беспрецедентный приговор – условный расстрел. К чести Владимира Григорьевича, строительство даже в условиях послевоенной разрухи было завершено на высочайшем уровне.

В 1922 году башня передала первый радиосигнал, а 17 лет спустя стала первой в Союзе телевизионной башней. В умах миллионов россиян башня навсегда останется символом отечественного телевидения.

Последние 10 лет башня принадлежит «Российской телевизионной и радиовещательной сети», которая своей халатностью довела объект культурного наследия до предаварийного состояния. Задача всего мирового сообщества – сохранить этот уникальный памятник архитектуры и истории, образец выдающихся достижений российской инженерной науки для будущего.
Айрат Багаутдинов
Историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера»
***
 
Радиобаза ГОРЗ на Дровяной площади
Ул. Хавская, д. 5
1918-1920-е
zooming
Радиобаза ГОРЗ на Дровяной площади. Анкерный башмак технологической растяжки радиоантенны. Фотография: Илья Малков
zooming
Радиобаза ГОРЗ на Дровяной площади. Анкерный башмак технологической растяжки радиоантенны. Фотография: Илья Малков

В 1919 году по декрету Владимира Ленина радиолаборатории и станция беспроводной связи, работавшие на участках бывшего Варваринского приюта и соседней Дровяной площади, стали основой новой сверхмощной радиостанции для нужд правительственной связи. Так появилась радиобаза ГОРЗ (Государственные Объединённые Радио Заводы). Между Шаболовкой и Мытной, вдоль всего Сиротского переулка (теперь – улица Шухова) выстроились высокие радиомачты (одна стояла в центре поля сегодняшней школы №600, другая – ближе к Мытной).

В 1922 году к ним присоединилась уникальная радиобашня Владимира Шухова. Вместе с мачтами они работали в единой системе, соединённые между собой траверсой-антенной. По мере развития технологий связи мачты-антенны убрали, и к середине 1930-х годов здесь осталась лишь башня. Но артефакты эпохи радиобазы ГОРЗ можно увидеть и сегодня – это хорошо сохранившийся анкерный башмак технологической растяжки радиоантенны (1918-1919), а также останки других таких анкерных блоков – на территории поля 600-й школы на углу улиц Хавская, Шухова и Татищева. Каждый такой блок хорошо заглублен в грунт, отлит из высокопрочного спецбетона с металлическим кронштейном с проушинами для крепления растяжек радиомачт.
Илья Малков
Краевед, дизайнер, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»
Ул. Лестева 18
Георгий Вольфензон, Самуил Айзикович
1926-1929
zooming
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение». Фотография: предоставлена Б.Е. Пастернаком, главным архитектором Центра историко-градостроительных исследований

Его принято называть первым домом-коммуной в СССР, но по факту это постройка переходного типа с жилыми ячейками и квартирами, распределенными по нескольким блокам. Проект разработан двумя архитекторами Георгием Вольфензоном и Самуилом Айзиковичем. Оба выучились профессии еще до революции, один в Одессе, другой в Вильно. Первый их подход к теме дома-коммуны случился в рамках участия во втором конкурсе Моссовета на новые типы жилья. Уже в нем они выработали использованную на ул. Лестева систему с осевой симметрией глубокого двора (курдонера) и размещением культурно-бытовой инфраструктуры в центральной перемычке здания. Однако именно в 1929-м на Шаболовке это решение приобрело всю свою планировочную полноту.
zooming
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение». Фотография: Наталия Меликова
zooming
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение». Фотография: Наталия Меликова

Ось двора здесь держит вертикаль Шуховской башни, от которой корпуса теперь расходятся, словно лучи ее радиоволн. Во время строительства «Вечерняя Москва» писала: «С фасада даже недостроенный, этот дом-гигант особенно величественен и красив. За ним высится сетчатая башня радио-станции им. Коминтерна, пронзившая небо. И кажется, что это одно целое: дом, башня, синее небо. Можно так стоять и смотреть, как в музее или на картинной выставке». В то же время здесь очевидна функциональная логика: нежилой блок получил размещение на северной стороне участка, ведь в клубном помещении со сценой и в столовой солнце не так важно, а ясли, наоборот могли быть ориентированы на юг, также как и сам двор со спортивной площадкой, фонтаном и беговой дорожкой. Кстати, на крыше корпуса был организован солярий с душевыми кабинами, а на последнем этаже спортивный зал – все для формирования здорового образа жизни. Жилая часть, рассчитанная на 600-700 человек, включала коридорные корпуса с 230 жилых ячеек (без кухонь и персональных санузлов/душей) и флигели с 40 квартирами, ориентированными на две стороны для качественного проветривания и освещения (потолки 2,9 м, 3-4 комнаты). Строительство стало возможно благодаря кооперации будущих жильцов. Из воспоминаний известно, что одна из жительниц за свою ячейку внесла 100 рублей. Позже власти возвращали эти затраты, превращая дом в государственную собственность.
Мария Фадеева
Архитектурный журналист, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
Школа №50 ЛОНО (Школа №600)
Ул. Хавская, 5
Анатолий Антонов, Игорь Антипов
1934-1935
zooming
Школа №50 ЛОНО (Школа №600). Фотография: Наталия Меликова
zooming
Школа №50 ЛОНО (Школа №600). Фотография: Илья Малков

Один из немногих реализованных проектов школ-гигантов конца 1920-х годов. Задуманный конструктивистом Антоновым, с асимметричным планом, башней для астрономических наблюдений и большими перетекающими пространствами рекреации и лестниц, проект был тактично «доведен» в 1935 году Антиповым уже в духе постконструктивизма. Появившиеся тогда портик на фасаде, колонны упрощенного ордера и кессоны в интерьерах нисколько не испортили здание. Сейчас это одна из лучших по архитектуре и сохранности первоначальных интерьеров школ Москвы эпохи авангарда. На протяжении десятилетий школа была экспериментальной базой Института художественного образования РАО, благодаря чему артистические пространства наполнялись вполне артистическим содержанием: архитектурные, художественные, музыкальные классы, хоровые аудитории, гримерные...
Александра Селиванова
Историк архитектуры, директор Центра авангарда в Еврейском музее, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
 Дом с магазином «Три поросенка»
Ул. Мытная, 52
Н.Порфирьев, А.Кучеров
1932-1936
zooming
Дом с магазином «Три поросенка». Фотография: Наталия Меликова

Экспериментальный дом из крупных блоков, предшественник «блочек» эпохи застоя, должен был стать образцом скоростного строительства, но возводился долгих четыре года. За это время он успел «обрасти» стильным геометрическим декором: в основном объеме здания подчеркнули четкие линии прямоугольных блоков, а одноэтажный продуктовый магазин «завернули» лихим изгибом в духе американского стримлайна. Его витрину украсили фигурами трех поросят из популярного и в СССР диснеевского мультфильма; старожилы пользуются этим названием до сих пор.
Алексей Петухов
Искусствовед, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина
***
 
  Универмаг Мосторга (Торговый дом Даниловский)
Ул. Люсиновская, 70, с.1
Александр Болдырев, Георгий Олтаржевский
1929-1931; 1934-1936
zooming
Универмаг Мосторга (Торговый дом Даниловский). Фотография: Наталия Меликова
zooming
Универмаг Мосторга (Торговый дом Даниловский). Фотография: Наталия Меликова

У Даниловского универмага, как и у многих зданий переходного периода, два автора. В 1929 году гражданский инженер Болдырев спроектировал два симметричных торговых корпуса, замыкающих жилой комплекс завода Гознак со стороны заново формируемой Даниловской площади. Строительство правого корпуса, будущего универмага, началось в 1930-м, но в 1931-м, когда все ресурсы страны были брошены на индустриализацию, его законсервировали. В 1934-м универмаг решили достроить, но первоначальный конструктивистский проект уже не отвечал требованиям времени. Переработать его доверили Георгию Олтаржевскому, автору ряда дореволюционных доходных домов в неклассическом стиле. Однако универмагу он придал черты не неоклассики, а международного ар деко: подобные торговые здания со скругленным углом, утопленным главным входом, крытыми галереями вдоль витрин и рельефной надписью на аттике можно встретить во многих городах мира.

В интерьере ключевую роль играет полукруглая лестница, освещенная большим вертикальным витражом. Свободная планировка этажей с минимальным числом опор – наследство первоначального конструктивистского проекта.
Наталия Броновицкая,
Историк архитектуры
***
 
 Школа (Строительный колледж №30, «Баухауз – 30»)
Ул. Академика Петровского, 10
Даниил Фридман
1935-1936
zooming
Школа (Строительный колледж №30, «Баухауз – 30»). Фотография: Наталия Меликова

Колледж занимает здание бывшей школы, построенной по одному из самых удачных проектов середины 1930-х годов. В столице сохранился почти десяток подобных школ, но проект, хоть и считался типовым, каждый раз реализовывался по-разному.

Это представительное по своему замыслу здание с симметричной фасадной композицией, нарушенной в позднейшее время пристройками.
zooming
Школа (Строительный колледж №30, «Баухауз – 30»). Фотография: Наталия Меликова

В отличие от многих других реализаций фридмановского проекта, здание на Шаболовке не оштукатурено, но мелкий, характерный для этой эпохи декор выложен в кирпиче и вполне читается. Входной ризалит обрамлен геометризованными квадратными пилястрами, а на центральной части фасада чередуются характерные для ар деко большие квадратные окна с сгруппированными по три узкими прямоугольными проемами. Посередине фасада побеленным кирпичом выложена дата постройки здания.
Николай Васильев
Искусствовед, председатель российского отделения Docomomo
***
 
1-й московский крематорий и колумбарий (храм Серафима Саровского и Анны Кашинской)
Донская пл., 1, с. 29, 31
1910-е-1927
zooming
1-й московский крематорий и колумбарий (храм Серафима Саровского и Анны Кашинской). Фотография: Александра Селиванова

Хотя Новое Донское кладбище действовало уже в начале ХХ века, в 1920-е годы оно стало ареной совершенно нового эксперимента. Здесь, в недостроенной церкви, решили устроить первый в столице крематорий: в подвале установили специально заказанную в Германии печь, само здание заново оформили в сдержанных конструктивистских формах по проекту архитектора Николая Осипова, кстати, покоящегося здесь же. По бокам от крематория задумали возвести два корпуса колумбария (до войны успели построить только один).
zooming
1-й московский крематорий и колумбарий (храм Серафима Саровского и Анны Кашинской). Фотография: Александра Селиванова

Газеты славили «огненное погребение», а для торопливых горожан кремация быстро стала частью быта с изрядной дозой черного юмора. Маленькие ячейки колумбария – своего рода аналог коммунального жилья для преждевременно почивших строителей нового мира – сегодня стали уникальными капсулами времени и позволяют почувствовать себя буквально в толпе жителей довоенной Москвы. Многие образцы оформления урн здесь – настоящие миниатюрные шедевры прикладного искусства, и все без исключения – уникальные исторические документы. С 1970-х крематорий работать перестал, а в 1990-е центральный корпус отдали церкви, и история так и не освященного до революции здания продолжилась в первоначальном русле.
Александра Селиванова
Историк архитектуры, директор Центра авангарда в Еврейском музее, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
Общежитие студентов Текстильного института («Коммуна»)
2-й Донской проезд, 9
Иван Николаев
1929-1930
zooming
Общежитие студентов Текстильного института («Коммуна»)

Это не просто общежитие, а студенческий дом-коммуна, радикальный пример социальной инженерии средствами архитектуры. Дом-коммуна предназначался для «парттысячников» – мобилизованной в ВУЗ трудовой, преимущественно крестьянской, молодежи. К концу трехлетнего срока обучения студент должен был стать не только специалистом, но и современным горожанином, отучившись от прежних бытовых привычек.
zooming
Общежитие студентов Текстильного института («Коммуна»). Фотография: Наталия Меликова

Выстроенное по канонам «современного движения» здание состоит из трех соединенных между собой корпусов. В широком трехэтажном корпусе находились комнаты для общения, большая библиотека, где студенты делали домашние задания, (зубчатая кровля – это т.н. шедовые фонари, через которые в зал проникал верхний свет), к которому примыкали два яруса маленьких кабинетов для индивидуальных занятий (кабинеты освещались через ленточные окна), а также столовая и кухня, расположенная в дальнем от ул. Орджоникидзе конце. Поперечный корпус – гигиенический, там находились души и туалеты. Войдя в него, студент поднимался по лестнице или по пандусу, выдающемуся башней в пространство двора, на свой этаж (юноши и девушки жили на разных этажах), снимал одежду и направлялся в спальный корпус, совершая по пути гигиенические процедуры. Надев пижаму, он затем шел в спальную кабину, которую делил с товарищем. Площадь кабины – всего шесть метров, недостаток пространства компенсировала искусственная вентиляция. В спальных кабинах можно было находиться только днем, и там полагалось держать только самый минимум личных вещей: книги и все, нужное для учебы, студенты хранили в шкафчиках в библиотеке. Часть нижнего этажа узкого и длинного спального корпуса занимал тир, а другая половина поднята на столбы по заветам Ле Корбюзье.

Широкие балконы гигиенического корпуса и плоская кровля использовались для утренней зарядки, а перед фасадом спального корпуса были устроены спортплощадки.

Дом-коммуна находится в процессе реконструкции, при которой подлинная постройка фактически заменяется копией.
Анна Броновицкая
Историк архитектуры, доцент МАрхИ
***
 
Общежитие Текстильного института («Белое»)
Ул. Стасовой, 10. к.2
Первая половина 1930-х
zooming
Общежитие Текстильного института («Белое»). Фотография: Наталия Меликова

Здание было построено на рубеже 1930-х в форме каре, композиционно оно сходно с домом-коммуны на улице Лестева – два крыла образуют двор сужающейся формы, однако ориентирован он не на юг, а на север.
Фланкирующие корпуса пятиэтажные, пронизанные сквозным коридором, сдвижка секций позволила осветить коридоры через торцевые проемы, ведущие на общественные балконы.  Центральная часть с южной стороны обрамлена балконами с глухими бетонными парапетами, с северной, дворовой – ризалитами лестниц, окна в которых прорезаны в скругленных, обращенных друг к другу, углах.
zooming
Общежитие Текстильного института («Белое»). Фотография: Наталия Меликова

Первоначально центральная, входная часть общежития была двухэтажной, над вестибюлем располагался остекленный зал. Такой разрыв позволял освещать открытый на север двор. Однако сейчас центральная часть надстроена до пяти этажей.
Николай Васильев
Искусствовед, председатель российского отделения Docomomo
***
 
Общежитие Текстильного института («Красное»)
2-й Донской пр., 7/1
zooming
Общежитие Текстильного института («Красное»). Фотография: Илья Малков
zooming
Общежитие Текстильного института («Красное»). Фотография: Илья Малков

Среди местных жителей весь район между Шаболовкой и Ленинским проспектом именуется «Текстильным»: могущественный институт возвел здесь в межвоенные годы десятки зданий – настоящий город в городе. Краснокирпичный корпус общежития исполнен с изобретательностью и большим чувством стиля: выдвинутые квадраты «панелей» – элегантное эхо европейского модернизма и отражение мечты о типовом жилье, а монументальный вход с громадным полукруглым окном наделен почти дворцовой статью. Здание, по обыкновению тех лет, было оставлено неоштукатуренным и сохранило первоначальный облик до сего дня.
Алексей Петухов
Искусствовед, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина
***
 
Путеводитель подготовлен Инициативной группой «Шаболовка» и Выставочным залом «Замоскворечье». Его можно приобрести в галерее «Замоскворечье» (Серпуховской вал, 24, к.2), стоимость – 150 руб.

Справка: 
Инициативная группа «Шаболовка» – это общественное объединение, куда входят историки архитектуры, менеджеры культуры, журналисты, дизайнеры, жители района, обеспокоенные судьбой Шуховской башни и окружающей ее застройки 1920-1930-х годов. Группа инициирует проекты, нацеленные на продвижение района, как уникального культурного центра Москвы, связанного с наследием авангарда ХХ века, и рассказывающие о значении башни на Шаболовке как важнейшего российского памятника архитектуры и истории. Группа видит своей целью реализацию постоянно действующей модели шаболовского кластера, объединяющего творческие, образовательные, коммерческие институции района в единую сеть.

Выставочный зал (галерея) «Замоскворечье» был образован более 20 лет назад на базе творческого объединения «Москворечье» в центре Хавско-Шаболовского жилмассива, спроектированного в конце 1920-х архитекторами Травиным и Блохиным.     Изначально район (ныне – Даниловский) был задуман как гимн новой пост-революционной Москвы. Здесь сохранилось множество  памятников конструктивистской архитектуры; рядом – всемирно известный шедевр архитектуры ХХ века – Радиобашня архитектора В. Шухова.  C 1991 года галереей было организовано и проведено более 600 художественных выставок в Москве и в других городах России и зарубежья.  Галерея собирается    развивать историко-краеведческие проекты,  посвященные  конструктивизму  и связанные с осмыслением культурного наследия Даниловского района и его популяризации.
 

28 Мая 2014

Шаболовский культурный кластер
Шуховская башня – главная достопримечательность целого района Москвы, считают авторы проекта развития территории Шабловки: АБ Асадова, Madetogether, НЛО проектное бюро и инициативная группа «Шаболовка».
Башня в кубе
Концепция восстановления Шуховской башни от архитектурного бюро «Четвертое измерение»: не то чтобы новая, но и не очень известная.
Пресса: Москва может спасти Шуховскую телебашню на Шаболовке
Компания РТРС более трёх лет после указания В.В.Путина не может защитить Шуховскую телебашню от коррозии. После выделения денег Правительством России прошло уже три летних сезона, удобных для проведения работ по защите башни от коррозии. Может быть, кто-то специально хочет разрушить башню Шухова на Шаболовке коррозией, чтобы потом с выгодой реализовать участок земли в центре Москвы под её основанием?
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.