Екатерина Ножова: «Шуховская башня может быть отреставрирована на месте»

Историк Шуховской башни – об особенностях ее конструкции, специфике строительной документации (которой фактически нет) и необходимости тщательной экспертизы памятника.

mainImg
Екатерина Ножова – соавтор нового международного исследования, посвященного творчеству Шухова, и автор диссертации, посвященной, в значительной степени, истории строительства башни на Шаболовке (диссертация написана в Федеральным институте технологий Цюриха). Екатерина входит в несколько европейских обществ историков строительства, главы которых недавно подписали открытое письмо президенту РФ с просьбой предотвратить утрату Шаболовской башни и предложением «профессиональной поддержки научного и инженерного сообществ».

Екатерина рассказала нам об особенностях конструкции башни, попытках ее обследования, а также поделилась своим мнением о возможности реконструкции памятника без строительства дорогостоящих лесов (заявленная стоимость которых, как следует из пояснительной записки к проекту постановления правительства о демонтаже башни, собственно, и сделала приоритетной идею разборки памятника мирового значения).
Шаболовская телебашня. Фотография сделана посредством октокоптера. Материалы предоставлены Е. Ножовой
Екатерина Ножова. Фотография предоставлена Е.Ножовой

Архи.ру:
– Как возник международный проект, посвященный исследованию творчества Владимира Шухова?

Екатерина Ножова:
– Совместный исследовательский проект Германии, Швейцарии и Австрии был инициирован тремя крупнейшими институтами – Техническим университетом Мюнхена, Университетом Иннсбрука, Федеральным институтом технологий Цюриха (ЕТН), представителем которого я являюсь, и лично Райнером Грефе – автором первой подробной книги, посвященной деятельности Шухова, которая вышла в 1990 году. Райнер Грефе обратился к своим коллегам с просьбой помочь ему в выпуске следующего издания о Шухове, дополненного самыми последними материалами и проектами. В общей сложности мы посвятили данной работе более трех лет, начав исследование в 2010 году. В настоящее время готовится финальный отчет по итогам проделанной работы. Я убеждена, что сведения, полученные в рамках данного проекта, могут быть полезны при проведении реставрационных работ.

– Кто инициировал открытое обращение к президенту РФ?

– На протяжении долгого времени мы следили за судьбой Шуховской башни. В связи с возникшей информацией о ее демонтаже, было принято решение направить открытое письмо Владимиру Путину, подписанное представителями национальных обществ Америки, Германии, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Великобритании и Бельгии. В своем обращении мы предлагаем помощь не только в вопросах консультации, мы готовы активно участвовать в реставрации, предоставить собственных специалистов. В первой версии письма были обозначены даже более конкретные шаги: проведение съезда, обсуждение всех материалов и образцов, которые нам могут быть предоставлены, анализ, экспертиза, и первые меры по консервации башни.

По вашей оценке, что сегодня препятствует консервации башни? Почему принято решение о ее демонтаже?

Проблема в том, что у башни есть собственник, который просто не знает, что делать с такой сложной 150-метровой конструкцией. И, действительно, данный проект требует деликатного и комплексного подхода. Работу над ним нельзя доверить одному отдельному бюро. Здесь понадобятся очень разнопрофильные специалисты: инженеры-обмерщики, специалисты по расчету конструкций, специалисты по металлам и их коррозии. Возможно, что и в России можно собрать такую команду. Мы же готовы прямо сейчас предоставить своих специалистов.

Еще одна серьезная проблема – отсутствие подробной документации. Сохранилось всего несколько чертежей, причем довольно схематичных. На одном из чертежей узлы стыков секций не совпадают с теми, которые можно видеть на построенной башне. Есть основания думать, что этот чертеж был сделан как часть описательной документации и датируется не 1919-м годом, а началом 1940-х. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в шапке подписи чертежа указана организация, появившаяся только в 1932 году. Другой имеющийся документ дает представление лишь о пропорциях сооружения. Сохранившийся эскиз фундамента сильно отличается от фундамента построенной башни, а чертеж стыка между двух секций дошел до нас в очень плохом состоянии, что не позволяет составить полное представление о деталях конструкции.

При сборе всех исходных материалов мы также обратились в ЦНИИПСК им. Мельникова, созданный на базе фирмы Александра Бари, в которой работал Шухов. В институте сохранились несколько обследований 1947 и 1971 годов. Галина Шеляпина, ведущий инженер института, показала мне эти чертежи. Но когда я лично поднялась на башню, стало очевидно, что и в них есть существенное несоответствие действительности. Недостаточно знать просто пропорции, необходима полная информация о стыках, наклонных стойках, которые собирались из нескольких профилей, что напрямую было связано с методом монтажа без строительных лесов. Этой информации, к сожалению, у нас нет.

Поэтому прежде чем говорить о консервации и реставрации, необходимо провести тщательные обмеры, обследования и составить карту объекта со всеми его повреждениями. Следующим шагом должно стать создание документации башни с точными размерами всех профилей и оценкой их состояния.
Шаболовская телебашня. Фотография сделана посредством октокоптера. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Тот факт, что башня остро нуждается в ремонте, обсуждается уже очень давно. Что до сих пор мешало провести то обследование, о котором Вы говорите?

Объект очень большой и сложный. Надо понимать, что даже большая команда верхолазов не способна обмерить башню за короткие сроки вручную.

Полтора года назад совместно с российской Академией наук и Государственным институтом авиационных систем мы пытались провести обследование с помощью небольшого летательного аппарата – октокоптера. Полтора года потребовалось нам и директору института Сергею Желтову только на то, чтобы получить разрешение на полет вокруг башни. Когда же это разрешение было получено, выяснилось, что на башне установлено огромное количество датчиков сотовой связи, которые создают мощное магнитное поле. Это поле не позволило полноценно управлять октокоптером, а следовательно – выполнить задуманное. Однако помимо нас подобные проекты пытались осуществить и другие компании. Сергей Желтов продолжил проект обмеров с компанией ZALA AERO. Им удалось получить снимки, сделанные с помощью фотограмметрического обследования. Эти фотографии воссоздают довольно точную модель, однако воспроизвести по ним детали не удается. С той же проблемой мы столкнулись при изучении материалов, подготовленных Академией наук два года назад в ходе лазерного сканирования башни. Данная работа проводилась под руководством Андрея Леонова из Института истории, естествознания и техники. Им удалось сделать самую точную модель из всех ныне существующих. Но и она дает только геометрию сооружения, не воссоздавая узлы и стыки.
Фрагменты анализа документации по Шуховской башне НиГРЭС в Дзержинске, из которых хорошо видно, что в шуховской конструкции важен каждый миллиметр. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Из Вашего рассказа понятно, что анализ такого крупного и сложного объекта как Шуховская башня с технической точки зрения осуществить довольно сложно. Однако в своем обращении к президенту РФ вы настаиваете на проведении экспертизы. У вас имеется какой-либо алгоритм действий?

Если объединить все описанные мной выше методы, попытаться в очередной раз поработать с октокоптером или камерой на подвижной платформе, применить фотограмметрический анализ, лазерное сканирование, фотографии и ручное обследование в самых труднодоступных местах, то вполне можно получить достаточно точное представление о сегодняшнем состоянии башни. При этом не потребуется возведение дорогостоящих строительных лесов.

Вы против возведения лесов?

Дело в том, что существует проект, разработанный компанией «Качество и надежность», получившей право на проектирование по результатам тендера РТРС. Однако этот проект нигде не был опубликован. Лишь в ноябре 2012 года его представили в рамках пресс-конференции в МГСУ-МИСИ, которая была открытой, но не собрала много публики, из-за чего широкой огласки это событие не получило. Я лично там присутствовала и уже тогда у меня возникла масса вопросов. В частности – стоимость строительных лесов, по расчетам компании, в три раза превышала весь бюджет, выделенный государством на реконструкцию памятника. На основании этих расчетов был сделан вывод, что реставрация башни на месте – это слишком дорогостоящее мероприятие, куда проще ее снести. В связи с этим возникает вопрос: так ли необходимы строительные леса? Свойства шуховских конструкций таковы, что даже при повреждении нескольких элементов сооружение остается очень устойчивым, поскольку нагрузки равномерно распределяются по всей конструктивной сетке. Например, когда мы начинали реконструкцию 128-метровой Шуховской башни на Оке НиГРЭС, вандалами у нее было подпилено 16 из 40 опорных ног, но она устояла, выдержала колоссальную нагрузку и сейчас отреставрирована.
Фрагменты документации по Шуховской башне НиГРЭС в Дзержинске, из которых хорошо видно, что в шуховской конструкции важен каждый миллиметр. Материалы предоставлены Е. Ножовой
Фрагменты документации по Шуховской башне НиГРЭС в Дзержинске. Материалы предоставлены Е. Ножовой
Фотография Шуховской башни, сделанная весной 1921 года, до аварии при монтаже. Здесь видно, что по первому проекту конструкция была гораздо легче – вдвое меньше опорных стоек в 3 секции.

Удивительно еще и то, что сегодня вся информация о той ноябрьской конференции исчезла из общего доступа, включая ролики, выложенные на YouTube. Никто сегодня не знает, насколько подробно был проработан этот проект. Были ли сделаны обмеры, насколько качественно это было сделано и т.д.
Конструктивный узел Шуховской башни. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Если будет получено одобрение предложения о консервации башни, то с какими еще проблемами придется столкнуться при последующей реставрации?

Серьезная проблема – это качество металла, использованного при строительстве Шаболовской башни. Она строилась из того, что в то время можно было достать на складах. А это, как правило, был металл низкого качества с большим содержанием фосфора и другими примесями. Надо сказать, что верхние секции проржавели гораздо сильнее, чем основание, сделанное, по всей видимости, из другого сплава, оказавшегося менее уязвимым. В момент строительства башни в России в ходу было как минимум пять видов производства стали. По статистике, только 12% металла соответствовало принятым тогда стандартам, все остальное не имело гарантий качества. Разумеется, сталь, использованная для возведения Шуховской башни, сильно отличается от современных сплавов. Поэтому здесь необходим самый серьезный анализ, чтобы не допустить конфликта между разными сплавами, который неизбежно приведет к еще большей коррозии. Подобные ошибки уже совершались во время проведения предшествующих ремонтных работ на сооружении.
Письмо от производителя работ по возведению башни с просьбой прислать сумки для верхолазов. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Возможно ли будет собрать башню снова в неизменном виде, если ее демонтируют?

Сделать это будет крайне сложно. А самое главное, что я не вижу причин, по которым ее нужно разбирать. Первые проявления коррозии появились еще в 1991 году. Если бы меры были приняты сразу, то можно было бы обойтись обычной обработкой металла. Теперь все гораздо сложнее. Но говорить об угрозе разрушения, как мне кажется, преждевременно. Если же все-таки будет принято решение о демонтаже, то урон памятнику будет нанесен колоссальный. На профилях сохранились следы от монтажа, на которые при разборке башни, скорее всего, никто не обратит внимания. А это очень важная деталь, которую потом невозможно будет восстановить. При возведении все элементы монтировались на земле и поднимались вверх на специальных деревянных конструкциях при помощи лебедок. В результате на профилях остались отверстия диаметром около 2 см, по которым сегодня можно воссоздать весь процесс монтажа. При разборке башни весь этот пласт информации просто исчезнет.
Бланк заказа на металл для башни. Из архива экономики. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Еще один момент – башня собрана при помощи клепок, которые верхолазы поднимали наверх в специально сшитых для этого кожаных сумках.  В подвешенном состоянии они разогревали и крепили эти клепки. То есть это были совершенно невероятное, рукодельные усилия, которые теперь могут быть полностью утеряны. Ведь при разборке клепки будут просто срезаны, а новые сегодня нигде не производят. Например, в одном из реставрационных проектов в Швейцарии клепки пришлось заказывать кузнецу. И это только малая толика того непоправимого ущерба, который будет нанесен памятнику.

Очень сложна геометрия башни. Воссоздать плоскую конструкцию проще, тогда как гиперболическая имеет скрученные профили, слегка повернутые вокруг своей оси. Здесь мы имеем дело с трехмерными и очень сложными узлами. Каждое пересечение имеет свой угол. Разница величин часто не достигает и 1 мм, но даже такая крохотная разница очень важна для последующего монтажа. Я не знаю других конструкций, раскроенных с обязательной точностью до миллиметра.

Но главный наш посыл – это срочное проведение экспертизы. Пока она не проведена, невозможно оценить состояние конструкций. А вследствие этого нельзя предпринимать вообще никаких шагов, тем более нельзя демонтировать здание. Если разбор будет начат без экспертизы, то инициаторы демонтажа получат возможность вовсе отказаться от ее дальнейшего восстановления, сославшись на ужасное состояние деталей. Я лично убеждена, что Шуховская башня может быть отреставрирована на месте.

21 Марта 2014

Шаболовский культурный кластер
Шуховская башня – главная достопримечательность целого района Москвы, считают авторы проекта развития территории Шабловки: АБ Асадова, Madetogether, НЛО проектное бюро и инициативная группа «Шаболовка».
Вокруг башни
Публикуем фрагменты из новейшего путеводителя по архитектуре Шаболовки 1920-30 годов, издание которого призвано защитить башню и уникальный конструктивистский район если не от уничтожения, то от забвения.
Башня в кубе
Концепция восстановления Шуховской башни от архитектурного бюро «Четвертое измерение»: не то чтобы новая, но и не очень известная.
Пресса: Москва может спасти Шуховскую телебашню на Шаболовке
Компания РТРС более трёх лет после указания В.В.Путина не может защитить Шуховскую телебашню от коррозии. После выделения денег Правительством России прошло уже три летних сезона, удобных для проведения работ по защите башни от коррозии. Может быть, кто-то специально хочет разрушить башню Шухова на Шаболовке коррозией, чтобы потом с выгодой реализовать участок земли в центре Москвы под её основанием?
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.