Опыт Архитектурного бюро АПРЕЛЬ: интервью с Галиной Волжанской

Технологии Реклама
mainImg
Архитектурное бюро «АПРЕЛЬ» специализируется на работе в исторической среде, включающей в себя как новое строительство, так и проекты реконструкции и приспособления под современное использование существующей застройки и общественных пространств. Молодые специалисты в команде бюро открыты новым технологиям и возможностям, выстраивают современные рабочие процессы.  О работе в Archicad, передовых инструментах Teamwork и возможностях роста в сфере архитектурного проектирования рассказала управляющий партнёр АБ «АПРЕЛЬ» Галина Волжанская.
Сайт бюро: www.aprelarchitects.com
Галина Волжанская, управляющий партнёр АБ «АПРЕЛЬ»

Расскажите об истории компании, о значимых и наиболее интересных проектах?
Наше бюро существует с июня 2019 года. Мы долго не решались открыть свое дело, но в какой-то момент увидели столько потенциальных проектов, что были, если можно так сказать, вынуждены стартовать. Помню, через четыре месяца после основания АБ «АПРЕЛЬ», меня пригласили с лекцией на мероприятие «Открытый город». На тот момент у нас, совсем молодого бюро, было восемь текущих проектов. Из тех проектов: три реализованы, один получил согласование в Москомархитектуре, остальные так или иначе получили развитие.

Конкурс на мастер-план Дербента, который мы тогда только начинали, получил продолжение в большой работе по Дизайн-коду и Регламентам. В итоге мы также выполнили рабочий проект благоустройства одной из главных улиц в соответствии с Дизайн-кодом. Долгий путь от конкурсной концепции до реализации для нас не редкость, ведь мы работаем с историческим наследием, а в этом деле необходимо терпение.
Пилотный проект благоустройства улиц Таги-Задэ/Пугина в г. Дербент, выполненный в рамках реализации Мастер-плана. Рабочий проект полностью разработан в BIM среде Archicad. Визаулизация – Lumion
Дизайн-код элементов благоустройства и информационных конструкций, разработанный совместно с компанией “Новая Земля« и бюро »Практика". Библиотека элементов и визуализация выполнена в Archicad

Наше бюро изначально состояло из четырёх партнеров: Михаила Разумовского, Натальи Бавыкиной, Алексея Фатькина и меня, Галины Волжанской. Сейчас наша команда насчитывает от 12 до 15 человек, в зависимости от объемов и задач проектов. В портфолио бюро – 33 успешно выполненных проекта.
 
В чем особенности архитектурных и дизайнерских решений в рамках работы в малых городах?
Когда делаешь проект для города, кажется, что это проект «без заказчика». Но это не совсем так. Важно, чтобы решения, особенно по функциональной организации пространства, нашли отклик у будущих пользователей. С моей точки зрения, идеальный проект благоустройства в малом городе должен отвечать ряду требований:
1. Проект должен решать максимальное количество городских проблем. Это могут быть как очевидные проблемы транспортной организации, так и более глубокие проблемы утраты важных городских смыслов. Например, когда мы работали с центральной площадью г. Рославль в Смоленской области, мы сначала никак не могли понять, что с ней не так, и после кропотливого исследования выяснилось, что историческую площадь в советское время превратили в парк, а на месте существующей площади раньше был городской квартал. До того, как город приобрел регулярную планировку, через это место по диагонали проходила важная транспортная связь. Все это мы отразили в проекте.
Концепция благоустройство исторического центра г. Рославль Смоленской области. Схемы сценариев использования территория проекта выполнены с помощью инструмента 3D-Документа с использованием фильтров реконструкции и инструментов графической замены

2. Создаваемое пространство должно стать любимым местом для горожан, провоцировать развитие городской активности, бизнеса, общественной жизни. Для того, чтобы получить этот эффект, необходимо до начала разработки концепции изучить потребности тех, кто будет пользоваться пространством. Мы работаем с социологами, проводим соучаствующее проектирование, на протяжении всей детальной разработки проекта общаемся с лидерами социальных групп.

3. Немаловажная составляющая – решения, заложенные проектом, должны быть подъемными по сложности и стоимости для реализации, и последующего обслуживания территории муниципалитетом.

4. Одно из самых главных требований, и оно вступает в своеобразный конфликт с предыдущими, это необходимость создать пространство «на вырост». Если сделать проект полностью понятный для города, и опирающийся на запросы горожан сегодня, то он морально устареет уже на следующий день после реализации. Важно понимать, что одна из задач архитектора – быть носителем мирового опыта, и обогащать им проект, в том случае, когда опыта заказчика недостаточно для формирования релевантной повестки.
 
У вас молодая и креативная команда, что вас объединяет? Какие качества вы бы назвали ключевыми для совместной работы? Расскажите о командной работе над проектами в Archicad?
Я бы сказала, что нас объединяет то, что все мы находимся в стадии роста. Наше бюро занимало лидирующие места на международных и российских конкурсах, выступая самостоятельно и в составе консорциумов. Но несмотря на признание коллег и архитектурного сообщества, мы все еще видим себя в начале пути к тому уровню мастерства, которого мы хотим достигнуть. Хотелось бы сохранить эту тенденцию. У нас демократичная команда, в том смысле, что мы всегда открыты к идеям друг друга, и стараемся обсуждать и улучшать проект до последнего. Это, кстати, ответ на вопрос, который нам часто задают – «как вы управляете бюро вчетвером?» – для нас всегда на первом месте результат, проект, а не амбиции одного человека.

Командная работа (Teamwork) в Archicad отражает идеологию нашей командной работы на 100% и даже больше. Иногда, функционал Teamwork диктует паттерны поведения в команде, а не наоборот, тем самым привнося в работу еще больше эффективности. Сейчас сложно сказать, какие правила командной работы мы внедрили сами, а какие переняли из преднастроенных правил Teamwork, в любом случае вместе это работает как одна слаженная система.

С помощью Teamwork Archicad, которым мы пользовались с первых дней работы фирмы, у нас получился довольно успешный опыт перехода на удаленную работу весной прошлого года. Мы, как и многие, сидели в офисе до последнего дня, когда это было возможно. И тут, в пятницу все сотрудники закрыли проекты и уехали по домам, а в воскресенье мы понимаем, что в понедельник в офис уже никто не выйдет. За один день мы развезли всем по домам компьютеры, и уже на следующий день как ни в чем не бывало продолжили работу над проектами. На реорганизацию работы офиса на удаленный формат работы мы не потратили даже пяти минут. Teamwork и облачный сервер были внедрены в нашу работу изначально, они и позволили переключиться мгновенно на удалённый формат. В этот период в среде Teamwork начинался масштабный проект благоустройства набережной в г. Ангарск, в процессе нескольких месяцев работы, над которым, постепенно практически полностью сменился состав команды, но благодаря работе в шаблоне по общим правилам бюро, не приходилось спрашивать у предыдущих участников, что в каком слое и тому подобное, включение в проект происходило интуитивно, понятно и без потерь по времени.
Дизайн-проект участка набережной реки Китой в г. Ангарск, Иркутская область
Проекции фасадов, снятые с 3D-модели Archicad фрагмента проекта набережной реки Китой

Изначально, выбирая политику работы с данными, мы ориентировались на гибкую модель, где сотрудник в удаленном режиме или в поездке должен иметь весь тот же функционал, который он имеет в офисе. Я с ужасом вспоминаю времена, когда перед поездкой в командировку, нужно было копировать проект на флешку, а после приезда вручную копировать в файл на сервере внесенные на ноутбуке изменения, предварительно попросив всех этот файл закрыть. У меня не укладывается в голове, что многие бюро работают так до сих пор.

Думаю, интересующиеся BIM-технологиями знакомы с диаграммой Патрика МакЛими о разнице в подходах ведения проекта. Я бы сказала, что эта диаграмма применима для макро-масштаба внутри всего жизненного цикла бюро. Когда на начальном этапе ты вкладываешь существенные временные и денежные ресурсы (в том числе, оплачивая сотрудникам курсы Archicad) в то, чтобы внедрить в бюро систему работы в Teamwork, то первые проекты после внедрения разрабатываются, чуть дольше чем могли бы. Но далее, после выхода на стабильный уровень, эффективность всей команды постоянно растет. И разумно планировать этот долгосрочный рост, так бюро будет развиваться и оставаться конкурентоспособным.
 
Каким образом организована BIM-координация в компании?
В нашем бюро разработаны несколько шаблонов – шаблон для Благоустройства, Интерьера, Архитектуры. В данный момент ведется работа по дополнительной настройке шаблонов. Так как у нас небольшое бюро, и нет должности BIM-менеджера в чистом виде, этим занимается один из управляющих партнеров – конкретно я. В шаблоне удалены все лишние элементы (большинство родных покрытий, например) преднастроенная 2D- и 3D-графика, основные строительные материалы и покрытия, слои, настройка шрифтов, макетов. Так же есть отдельный файл manual по наименованию слоев, где есть расширенная версия слоев и описания по правилам их компоновки и наименованию.

Дополнительно у нас есть база видео-уроков, записанных внутри нашего бюро для более сложных операций.

Расскажите о рабочей цепочке: какие этапы и процессы вы выполняете, какие инструменты можно назвать главными в вашей работе?
Проекты, которые ведет наше бюро очень разнообразны. Попробую выделить основные принципы работы, которые характерны для всех проектов.
1. Первый этап в каждом проекте – определение стратегии работы, выбор подходящего шаблона, решение о том, будет ли проект вестись в едином файле, или будут использоваться вложенные модули, которые будут в дальнейшем собираться в один файл.  Грамотное планирование на данном этапе в дальнейшем поможет сэкономить время и ресурсы.

Ведущий архитектор заполняет “Информацию о проекте” в среде Archicad. У архитекторов не всегда есть доступ к номеру договора или информации о заказчиках, эти данные хранятся в папке с ограниченными правами доступа.

2. Следующий этап – анализ исходных данных. мы подгружаем в среду Archicad все имеющиеся карты, планы БТИ, топосъемки в одном масштабе и с одним координатами. Раньше мы создавали для этого слои, сейчас мы пользуемся инструментом “Рабочий лист” и храним все подложки на разных рабочих листах в слое Archicad чтобы было удобно переключать фоновое изображение, не меняя текущую комбинацию слоев.

3. Даже на стадии концепции мы всегда делаем подробную модель окружения, на сколько это возможно, сразу работая в предназначенных для этого слоях. В шаблоне есть верхняя подгруппа слоев “Концепция”, а также небольшой базовый набор строительных материалов и покрытий “Архитектура”, “Объекты”, “Детали” чтобы можно было быстро начать проектировать. После согласования концепции объекты раскладываются по соответствующим слоям и далее детализируются в многослойные конструкции и т.п.

4. Абсолютно все проекты в бюро ведутся в Archicad Teamwork. В некоторых проектах даже значительная часть подачи создается в среде программы через 3D-документ с незначительной последующей обработкой. В зависимости от степени детальности проекта разрабатываются узлы, детали, обсчитываются ведомости.
  • zooming
    1 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Стадия Эскизного проекта. Схема второго этапа реализации
  • zooming
    2 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Стадия Рабочего проекта. Пошаговая схема возведения игрового домика с маркировкой элементов, в связке с интерактивной спецификацией (с помощью ID элементов в Archicad)
  • zooming
    3 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Реализация 1-го и 2-го этапов проекта

Как давно вы работаете в Archicad? Какой версией пользуетесь сейчас и с какой начали?
Наше бюро работает в Archicad с основания, мы изначально выбрали этот инструмент для работы. Лично я работаю в программе с 2008 года. Мы долго работали в 22-й версии, только сейчас начинаем переходить на 24.
Работаете ли вы с BIM-моделями в Archicad? Есть ли у вас лично любимая «фишка» Archicad, если да, то какая? Любимый инструмент, эффект, функция?
В принципе, все модели Archicad в той или иной степени BIM, только с разной степенью подробности. Даже загруженная бесплатная модель 3D Warehouse из SketchUp при добавлении параметра стоимости от производителя становится BIM-моделью.

В трехмерном проектировании все взаимосвязано и наглядно. Не может быть такого что на плане колонны одного сечения, на разрезе другого, а на 3D-проекции вообще в другом месте.

Думаю каждый, кому приходилось работать в AutoCAD, оценил масштабирование в Archicad. То, что можно менять масштабы чертежей, при этом контролировать реальный физический размер шрифта и толщины линий – это позволяет почувствовать себя действительно проектировщиком, а не техником, который делает рутинные действия. Вообще все, что автоматизирует рутинные операции, которые раньше архитекторы вынуждены были делать самостоятельно приводит в восторг. Но по-настоящему любимая “фишка” Archicad – это конечно Teamwork. Я вообще с большим трудом работаю в программах, в которых этой функции нет.
 
Расскажите о работе с шаблонами и библиотеками в Archicad?
Впервые я задумалась о шаблоне для Archicad, и даже был опыт покупки готового шаблона в интернете около десяти лет назад. Но оказалось, что чужой шаблон не подходит для работы и необходимо разрабатывать свой. Хотя некоторые приемы из приобретенного шаблона я позаимствовала.

На создание и отладку системы хранения рабочих файлов и папок у меня ушло больше года. Шаблон Archicad, которым мы пользуемся сейчас, тоже разрабатывался несколько месяцев на базе удачных проектов, и продолжает дорабатываться. Работа с шаблоном – это непрерывный процесс, который требует постоянного мониторинга. 

Хочется добавить, что для нас была важна графическая составляющая рабочей среды проекта и создаваемых элементов, чтобы процесс работы проходил в приятной атмосфере, и презентовать работу на промежуточных этапах можно было прямо из 3D окна Archicad, не делая дополнительный графических настроек и рендеров. В шаблоне настроены материалы, наборы перьев для быстрого создания красивых чертежей и концептуальных схем.
 
Работы по реконструкции – это всегда уникальные проекты, требующие оригинальных и нестандартных подходов и решений. Насколько среда Archicad отвечает именно нетиповым задачам?
В Archicad все очень продуманно. Важно не пытаться использовать приемы, которые по привычке приходят из опыта работы в менее универсальных программах. Например, у нас запрещено использовать слои “Сущ Пол..” “Демонтаж..”. Разбивка на фильтры реконструкции происходит родными инструментами Archicad.

Тем не менее, иногда приходится находить нестандартное применение привычным инструментам. Например, при разработке благоустройства территории бывшего Рязанского ВДНХ, после подсчета укрупненной сметы проекта, было принято решение разбить его на этапы, с этой целью в файле Archicad были созданы дополнительный фильтры реконструкции по количеству этапов. Способ оказался очень удобным, и уже в следующем проекте с помощью фильтров реконструкции мы реализовали работы с несколькими вариантами дизайна в одном файле. В отличии от использования слоев с вариантами, элементы не пересекаются со скрытыми вариантами, все они находятся в своих слоях. Фильтры с неактуальными вариантами можно удалить одним щелчком мыши, не вычищая модель.
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Схема функционального зонирования и благоустройства территории.

В данном проекте в единый файл с благоустройством территории были подгружены файлы павильонов связанными модулями. Этот способ помогает не работать в общем файле с видами и проекциями отдельных павильонов, что значительно оптимизирует работу. 
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Экстерьер одного из павильонов
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Интерьер одного из павильонов

Оцените эффективность Archicad по итогам выполнения проектов? Насколько работа с ним отвечает задачам АБ «АПРЕЛЬ»?
Специфика нашего бюро в том, что у нас нет специализации на определенной стадии работы. Мы разрабатываем как небольшие концепции, так и рабочие проекты с детализацией, как интерьеры, так и проекты благоустройства территории, протяженностью в несколько километров. По моему опыту, Archicad, самый гибкий софт, который позволяет реализовать все наши задачи.
  • zooming
    1 / 3
    Концепция развития территории исторического поселения Ферапонтово, Вологодской обл. 2019
  • zooming
    2 / 3
    Рабочий проект реконструкции с приспособлением сельского клуба в историческом поселении Ферапонтово, Вологодской обл. 2020
  • zooming
    3 / 3
    Процесс реализации проекта в историческом поселении Ферапонтово, Вологодской обл. 2021

Поначалу функционал Archicad может показаться избыточным для концептуального проектирования, но всё это регулируется грамотной настройкой шаблона. В нём, в числе прочего, удаляются неиспользуемые спецификации, многослойные конструкции, дерево макетов, которые утяжеляют файл и делают сложной навигацию в программе.

SketchUp и AutoCAD позволяют быстро создать концепцию, но эта скорость потом нивелируется временными затратами на перенос в Archicad для выполнения последующих стадий проекта. Более того, когда архитекторы работают все время в одной среде, они чувствуют себя увереннее, выполняют задачи быстрее, и в итоге работа с Archicad оказывается более эффективной. Конечно, наши сотрудники создают объекты в SketchUp, и импортируют их в Archicad, превращая в родные элементы программы, или оставляя библиотечными объектами без изменений. Но я замечаю, что все со временем переходят на использования Archicad для решения полного спектра задач. В программе удобно реализована возможность импорта практически любых форматов, что делает быстрой загрузку моделей от производителя, или из открытых источников.

Если нам требуется визуализация проекта, то в некоторых случаях мы делаем визуализацию штатными средствами Archicad, но это скорее исключение. Обычно экспортируем модель в Lumion, реже 3ds Max + Corona. Всё зависит от конкретных задач.

Приятно видеть, что Archicad развивается, и многие функции, которых раньше не хватало в работе, уже реализовались в текущих версиях программы.

В будущих версиях хотелось бы иметь штатный инструмент для вариативности проекта. Также было бы здорово иметь обратную связку при изменении настройках Избранного, чтобы примененные свойства в проекте соответственно менялись (например, шрифт и размер шрифта в проекте).
 
Что вас вдохновляет в работе архитектора?
Я просто люблю свою работу, она вдохновляет меня сама по себе. Конечно, за этим кроются огромные усилия многих лет по формированию нашей прекрасной команды, созданию атмосферы для работы, по выбору специфической сферы деятельности внутри обширной профессии архитектора, которая полностью отражает мои личные убеждения и интересы, как следствие – тщательный выбор проектов, за которые мы готовы браться. Сейчас, я с радостью могу отметить, что уже «наши» проекты начинают находить нас, а не наоборот. 

Невозможно остаться равнодушным, когда видишь, что пространство, которое ты реализовал, живет, им пользуются люди, оно приносит радость. Это стоит всех усилий, затраченных на проект.
  • zooming
    Благоустройство территории исторического ансамбля села Николо-Березовка, Республика Башкортостан. Концепция, и детальная разработка проекта выполнены в Archicad
  • zooming
    Благоустройство территории исторического ансамбля села Николо-Березовка, Республика Башкортостан. Концепция, и детальная разработка проекта выполнены в Archicad

Я бы сказала, что цель нашего бюро – повышать уровень идеи и качество реализаций в наших проектах, и минимизировать количество рутинных, неэффективных действий на этом пути.

Поначалу нам казалось, что нужно стремится принимать участие в “громких” проектах, сейчас я склоняюсь к тому, что любой проект можно сделать “громким” за счет высокого качества, внимания к деталям, тонкости подхода к решению проектных задач. Мы работаем в прекрасное время, когда общество ценит не только формальные достижения, но и мастерство чувствовать пространство, трепетно относится к контексту, работать со смыслами.
 
 

03 Февраля 2022

Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.