Как использовать дерево, но не деревья

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Храмов
Мастерская:
Архитектурное Бюро Храмова
Проект:
Дом отдыха «Подснежник»
Россия, Тольятти

Авторский коллектив:
Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП)

2011 — 2017
Компaния:
ROCKWOOL
Контакты:
Московский офис ROCKWOOL:
109028, Серебряническая наб.,29, БЦ Silver City
[email protected]
Древесина, как и многие тысячелетия назад, остается одним из самых универсальных материалов для индивидуального строительства. В частных домах и коттеджах она используется как для несущих конструкций, так для внешней и внутренней отделки. Помимо относительной дешевизны, экологичности и легкости обработки древесина ценится благодаря своей неповторимой природной эстетике.

Однако когда речь заходит об индустриальном городском строительстве, недостатки древесины начинают перевешивать ее достоинства. Нестабильность размеров из-за перепадов температуры и влажности, склонность к гниению и изменению цвета под воздействием внешних факторов и, конечно, пожароопасность этого материала серьезно ограничивают его применение в современных многоэтажных зданиях – особенно в отделке фасадов.

Тем не менее, даже в бетонных джунглях мегаполиса не обойтись без теплоты, уюта и первозданной эстетичности древесины. Поэтому среди производителей строительных материалов не прекращаются попытки создать материал для внешней отделки зданий, который бы правдоподобно имитировал древесную текстуру и при этом не имел недостатков дерева.
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool

Все грани имитации

Для внешней отделки жилых, коммерческих и общественных зданий в городской застройке одним из наиболее популярных современных решений являются вентилируемые навесные фасады. Они обеспечивают высокий уровень теплозащиты стен и являются гибким инструментом архитектора для создания неповторимого экстерьера здания. Не удивительно, что именно для использования в облицовке навесных систем разработано немало материалов, имитирующих древесину.

В последние десятилетия с развитием технологии полимерных покрытий стало возможным изготовить практически любой фасадный материал с текстурой «под дерево» и даже имитировать разные сорта древесины, в том числе и самые дорогие (эбен, махагони, палисандр). Хотя внешне эти материалы могут выглядеть почти одинаково и неотличимо от натурального дерева, их технические и эксплуатационные характеристики сильно различаются.

- Сайдинг и фасадные панели из оцинкованной стали. Этот материал выпускается в виде длинных панелей-досок, монтируемых горизонтально или вертикально, и обеспечивает нагрузку на фасад от 5 кг на кв.м. Существуют варианты, имитирующие не только текстуру, но и форму бревна – например, стальной блок-хаус используется для имитации стены из настоящих бревен. Однако даже в этом случае «бревна» остаются гладкими.

- Сэндвич-панели «под дерево» представляют собой два профилированных оцинкованных стальных листа, между которыми вклеен сердечник из пенополистирола или минеральной ваты. Вес плит составляет от 10 до 20 кг/кв.м в зависимости от их толщины и типа используемого утеплителя. Имитация дерева достигается нанесением рисунка на металлический профлист.

- Алюминиевые композитные панели состоят из двух листов алюминиевого сплава и вспененного полимерного наполнителя между ними. Такая конструкция обеспечивает нагрузку на фасад 4,5-5,5 кг на кв.м. Причем качество и группа горючести такого материала сильно зависят не только от конкретного производителя, но даже от партии материала.

- Фиброцементные плиты и сайдинг создаются на основе цементно-песчаной смеси с добавлением волокон целлюлозы. При плотности 1200-1600 кг/куб.м они оказывают нагрузку на фасад до 12-16 кг на кв.м. Как правило, производители ФЦП достигают эффекта объемной текстурой, окрашивая панели в один цвет.

- Керамогранит получают прессованием смеси минеральных компонентов с последующим обжигом при высокой температуре. Обычно этот материал используется как бюджетный аналог природного камня, но встречаются и экзотичные варианты с покрытием «под дерево». При типичной толщине плит 8-14 мм нагрузка на фасад составляет не менее 25 кг на кв. м.

Сравнительно недавно на российском рынке появился материал, который не просто имитирует фактуру древесины, но совмещает характеристики дерева и камня. Речь идет о фасадных панелях Rockpanel, которые в Россию поставляет ROCKWOOL, мировой лидер по продуктам и решениям из каменной ваты.
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool

Как дерево, только лучше

Что же такое Rockpanel? Это современный облицовочный материал, который производится горячим прессованием базальтовой (каменной) ваты с добавлением связующего. Так формируются листы со стандартными размерами 3050х1200 мм и толщиной от 6 до 10 мм с декоративной окраской лицевой стороны в широком ассортименте цветов и текстур.

Волокнистая структура и технология производства обеспечивает материалу сочетание легкости и прочности. Так, при плотности от 1050 кг на куб.м плиты толщиной 6 мм имеют вес 6.3 кг/кв.м, что значительно снижает нагрузку на внешние стены и позволяет использовать легкие и недорогие металлические подконструкции.

Химический состав данных плит обеспечивает их влагостойкость и устойчивость к атмосферным воздействиям. Еще одним следствием этого является пожаробезопасность материала. Данные плиты успешно прошли испытания по ГОСТ 31251-2008 в составе навесной фасадной системы с воздушным зазором. По заключению ВНИИПО МЧС России, в такой конструкции Rockpanel относится к классу К0 (непожароопасные). При воздействии на плиты высоких температур (до 1000° C) структура минеральных волокон не изменяется, материал не поддерживает горение и предотвращает дальнейшее распространение огня.

По совокупности характеристик плиты Rockpanel могут применяться в качестве облицовки в системах утепления вентилируемых и невентилируемых фасадов, для подшивки кровель.
Благодаря волокнистой структуре плиты Rockpanel имеют высокую паропроницаемость. Это не имеет особого значения при использовании на вентфасадах, но весьма важно, когда этот материал применяется для облицовки колонн, подшивки кровель, обрамления оконных и дверных откосов, оформления входных групп.

Строители отмечают, что работать с этим материалом так же удобно, как с настоящим деревом. Раскрой на фрагменты подходящего размера можно проводить с минимальным набором инструментов: ручной или электрической пилой по дереву. Отверстия в плитах под заклепки для крепления на металлическую подконструкцию сверлятся с помощью обычной электродрели. Кроме того, крепление в деревянную подконструкцию возможно на саморезы и без предварительного сверления отверстий.

Существует возможность и скрытого клеевого крепления. Клеевое крепление не требует специальных навыков и инструментов, достаточно следовать простой инструкции, и, что немаловажно, монтаж может осуществляться при минусовых температурах – панели наклеиваются на профили в теплом помещении, затем навешиваются на фасад по аналогии с фасадными металлическими кассетами. Стоит иметь в виду, что такое решение должно быть сертифицировано. В настоящее время на российском рынке техническим свидетельством подтверждена возможность применения клеевой системы крепления только у Rockpanel совместно с Dow Corning. В документах зафиксировано, что данная система успешно прошла огневые испытания и соответствует классу пожарной опасности КО, что позволяет применять ее на всех типах зданий.

Традиционно одним из самых сложных в исполнении являются округлые, выпуклые и вогнутые элементы фасада – башни, купола и т.п. Для их внешней отделки чаще используют не навесные, а штукатурные системы. С применением Rockpanel облицовка таких участков фасада становится гораздо проще и не требует кропотливого проектирования сложных узлов или предварительного заказа панелей специальной формы (как в случае с другими типами облицовки). Благодаря гибкости панелей, они могут быть смонтированы на поверхностях произвольной формы, позволяя архитекторам и дизайнерам воплощать любые авангардные идеи.

Палитра серии Woods включает 17 вариантов текстур и оттенков: от самых светлых, таких как мраморный дуб и клен до самых темных – таких как махагони, мореный дуб и мербау. Такое цветовое разнообразие можно использовать для создания зданий в эко-стиле, которые гармонично вписываются и в природную, и в городскую среду.

Окрашивание плит выполняется промышленными красками на водной основе. В процессе финишной обработки плит на лицевую сторону наносится прозрачный слой ProtectPlus, создающий ровную и гладкую лицевую поверхность, которая способна самоочищаться. Городская грязь, пыль и копоть смываются дождевой водой, что избавляет от необходимости тратить средства на профессиональную мойку фасадов. Данное покрытие также защищает декоративное покрытие от ультрафиолетового излучения, продлевая срок его службы.

Нужно отметить, что многообразие фактур и цветов панелей Rockpanel не ограничивается имитацией разных пород дерева. Помимо серии Woods ROCKWOOL также разработал несколько линеек: Natural (естественный цвет базальтового волокна), Colours (50 стандартных цветов плюс на заказ любые цвета по каталогам RAL, RAL Design, NCS), Stones (11 оттенков натурального камня и бетона), Metallics (пять типов имитации металлической поверхности включая золотую), Brilliant (16 вариантов оттенков со сверкающим эффектом), Chameleon (панели, меняющие оттенок в зависимости от угла зрении), Ply (под покраску) и Stones (11 оттенков под камень и бетон).

Стоит добавить, что данный материал отличается высокой экологической безопасностью на всех этапах его жизненного цикла – от производства до утилизации через несколько десятилетий службы. Благодаря этому в соответствии со стандартами британского Ведомства по исследованиям в строительстве (Building Research Establishment, BRE) плиты Rockpanel Woods получили рейтинг А+/А. Теперь, используя материалы Rockpanel в своих проектах, проектировщики могут повысить рейтинг экологичности здания при его оценке по такой системе, как BREEAM.
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool

Древесная текстура в городской среде

Современные тенденции в урбанистике подразумевают, что в городе должно быть много зеленых зон, парков и бульваров. Органично вписать здания в такое природное окружение – непростая задача для архитекторов. Ведь нужно так подобрать колористические решения фасадов, чтобы они не выглядели чужеродно на фоне зеленых лужаек и деревьев. Отделка из камня, металла и стекла всегда выглядит несколько холодно и безжизненно. Теплые древесные текстуры Rockpanel Woods предоставляют проектировщикам возможность создать поверхности, приятные глазу и не вызывающие диссонанса.
Несмотря на то, что этот материал появился в России сравнительно недавно и пока сравнительно мало известен российским архитекторам, уже появилось несколько любопытных объектов, которые в полной мере раскрывают дизайнерские возможности Rockpanel серии Woods. Особый интерес представляет то, что это не только новое строительство, но и проекты по модернизации старых зданий, которые в короткие сроки получили новую жизнь и новый яркий облик.

Так, в 2014 году в Казани открылся первый частный технопарк «Навигатор кампус». Всего за четыре месяца двухэтажное кирпичное здание с витражным остеклением, где раньше располагался автосалон, превратилось в симбиоз хайтека и лофта, ориентированного на молодых и креативных основателей стартапов в области робототехники и 3D-печати. Генеральным проектировщиком здесь выступало проектно-строительное бюро IVAR, получившее известность благодаря смелым архитектурным экспериментам. Особенностью этого двухэтажного офисного здания класса B площадью 1200 кв.м стал оригинальный фасад с объемным геометрическим рисунком в виде тетраэдров, составленных из плит треугольной формы. Для этого были использованы контрастные панели Rockpanel Woods двух оттенков: Beech (бук) and Alder (ольха).

Еще один пример, где был использован данный материал – это проект по перестройке комплекса зданий на заброшенной турбазе «Подснежник» в Тольятти. Четырёхэтажное административно-бытовое здание, совмещающее бассейн и спортзал, предстояло не просто превратить в современный спортивный центр, но и вписать его в природное окружение: пруд и старый сосновый лес.

По замыслу архитектора Дмитрия Храмова, основной объём здания, смещённого в лес, надлежало сделать максимально экологичным. В качестве образца, по которому нужно было подобрать колористическое решение фасада, проектировщик использовал кусок сосновой коры, срезанной рядом со зданием. Чтобы фасад смотрелся живым, играл с тенями сосен, пришлось кропотливо подбирать рисунок: набирать панели Rockpanel Woods четырех типов длины, ширины и оттенков. Такие же панели с игрой оттенков и цветов были использованы и для внутренней отделки лобби.

Проект интересен еще и смелым сочетанием материалов. Сторона здания, обращенная к пруду, отделана фасадным алюминием. Терраса выполнена из натурального дерева ипе, а над нею создана деревянная пергола, которая создаёт воздушное пространство перехода из природы внутрь здания.

Первые опыты применения Rockpanel в нашей стране показывают, что этот новый для российских архитекторов и строителей материал может потеснить традиционные решения для облицовки навесных фасадов. Простота проектирования и монтажа, а также широкие дизайнерские возможности сделают данные панели привычным инструментом в руках отечественных строителей. И это, наконец, позволит современной архитектуре в эко-стиле прописаться в российских городах.
 

Поставщики, технологии

ROCKWOOL
Архитектор:
Дмитрий Храмов
Мастерская:
Архитектурное Бюро Храмова
Проект:
Дом отдыха «Подснежник»
Россия, Тольятти

Авторский коллектив:
Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП)

2011 — 2017

27 Сентября 2017

ROCKWOOL: другие статьи и новости
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.