Зеленый офис в Милане

Goring & Straja Architects продолжили свою серию экологичных офисных зданий: проект Green Place получил золотой сертификат LEED.

mainImg
Мастерская:
Goring & Straja Architects (GaS)
Компaния:
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Новый офисный комплекс расположен на северо-западе Милана, на городской улице-бульваре Чертоза, ведущей от замка Сфорцеско к старому городскому кладбищу Cimitero Maggiore. Сейчас этот район, впрочем, больше знаменит близостью к выставочному центру Фьера, весной 2015 года дополненному всемирной выставкой Expo 2015. Итак, здесь, на пути к Экспо, на трапециевидном участке между Макдональдсом, украинским консульством и невысоким ангаром мьюзик-холла в 2014 году завершено строительство офисного комплекса Green Place. Он построен по заказу девелоперской компании Stam Europe и состоит из 7300 м2 подземной парковки и 11 255 мполезных площадей, предназначенных для «офисов и производственных лабораторий».

Авторы проекта, архитекторы Studio GaS (Goring & Straja Architects), сделали ставку на энергоэффективность, и комплекс получил золотой сертификат LEED (69 баллов из 110 возможных). До платинового варианта экологической устойчивости не хватило 11 очков. Высокие оценки получены в таких категориях, как «устойчивость среды» (22/28), «инновации» (4/6), «управление водой» (10/11), «материалы и ресурсы» (7/13). Подробнее можно узнать здесь. Надо сказать, что проектирование «зеленых» зданий – одна из фирменных особенностей студии GaS: Green Place – не первое эко-устойчивое здание, построенное этими архитекторами в Милане – подобными характеристиками обладают также спроектированные ими PalAxa на via Don Sturzo в районе Порта-Нуова, Affori Centre Milano на via Cialdini и офис Autodesk на via Tortona – последний сертифицирован как LEED Gold Interior.

Впрочем, процесс проектирования был непростым не только из-за стремления к эко-устойчивости: прямо перед началом строительства заказчик, недовольный всеми прежними вариантами, решился провести новый закрытый конкурс – за десять дней. Архитекторы GaS выиграли его, предложив вариант, оптимизированный как пространственно-композиционно, так и финансово – и, кроме того, вписались в сумму разрешений и ограничений, утвержденных для предшествующего, отвергнутого проекта. Ситуация, близкая сердцу российского архитектора, не правда ли? К слову, здание было построено, как сказали бы в Москве, «в режиме регенерации» – оно заменило собой часть существовавшей на этом месте застройки и на сайте архитекторов значится – внимание – как реновация.

Итак, возникшее в итоге здание состоит из двух пятиэтажных корпусов, соединенных третьим – двухэтажной перемычкой, предназначенной для лабораторий. В верхних этажах двух больших корпусов расположены офисы, на первом этаже – производственные помещения, а в запланированных 500 м2 шоу-рума уже разместился автосалон Рено. В сочетании с соседними постройками три корпуса образуют довольно обширный внутренний двор, которым архитекторы и застройщики очень гордятся, считая его парафразом компактных дворов этой части Милана. Архитектура комплекса – это осознанная интервенция квартальной планировки на границе между вполне городским бульваром Чертоза и его ближайшими окрестностями, разношерстными, невысокими и тяготеющими к субурбии. Сейчас бульвар, надо сказать, с трудом сопротивляется натиску не-городской среды: его трамвайные рельсы заржавели, красная линия прерывается, он едва противостоит атмосфере окраин – новый офисный комплекс оказывается едва ли не форпостом урбанизированной среды, усиливая на своем небольшом пятачке ощущение города. Авторы называют его комплексом-интровертом, подчеркивая замкнутость двора.
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане, построенный бюро Goring & Straja Architects в 2014 году. Фотография © Stefano Gusmeroli
План офисного комплекса Green Place на уровне земли © Goring & Straja Architects

Впрочем, архитектура здания в целом апеллирует к «интернациональному» послевоенному модернизму: лаконичная форма очерчена белой рамкой-«телевизором», много стекла, сетка тонких опор внутри – в нем можно многое найти из правил Ле Корбюзье. Поправкой на современные тенденции становятся слегка ломаные линии фасадов и уже упомянутые признаки подчеркнуто городской среды: от небольшой высоты до квартальной планировки с замкнутым двором.

Но главная особенность здания – стеклянно-бетонный фасад дополнен подвижными ламелями из клееного бамбука: в каждом из модулей, закрепленных на оцинкованном стальном каркасе, – по шесть бамбуковых стволов диаметром около 50 мм каждый. На западном фасаде, где площадь ламелей больше всего, и на коротком, обращенном к бульвару южном, ламели вращаются автоматизированно, в зависимости от положения солнца и необходимости в тени. На восточном, дворовом фасаде того же корпуса управление модулями механическое – их можно крутить вручную. Таким же ручным управлением наделены решетки перед фасадом двухэтажного корпуса со стороны двора, только там они – не вертикальные, а горизонтальные, и длинные: каждый модуль тянется по четыре метра вдоль фасада.

Максимальное затенение, которое могут обеспечить солцезащитные бамбуковые ламели – 70%: их прозрачная конструкция не закрывает солнце полностью, а «дробит» его, разрезает на полоски, создавая кружевную, неплотную тень. Впрочем, красивые полосатые тени на фотографиях сложно признать совершенным достоинством: полоски света все равно будут светит в глаза, так что ламели не исключают того, что в здании появятся внутренние жалюзи – но их хаотического нагромождения не будет слишком видно снаружи, что уже плюс.

В здании Green Place архитекторы GaS впервые в Италии использовали систему бамбуковых ламелей, но надо сказать, что использование для защиты от солнца не тентов и капитальных козырьков, а решеток – один из любимых приемов этого бюро. К примеру, в миланских комплексах Palazzo della VetraPerseo Expo District и Affori Centre они для той же цели использовали решетчатые навесы.
zooming
Западный фасад: в тени ламели раскрыты. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Западный фасад, освещенный солнцем: ламели закрыты. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Полосы света в интерьере. Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli

Внутренний двор – приватное пространство арендаторов, в него можно попасть с улицы через две невысокие арки, а также из каждого корпуса: одна из функций дворового пространства – связывать весь комплекс воедино. Сюда обращены стеклянные стены входных атриумов, в чьем светлом, высоком и цельном, лишенном горизонтальных перегородок пространстве помещены пластичные белые объемы лестниц – еще одна гордость архитекторов и еще один корбюзеанский (впрочем популярный у многих модернистов) мотив.
zooming
«Все в сад!» Внутренний двор – место встреч клерков в обеденный перерыв. Горизонтальные бамбуковые ламели отчетливо видны на фасаде двухэтажного здания (справа). Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli"
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli

Двор, предназначенный, помимо связи между корпусами, конечно же, для отдыха, общения и вечеринок, расположен на кровле подземной парковки (площадью около 7500 м2) и тщательно благоустроен. Вся его территория расчерчена на множество одинаковых небольших прямоугольников и напоминает игровую доску, где часть полей занята вымосткой из черной и белой гальки, вторая – расположенными в уровне мощения клумбами, третья – кадками с деревьями, в том числе эвкалиптами, широкие бордюры которых служат скамейками для отдыха. Рисунком этого мини-сада можно любоваться не только изнутри, но и сверху: со сквера-террасы, обустроенного на кровле двухэтажного корпуса-перемычки и также озелененного.
zooming
Благодаря утонченной системе освещения внутренний двор доступен в темное время суток. Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Атриум похож на клетчатый макет с разноцветными шашечками. Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli

Все озеленение – и двора, и террасы на крыше – выполнено с применением технологии Floradrain® FD 40-E от компании ZinCo. Размер элемента Floradrain- 40 и специальный субстрат- почва для зеленых кровель, позволяют корневым системам кустарников и деревьев получать оптимальное количество влаги. А газоны с седумами (Sedum Carpet) – с уже более тонким слоем почвы – созданы с применением системы Floradrain® FD 25-E. Согласно документации, под озеленение отданы 1 500 м2.
zooming
Технология Floradrain® FD 40-E, которая применялась при создании сада на крыше в здании Green Place в Милан. Фото с сайта zinco-greenroof.com

План офисного комплекса Green Place © Goring & Straja Architects
План офисного комплекса Green Place © Goring & Straja Architects
zooming
План офисного комплекса Green Place © Goring & Straja Architects
План офисного комплекса Green Place © Goring & Straja Architects

Кровли высоких, пятиэтажных корпусов тоже не пустуют: они заняты солнечными панелями общей площадью 1200 м2.

Игра стеклянных поверхностей, белых плоскостей и бамбуковых решеток усиливается с наступлением сумерек. Разнообразная подсветка раскрашивает комплекс, делая его еще более привлекательным. Жаль, что судя по решеткам, плотно окружившим территорию, эта красота доступна только для сотрудников компаний-арендаторов, а не для всех горожан.

И напоследок – рассказывающий о комплексе ролик с приятной музыкой: 
 

Один из руководителей GaS, архитектор Андре Страйа,
рассказывает о здании Green Place:
 

Материал предоставлен компанией «ЦинКо РУС»

Поставщики, технологии

Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Мастерская:
Goring & Straja Architects (GaS)

13 Июля 2015

Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»): другие статьи и новости
«Зеленые» крыши по-гречески
Новый культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Крыши города-сада
Главная особенность будущего района Гамбурга Oberbillwerder – насыщенность городской среды и взаимодействие с природным окружением. Не последнюю роль в создании «образцового города» играют крыши, на которых разместятся сады, игровые площадки и общественные пространства.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.