Оригами из RHEINZINK в рапсовых полях Дании

В Дании построена новая элегазовая распределительная станция с применением панелей RHEINZINK: это утилитарное здание получило выразительный архитектурный образ и целый комплекс экологических решений.

Архитектура Реклама
mainImg
Мастерская:
C. F. Møller
Проект:
Электростанция в Вайене
Дания

2011 — 2013

Energinet.dk
Компaния:
RHEINZINK
Необычная элегазовая распределительная станция появилась на окраине городка Вайен, расположенного на полуострове Ютландия на юге Дании. К проектированию этого, казалось бы, совершенно утилитарного и не требующего архитектурных изысков сооружения была привлечена известная архитектурная мастерская C.F. Møller Architects – крупнейшая и старейшая во всей Скандинавии. Основанное еще в начале прошлого века, это бюро сегодня славится успешным применением современных принципов ресурсоэффективности, инновационных материалов и компьютерных технологий. Все эти факторы, как ни удивительно, сошлись в проекте одной маленькой станции.
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink. Фото: Helene Hoyer Mikkelsen
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink. Фото: Helene Hoyer Mikkelsen

А дело все в том, что датские парламентарии всерьез задумались о комплексной модернизации национальной электросети: запланированные ими изменения и обновление коснулись также зданий элегазовых распределительных станций.

Стоит учесть, что прежде всего газоизолированные линии применяются там, где на подстанциях требуется повышенная безопасность. Газоизолированная подстанция – электрическая подстанция, оборудование которой (в основном – токопроводящие жилы) заключено в металлические кожуха, заполненные изолирующим газом. Как правило, это элегаз SF6 или смесь элегаза с азотом, поэтому часто такие подстанции называются элегазовыми распределительными.

В рамках затеянных реформ национальная энергетическая компания Energinet.dk решила построить несколько таких подстанций – не только с современным техническим оснащением, но и с новым обликом – и для этого обратилась к знающим в этом толк архитекторам и другим специалистам.
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink. Фото: Anne-Mette Hansen

Так появился типовой проект, который можно эффективно расположить практически в любой местности, а при необходимости – легко трансформировать, расширить или достроить новыми формами в разных направлениях. При всем при этом такой объект в режиме постоянной эксплуатации на открытом пространстве и в любых погодных условиях отвечает всем принципам «устойчивого» строительства.
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink. Фото: Helene Hoyer Mikkelsen

Типовой проект, который можно многократно «клонировать», получая в результате станцию необходимой площади и габаритов, представляет собой простой прямоугольный объем, окруженный опорами ЛЭП. Но, благодаря интересному архитектурному решению, его фасады удалось разнообразить и освободить от наружных коммуникаций: их решено было скрыть под землей. Объем при этом стал напоминать разрезанный на несколько модулей «пирог». Не удовлетворившись полученным результатом, архитекторы усложнили форму.
Электростанция в Вайене (Дания). Схема эволюции объема станции. Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink © C.F. Møller
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink © C.F. Møller

В результате, сверху электростанция напоминает жабры или растянутые меха гармошки, а главный фасад словно составлен из треугольных лопастей ветряков. Между металлическими лопастями оставлены высокие стеклянные просветы, сквозь которые можно видеть, что происходит внутри. Такая геометрия обеспечивает постройке поперечную устойчивость и рождает интересную игру света и тени.
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink. Фото: Helene Hoyer Mikkelsen
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink © C.F. Møller
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink © C.F. Møller
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink © C.F. Møller
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink © C.F. Møller

Вопросу энергоэффективности в проекте уделено особое внимание. Во-первых, возникшая ассоциация с ветряками неслучайна: новая станция в Вейене получает энергию от расположенной рядом ветряной фермы. Во-вторых, скошенные модули с частичным остеклением «ловят» траекторию движения солнца, позволяя в течение всего дня обеспечить внутреннее пространство дневным светом.

Не забыли архитекторы и про здоровье и безопасность обслуживающего персонала: в конструкции здания ниже уровня пола предусмотрено специальное пространство, которое служит как накопитель элегаза в случае его утечки. Это соответствует принципам устойчивости как фактору, определившему процесс проектирования.
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink. Фото: Julian Weyer

Той же цели энергоэффективности, экологичности и «устойчивости» служат выбранные для отделки здания материалы. Например, внутренние поверхности здания – потолки и стены – покрыты специальными звукопоглощающими древесноволокнистыми панелями, которые, в том числе, поглощают и вибрацию от работы токопроводящего оборудования.

Не меньшее внимание было уделено внешней поверхности постройки. Кровля и стены каждого модуля образуют единую, непрерывную плоскость: такая непрерывность минимизирует затраты на техническое обслуживание и защищает от электромагнитного излучения. А реализовать этот прием стало возможно благодаря использованию темно-серого титан-цинка Rheinzink серии prePATINA schiefergrau. Всего этим материалом в рассматриваемом проекте покрыто около 3 тысяч м2 наружной поверхности. Для выделения «акцентных» участков использовался чуть отличающийся серо-голубой оттенок того же титан-цинка – prePATINA blaugrau.
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink. Фото: Helene Hoyer Mikkelsen
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink. Фото: Helene Hoyer Mikkelsen
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink. Фото: Helene Hoyer Mikkelsen

Важно отметить, что застройщик намеренно искал такого производителя, чья продукция отвечала бы принципам устойчивого строительства, и компания Rheinzink полностью оправдала его ожидания. Строительный материал Rheinzink как экологически чистый сертифицирован независимой организацией IBU (АУБ). Срок службы титан-цинка – более 100 лет. Материал не требует специального обслуживания и покраски в процессе эксплуатации, не выцветает и не подвергается коррозии. К тому же, примерно 30% всей продукции Rheinzink изготавливается из вторично переработанного сырья.
Электростанция в Вайене (Дания). Проектировщик: C.F. Møller Architects. Заказчик: Energinet.dk. Материалы: Rheinzink. Фото: Anne-Mette Hansen

Интересно, что даже при ближайшем рассмотрении трудно найти изъяны на стыках и швах между панелями – настолько деликатно и виртуозно реализован проект из материала Rheinzink. На единство наружного облика играет и размещение водосточных труб внутри здания: воронки установлены у основания каждого гребня кровли, а внутри здания трубы спрятаны в складках оболочки. К тому же размещение водосточной системы внутри станции обеспечивает ее отличную работу даже при сильных перепадах температуры зимой, характерных для побережья Дании: это добавляет очков «устойчивости» объекта в его эксплуатации.
В итоге объем выглядит удивительно цельным: он не похож на типичную распределительную станцию. Архитектура его, безусловна, проста, но свою задачу – уйти от надоевшего всем образа, показать современность и значимость постройки выполняет на «отлично».

Ну а пасторальный пейзаж с рапсовыми полями вокруг станции служит не только отличным фоном для серо-голубоватых стен из Rheinzink, но и напоминает о экологической теме: рапс – важное сырье для биотоплива.

Дания. Устойчивость во всем.

Поставщики, технологии

RHEINZINK
Мастерская:
C. F. Møller
Проект:
Электростанция в Вайене
Дания

2011 — 2013

Energinet.dk

30 Мая 2015

RHEINZINK: другие статьи и новости
Сертификат устойчивого строительства BRE для RHEINZINK
Британский рейтинг устойчивого строительства BREEAM „BRE Environmental Assessment Method" – ведущий и широко используемый метод сертификации зданий. Листы и рулоны компании RHEINZINK прошли данную сертификацию как экологически чистый строительный продукт.
Дом-Титан
Титан-цинк «RHEINZINK prePATINA schiefergrau» на фасадах необычного жилого дома «Барахас» в Мадриде определил стиль и эстетику новой постройки.
Пейзажный театр RHEINZINK
Здание культурного центра при частной школе в Англии: энергоэффективное, органично взаимодействующее с природой, с фасадами, покрытыми панелями RHEINZINK.
C. F. Møller: другие проекты
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Максимум со-участия
Новый корпус датской Международной школы Икаст-Бранне по проекту бюро C. F. Møller рассчитан не только на учеников, но и на местных жителей всех возрастов и интересов.
Четыре башни
Новое здание Копенгагенской международной школы по проекту C.F. Møller получило фасад из 12 000 солнечных батарей.
Госпиталь под парком
Бюро HENN и C.F. Møller Architects выиграли конкурс на проект нового крыла для образца хай-тека – Университетской клиники в Ахене.
Искусство за экологию
В Гринвиче завершено строительство ТЭЦ с низким уровнем выбросов углекислого газа. Авторами проекта выступили бюро C.F. Møller и художник Конрад Шоукросс.
LEGO-ценности
Бюро C.F. Møller спроектировало центральное здание для штаб-квартиры LEGO Group в Билунне.
«Деревянный город»
Архитектурное бюро C.F. Møller выиграло конкурс на строительство квартала из средневысотных деревянных домов в шведском Эребру.
Дом поколений
В Копенгагене построят комплекс уникальной типологии Future Sølund, где соединятся дом престарелых, жилье для молодежи и городские общественные пространства.
Новый берег
Бюро C.F. Møller завершило вторую очередь благоустройства прибрежной зоны в датском городе Ольборг.
Факультет нужных вещей
Новый корпус Университета Южной Дании по проекту C.F. Møller объединяет под кружевной «пелериной» сразу четыре научных института.
Учебное пособие
В Копенгагене строится школа с фасадом, покрытым солнечными батареями. Авторы проекта - бюро C.F. Møller.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.