Елена Архипова: «Красота интерьера – в диалоге предметов»

Разговор с руководителем компании ARCHI STUDIO.

Реклама

«В этом году мы отмечаем двадцатилетие компании и я могу сказать, что все цели, которые я перед собой за это время поставила в этом направлении, достигнуты», – говорит создатель ARCHI STUDIO, архитектор Елена Архипова. Ни один из кризисов не смог помешать развитию, которое продолжается и сейчас: команда открывает яркие бренды и строит амбициозные планы, а элегантный офис в доме Жолтовского вскоре прирастет новыми площадями.

– Елена, Вам довелось наблюдать развитие мебельного рынка практически с начала его становления в постсоветские годы. Более того, ваша миссия – познакомить наших людей с иконами дизайна – стала катализатором спроса на дизайнерскую мебель в России. Расскажите, с чего всё начиналось?

– После работы в дизайн-студии в Болонье (Италия), в которой я проектировала не только интерьеры, но и мебель, я вернулась в Россию, и в 1994 году открыла свое дело. Начала с того, что устроила выставку под названием «Классика современного дизайна» в отремонтированном Белом зале родного МАрхИ, где все защищают дипломы. Там были представлены впервые в России культовые предметы мебели по проектам Макинтоша, Мис ван дер Рое, Ле Корбюзье и др. мастеров. Единственные фотографии этой выставки смогла найти в газете «Коммерсантъ», и в газете «Сегодня». Своих фотографий нет, потому что приходилось разрываться и быть сразу во всех лицах.
А мой небольшой дизайнерский стенд на выставке «Мебель-94» на Красной Пресне коммерческого успеха, естественно, не имел, но начало было положено.

– У Вас не было ни команды, ни влиятельной поддержки. Почему Вы решили оставить интересную работу в Италии и вернуться в Москву?

– Да, я вернулась потому, что хотела жить на Родине и была готова поделиться опытом, который приобрела в Италии. Мне было интересно проектировать интерьеры для первых «новых русских», вести рубрику в журнале «Домовой», когда ко мне обратились итальянские фабриканты и предложили стать их представителем, я не смогла отказаться. Еще в 1991 году, в Милане я выставляла мебель, сделанную по моим проектам, на известном Миланском мебельном салоне, там не было русских посетителей. А когда они появились, то к моему сожалению их за ручку итальянцы отвели в павильоны дешевой классики. Я не могла с этим смириться.

Кроме того мне было безумно жаль, что появлявшиеся в это время в России интерьерные журналы сознательно одурачивают людей из-за оплаченной кем-то рекламы: В 90-е годы печатному слову слепо верили. И я фактически объявила войну страшной безвкусице. Так что изначально, моей целью было не продвижение брендов (компания представляет ведущие итальянские фабрики – Poltrona Frau , Cassina, MISSONI HOME, Alivar, FLOS и др.), а продвижение ХОРОШЕГО ВКУСА.

– Как Вы тогда сформулировали для себя главные цели?

– Я хотела показать, что в проектировании мебели главное – мысль. Нужно было донести до людей, что помимо дерева и кожи есть и другие материалы, есть дизайнеры и архитекторы, которые могут делать не утилитарную мебель, а произведения дизайна, которые разлетаются по музеям мира. И потому, в частности, на стенде «Мебели-94» я выставила стеклянное кресло фабрики Fiam Italia, знаменитую лежанку Ле Корбюзье и столики Сааринена. Тогда я была уверена, что достаточно дать стимул нашим дизайнерам, и, если не в 1995-м, то в 1998 все бросят силы на проектирование мебели… Цель была такая. И надо сказать, что после увлечения людей псевдоклассикой у нас настал очень плодотворный период. Среди посетителей стенда «Мебели-94» были молодые дизайнеры из 2RStudio, с которыми мы говорили на одном языке, и руководитель бюро, Андрей Рудаков, предложил мне стать соучредителем компании. Я согласилась, и в свою очередь сделала его соучредителем в своем представительстве итальянских фабрик. Так что какой-то отрезок времени мы проработали вместе. В 1995–1996 году у нас было порядка 70 человек в штате, которых я стала периодически вывозить на фабрики в Италию и знакомить с ведущими брендами. После чего итальянские партнеры поняли, что Россия созрела для того, чтобы создавать представительства… А потом наступило время, когда и наши заказчики стали признавать, что сами не могут создать интерьер так, как это сделает профессионал – архитектор или дизайнер. И в этот период начали появляться действительно отличные объекты!

– Какие конкурсы в области дизайна и архитектуры Вы считаете наиболее интересными?

– Думаю, надо отдать должное конкурсу «Архип», организованному журналом SALON. Он реально способствовал популяризации интерьерного дизайна в России. Сейчас мне очень нравится премия АРХИWOOD и то, что делает Архплатформа на онлайн-площадке Pinwin, где мы сейчас объявили свой конкурс «Лучший интерьер в современном стиле» в связи с двадцатилетием. Я счастлива разглядывать достойные работы, присланные на конкурс. Жюри конкурса (Росита Миссони и арх. Джулио Капеллини, Виторио Ливи, Джулио Бавузо ) сложно выбрать победителя Это не первый наш опыт – еще в 1998 году ARCHI STUDIO выступала организатором конкурса «Лампа для России». Тогда работы участников оценивали и награждали дизайнеры фабрики Lucheplan. Поданые проекты были яркими, но на тот момент очень далеки от индустриального воплощения, поэтому не могу похвастаться их реализацией, но я уверена, что этот конкурс тоже очень многим дал импульс для творчества.

– Что Вас вдохновляет в интерьере?

– Если же говорить о том, что «заряжает», то энергетически мне комфортно там, где интерьер не перегружен, где существует гармония не только между различными объемами перетекающих пространств, но и гармония пропорций каждого отдельно взятого предмета. Разглядывать такой интерьер, это как слушать симфоническую музыку. Хороший дизайнер, как и хороший дирижер не допустит ни одной фальшивой ноты. А если говорить о жилом интерьере , то я предпочитаю, дом в котором есть и современные предметы и вещи с историей. Например, кресло Poltrona Frau, которое еще бабушка покупала, и которое с годами становится только красивее. Даже в своем офисе мы сохранили старые двери с витражами , в их рисунке читается рука мастера. Кроме того, получилось гениальное планировочное решение – любой, кто к нам приходит, сразу видит свет сквозь эти стеклянные перегородки. Например, в нашей переговорной можно почувствовать «диалог» между вот этим столиком Сааринена – и совершенно анонимной черной столешницей. В целом мне интересен не только сам объект как таковой, но и, как он «разговаривает» с соседями.

– Продукция ведущих итальянских брендов для многих является синонимом хорошего вкуса. Но реально ли сейчас приобрести дизайнерский предмет по приемлемой цене?

– В мебельном секторе нет безумной разницы в цене между брендовыми предметами и прочими марками. Любой, даже не очень состоятельный человек, может позволить себе одну значимую вещь, икону дизайна. Это может быть совсем небольшой предмет – подушка, лампа, столик. Существуют, например, модели светильников, которые вполне доступны: два раза не сходить в ресторан в Москве, и дома будет стоять лампа Филиппа Старка фабрики FLOS. Так что для ценителей и знатоков хорошего дизайна нет ничего невозможного.
***
20 лет – хороший возраст!
Архи.ру желает процветания компании ARCHI STUDIO и благополучия сотрудникам и партнерам компании.

Сайт компании ARCHI STUDIO
Представительсво компании ARCHI STUDIO на портале Архи.ру

21 Ноября 2014

Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.