Воображаемая стена

В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Игорь Апарин
Серафима Тельканова
Мастерская:
NOYD Короткий метр
Проект:
Четвертая стена. Масленичный объект в Никола-Ленивце 2023
Россия, Калуга

12.2021 / 2.2023 — 2.2023
0 Перед сожжением масленичного объекта его автор Игорь Апарин очень волновался, пойдет ли все по сценарию или нет. Все же огонь и ветер вещи непредсказуемые, одно слово – стихии, да еще в том большом масштабе, с которым всегда работают Никола-Ленивецкие промыслы.

Одновременно и автор, и устроители напустили на себя максимум загадочной таинственности, говорили об интриге, которую ни за что не раскроют, вот сгорит правильно – сами все поймем, а не получится – так ну и ладно. 
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В то же время заранее нам было сказано, что сжигать будут «Четвертую стену», а четвертая стена – это понятие, прежде всего, театра и кино, это воображаемая стена между пространством сцены и зрительного зала. Когда актер обращается со сцены к залу, он разрушает «четвертую стену», позволяя ощутить условность разделения наблюдателей и представления, за которым они наблюдают. После такого театр становится иммерсивным. Обычно это вызывает у зрителей легкий дискомфот, способствующий катарсису. Надо же как-то выдернуть их из сонного состояния наблюдателей.

Когда Дональд Дак упирается клювом в экран телевизора, он делает то же самое, точнее не то же самое, он пытается разрушить четвертую стену, но персонаж мультфильма не может сломать экран телевизора. Когда голландские или испанские живописцы XVII века изображают на полях картины «обманки», приклеенные к краю записки, они тоже пытаются разрушить плоскость картины, примерно с тем же успехом, что и Дональд Дак, то есть иллюзорно разрушить грань иллюзорного пространства. Но речь – все о том же, о попытке прямого диалога со зрителем и, как следствие, превращении представления, за которым мы наблюдаем, в часть реальности, которая может с нами взаимодействовать. Или даже вынудить к взаимодействию. Насчет взаимодействия получилось скорее как у Дональда Дака и у голландцев, горящий объект, как всегда, огородили и охраняли, для нашей безопасности за ним можно было только наблюдать, но это, возможно, и к лучшему. 

Кроме того, авторы пообещали, что при сожжении «Четвертой стены» мы увидим «Просвет» (первое – название объекта, второе – тема масленичного фестиваля). Просвет – это, вероятно, как свет в конце туннеля, но только маленький. Тут вспоминается «мы думали, это весна, а это оттепель». Но между тем: и просвет нужен, и заинтриговали совершенно. Поэтому за сожжением я наблюдала внимательно. Сразу скажу, если бы не коллеги, поняла бы не все. 

Итак, объект представлял собой почти кубическую выгородку со стороной квадратного плана 21 метр и высотой 19 метров, с небольшими симметричными проходами по центру каждой стены. Четыре стены были составлены из каркаса, для которого использовали сухостой, то есть лесной неликвид, мертвые деревья, и сено, но такое, которое непригодно для корма скота. По словам Игоря Апарина, это важно не только с точки зрения экологической повестки – он сжег бесполезное, то, что подлежало уничтожению. И даже подчеркнул: если предыдущие объекты, такие эффектные и красивые, было жалко жечь, то с данном случае – «я хочу все это сжечь».

Более того, сам процесс сгорания был положен в основу действа: свойства объекта должны были проявиться в огне. 

И еще раз более того, Игорь Апарин первоначально планировал, что куб будет полностью покрыт сеном и будет представлять собой этакий сенной монолит, – а потом, в процессе горения, обнаружится, что внутри есть не только каркас, но и детали. Это написано в проекте, и это видно на эскизе. 
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
© NOYD Короткий метр, Игорь Апарин / проект

Затем автора отговорили, сказав, что его тонкачество никто не поймет и детали попросту пропадут зря. В этом есть смысл, поскольку современный зритель – страшно невнимательный. Но часть интриги и процесса пропала: декор разместили поверх. Это сделало объект похожим и на лоскутный дом Алексея Луки поблизости, на башню Тотана Кузембаева «из мусора» в прямой видимости от поляны сожжения, и еще немного на двери в Ротонде Бродского на отдалении. Только в укрупненном и упрощенном, рассчитанном на сжигание, виде. С точки зрения действа – все правильно, объект «косматый», то есть украшенный, вызывает больше интереса, и, кроме того, хорошо вписывается в общую парадигму Никола-Ленивца, где все в основном лоскутное, и натуральное, составленное из objets trouvées. Да, относительно trouvées, то есть найденных предметов, все буквально, Константин Фоминов, который руководил работой артели, строившей объект 2.5 месяца, часть декора, прежде всего резные наличники, нашел на заброшенных домах в окрестных деревнях. 
  • zooming
    1 / 8
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но с точки зрения историка искусства часть интриги пропала.

Было бы интереснее, если бы все эти элементы проступили в кубе сена в процессе горения. Однако можно себе представить недоумение посетителей масленичного действа, если бы они увидели, еще до сожжения, такую простую вещь, как большой куб из сена.

Народ бы не понял! Что это такое? Ради этого мы сюда ехали? Народ, он такой. 

Еще, помимо окошек, каких-то березовых лестниц, прямоугольников с натянутыми на них веревками, вверху по двум стенам внутри и снаружи в аттиковой части были какие-то не очень понятные, обвязанные сеном кресты, то ли для прочности, то ли для декора, вызывали вопросы, зачем они здесь. 

В общем, в начале сожжения я стояла и ждала проявления интриги. Ветер дул очень сильно с юго-запада, подожгли из центра куба, и первой занялась западная стена, обращенная к лесу, потом, по направлению ветра, северная, а южная вообще не загорелась. На стене, обращенной к лесу, очень быстро проявился большой круг, этакий оккулюс-окно, контуры которого раньше были заметны только если хорошенько присмотреться. Тут стали понятны и крестики вверху и внизу, и, особенно если смотреть с угла, одновременно на уцелевшую и горящую стену, стало совершенно ясно – это телевизор. 
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
© NOYD Короткий метр, Игорь Апарин / проект

Честно скажу, сначала пришла мысль о старом, из 1950-х, телевизоре с овальным экраном или даже с линзой. Поскольку на собственно проект удалось посмотреть чуть позже, я не сразу поняла, что круг и крестики – это упрощенное, из сухостоя и сена, отображение настроечной таблицы. Которой, как и линз, и кинескопов, тоже вроде бы уже в практике нет, но которую мы помним хорошо, не только по давним событиям, связанным с воспоминанием о «Лебединым озере» и с перевоспитанием одного канала, но и потому, что с легкой руки Натальи Зайченко и Рустама Керимова изображением такой таблицы покрыт главный телецентр страны. Интересно, ее многие там опознают как память прошлого?

Так вот, заставкой проекта NOYD Короткий метр служит именно настроечная таблица. Авторы репортажа видеоблога Анны Мартовицкой даже наложили ее – для ясности – на объект, ниже можно увидеть, как. Кстати, репортаж рекомендуем. Там есть интервью с Апариным и видно, как горело. 
Виртуальное наложение настроечной таблицы на объект в процессе горения. Ролик Архиблога Анны Мартовицкой. Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023

Наша съемка – с запада, съемка блога Мартовицкой с востока. Так что видно – у объекта две главные стены с большими кругами «настроечных таблиц», которые должны были прогореть в первую очередь, и две второстепенные. Но у обычного телевизора всё же один экран и одна настроечная таблица. А здесь – две. 

И тут надо вернуться к теме просвета. Нам обещали, что после сожжения стены откроется просвет. Но просвет и четвертая стена сценической коробки – вещи не вполне совместимые. Ну то есть просвет он может быть где угодно, хоть в небе, хоть в декорациях, но к «четвертой стене» и общению актера со зрителем он не имеет непосредственного отношения. Итак, где же просвет? Игорь Апарин сказал нам, что куб развернули на ось заката. Можно предположить, что два круга должны были прогореть одновременно, и в их открытый створ мог попасть закатный луч. Но погода была пасмурная (парадокс, на следующий день развиднелось) и солнца не было. А ветер был сильный и восточная стена загорелась поздно, и весь куб рухнул, не успев раскрыть просвет – ось между двумя кругами. Директор МАРШ Никита Токарев сказал мне на это, что вот так нередко бывает у архитекторов, одно дело идея и совсем другое реализация. И то правда, – но надо заметить, что здесь замысел был сложным, непредсказуемым, театральным и хрупким. 
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
© NOYD Короткий метр, Игорь Апарин / проект
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
© NOYD Короткий метр, Игорь Апарин / проект
Четвертая стена / Просвет. Объект сожжения на Масленице в Никола-Ленивце, 25.02.2023. Проект. Слева кадр из фильма Дэвида Кроненберга «Видеодром»
© NOYD Короткий метр, Игорь Апарин / проект

Кроме того, я не считаю, что реализация важнее замысла. На самом деле наоборот.

В данном случае замысел нетипичен для Никола-Ленивца, и это главное. Раньше сожжение было способом уничтожить неликвид (Медиа-башню, которая грозила обвалиться, или Зиккурат из сена, который был недоеден коровами и начал гнить) или способом развлечь публику – потенциал эффектного горения большой массы никто не отменял. Теперь к горению добавился сценарий разворачивания чего-то, чего сразу не было видно. Рассказ, интрига, «угадайка». Это делает представление перформансом не только по названию, но и по сути – у процесса горения теперь есть стадии, последовательно отмеченные разными картинками. И неважно, что он не осуществился целиком: задача сложная, но амбициозная. Можно еще раз попробовать. 
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Предположим, что сгорел телевизор. Но настроечная таблица – это не работающий телевизор, а заглушка. Когда там таблица, это значит, что-то стряслось, TV не работает. То есть строго говоря, сожгли не просто телевизор, а телевизор в момент кризиса, хотя эта трактовка, вероятнее всего, не подразумевалась (архитекторы часто так говорят, что имели в виду другое). Понятно, что таблица была выбрана ради узнаваемости объекта, как знак, поскольку в сене и сухостое сложно оперировать не-знаками.

Но тогда другой вопрос: если эта стена четвертая, то почему на другой стене тоже таблица? Два экрана? Обычно один. Опять же понятно, что у объекта два главных фасада, с поля и от поляны масленичных гуляний, а люди стоят со всех сторон, и если «телевизор» виден с двух сторон, то он будет прочитываться во всех ракурсах. И надежда на «просвет» могла открыться только если были бы предусмотрены два отверстия. Тут две идеи – слома стены-экрана для слияния «фантазии с реальностью» и «просвета», который в итоге образуется – накладываются и мешают друг другу. 
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Можно понять это так. В телевизоре – фантазия, то есть сами знаете что, и когда стенка экрана ломается, она смешивается с реальностью, далее, вероятно, не выдерживает столкновения с ней, рассеивается, и тут возникает просвет и луч «солнца золотого», он же луч надежды. 

Но это самый оптимистический взгляд на вещи. Поскольку если мы ломаем ту стену, возможно ведь, что «фантазия», наоборот, хлынет в реальность, куда она давно и успешно просачивается из-за «четвертой стены», – и кто победит при их столкновении? Еще не факт, что реальность. 

С другой стороны, нам говорят о сожжении «стены», а показывают и сжигают куб, две стены которого, получается – четвертые. А значит, это может быть не совсем куб, а, в сущности, плоскость, сам куб надо понимать как экран, через который распространяется «фантазия», и вот он горит, и настоящее реальное солнце его пронизывает (правда, перед тем, как закатиться), тяжкая стена падает, и... Ну, мы же знаем, как судорожно прятал это стихотворение Александр Сергеевич перед визитом к Николаю Павловичу. В общем, вы поняли. Если понимать куб как плоскость, мысленно сплющить его, получается яснее. 
Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но все равно какие-то нестыковки. Что хотели сказать, вроде ясно, но все время что-то, этак элегантно, но сбоит.

Лучше всего работает метафора искусственного света TV, пронзенного лучом вполне реального заходящего солнца. Давайте представим себе, что это правда было, это – красиво и ярко как идея. Известно, что сумасшествие это уход от реальности в мир фантазий, и вот тут мы наблюдаем образ исцеления, камлание своего рода, ну, как всегда на Масленицу. Не так важно, что и образ, и камлание тоже относятся к ряду фантазий – поскольку мысли, они рождаются именно там. А что быстрее всего? Мысль. 
  • zooming
    1 / 5
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Очевидно, что вышесказанное может показаться сложноватым в контексте тенденций современного медиапространства. Ну, нам бы попроще, короче говоря. А лучше – мем. 

Но вот я, уходя с сожжения, заметила, как уютно светится дом ПО-2 Александра Бродского. Бетонный руст забора делает его виллой, но в то же время составленной, как принято в Никола-Ленивце, из objets trouvées.

И вспомнилась совершенно другая, в расширительном смысле, история. В известной книге Брэдбери 451° по Фаренгейту фигурируют сначала комнаты с видео-стенами, на которые проецируются сериалы, окружающие жителей со всех сторон как «соседи». И в то же время дома, в которых найдены книги, за крамолу жгут. В конце концов люди, включая главного героя, встречаются где-то в лесу, причем известно, что некоторые из них знают запрещенные книги наизусть и там начинают восстанавливать книжную цивилизацию. В этой книге много преувеличений. Однако сам по себе сюжет привлекателен. Сначала нечто, имеющее отношение к сериальному телевидению, сжигают за то, что оно осквернено чтением книг. Потом люди собираются где-то для нового начала.

Не хотела бы сказать, что один из домов при входе на масленичную поляну визуально как-то близок к теме поджигания, также как и не хочу сказать, чтобы кто-то, сидящий в доме ПО2 Бродского, был как-то причастен к рождению новой культуры.

Вероятнее всего, на самом деле, нет. Но вдруг? Было такое ощущение, что вот, там телевизор сгорел, а тут какие-то люди сидят себе «за забором», оттуда льется свет, там что-то иное, может, новое, а может, хорошо забытое старое. Как знать. 
  • zooming
    1 / 3
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    © NOYD Короткий метр, Игорь Апарин / проект
  • zooming
    2 / 3
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    © NOYD Короткий метр, Игорь Апарин / проект
  • zooming
    3 / 3
    Четвертая стена / Просвет. NOYD Короткий метр: Игорь Апарин, Серафима Тельканова. Масленица в Никола-Ленивце 25.02.2023
    © NOYD Короткий метр, Игорь Апарин / проект

PS
Авторы объекта «Четвертая стена» – Игорь Апарин и Серафима Тельканова, NOYD Короткий метр. Они подали проект на конкурс в конце 2021 года, не выиграли, но вошли в шорт-лист. В 2022 году была сожжена «Вавилонская башня» Екатерины Поляковой. В 2023 решили построить «Четвертую стену» и не проводить новый конкурс. Автор «стены» признался нам, что его «захейтили», поскольку прежние объекты были более зрелищными. А нам кажется, что зря. Этот объект, сгоревший в рекордные сроки, хоть местами и путаный, но по многим параметрам – другой. Не такой яркий, но более сложный. Может, он и наколдует нам просвет?
Архитектор:
Игорь Апарин
Серафима Тельканова
Мастерская:
NOYD Короткий метр
Проект:
Четвертая стена. Масленичный объект в Никола-Ленивце 2023
Россия, Калуга

12.2021 / 2.2023 — 2.2023

03 Марта 2023

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?