Элина Туктамишева: «Трын*Трава» на стыке арта и быта, дизайна и коллекционного дизайна»

Куратор выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль», проходящей в этом году в четвертый раз – об истории создания проекта и русском стиле «без нафталина».

mainImg
Элина, откуда ваш интерес к русскому стилю? 

Моя любовь к русскому стилю началась через большую нелюбовь. Я из семьи военных, родилась в Тольятти, но никогда там не жила, детство провела в Голландии, в Амстердаме. Мы жили в 5 минутах от главного музея страны – Рейксмюсеума. Русская речь в детстве была дефицитом – общение со сверстниками лишь три раза в неделю, в школе при посольстве в Гааге. Чтобы услышать родную речь, бегала в музей, слушать экскурсии для русских туристов.
Элина Туктамишева
Фотография © Андрей Сорокин

Меня завораживали работы Дельфтского фарфорового завода, сравнивала их с Гжелью, не понимала и не принимала ее сувенирной простоты. На детских весах музейные экспонаты и сувенирка были вещами одного порядка.
 
Первый этаж особняка, где мы жили, занимал офис Интуриста, там были представлены брошюры городов Золотого кольца и красовалась работы из линейки народных художественных промыслов. Свой первый опыт декоратора я приобрела в 10 лет, самостоятельно украсив витрину Интуриста. Элементов для оформления было немного – матрешки, Хохлома, Палех, Жостово, Гжель, павлопосадские платки – «золотой» набор НХП. Я не понимала, почему иностранцам это всё интересно, в чем ценность ручного труда, мне казалось это всё банальным, то ли дело экспонаты в Рейксмюсеуме.
 
Ежедневные прогулки с родителями по вечерним каналам Амстердама, заглядывание в незашторенные окна домов, не оставили другого выбора, как стать дизайнером интерьеров. 
 
Потом вы с родителями вернулись?
 
Все командировки заканчиваются. Мы прилетели в Москву, а тут как раз случился путч, танки у Белого Дома.
 
Я помнила, что Макдоналдс это закусочная, где взял бутерброд и пошел дальше, а тут были очереди, как будто в Большом Театре дают премьеру. В классе главными ценностями были жвачки, кока-кола, «варенки».
 
В 10-11 классе собор Василия Блаженного стал для меня убежищем. Я сбегала с уроков, чтобы побродить там, посмотреть росписи. Мотив этих росписей я потом взяла для своих светильников-куполов. Это было моим признанием Собору за то, что в юности дал почувствовать свои корни.
 
Много путешествовали по России?
 
До двадцати одного года я о пионерских лагерях, русской деревне, ночевке в палатках знала только по фильмам и рассказам друзей. Посмотрев всю Европу, в России я видела только Жигулевские горы, куда летом меня отправляли к бабушке с дедушкой.
 
Когда вышла замуж, муж показал мне Россию. Алтай, Байкал, Золотое кольцо из брошюр моего детства. Совковые гостиницы, странные рестораны – всё меркло перед архитектурой и людьми. Потом была Псковщина и Русский север.
 
Погрузилась в изучение истории, культуры, традиций и обрядов. Поняла, что это моя любовь. Я считаю, что нельзя понять, о чем русский стиль, если не вникать, как люди жили 100, 300 лет назад, как зарождалась культура, как и почему все пришло в упадок. Основное понимание зародила обрядовая история. Попробуйте остаться в лесу на ночь в одиночестве. Сразу поймете про духов воды, леса, камней, костра.
 
Параллельно шла другая жизнь – обучение на дизайнера интерьеров, телевизионные проекты («Квартирный вопрос», «Дачный ответ», «Фазенда», «Идеальный ремонт»), коммерческие проекты.
 
Я впервые услышала ваше имя, когда на премию АРХИWOOD в категории «предметный дизайн» несколько лет назад номинировались ваши абажуры-купола, покрытые деревянным лемехом и расписанные внутри. Очень они мне запомнились. А как вы пришли к предметному дизайну?
 
Все поездки и впечатления так или иначе воплощаются в предметах, которые я создаю. Светильники «Купола» были первыми. Это мое признание в любви к Русскому Северу и собору Василия Блаженного.
  • zooming
    Светильники «Лемех». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство София-Декор
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Светильники «Лемех». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство София-Декор
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

Вторым предметом стал комод «Гжель». Мне посчастливилось поработать с великими мастерами Гжели – Маргаритой Подгорной и Александром Царегородцевым. Далее была коллаборация с Гжельским Фарфоровым заводом – чашки «брызги». Я придумала современный дизайн для чашек стандартной заводской формы.
  • zooming
    1 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    2 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    3 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    4 / 4
    Комод «Гжель». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

На заводе им. Акима Мальцова в Гусь-Хрустальном мне помогли изготовить хрустальные вставки в буфет для бокалов, напоминающий ларец с самоцветами из русских сказок. За основу для него была взята форма холмогорского сундука начала XVIII века.
  • zooming
    1 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    2 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    3 / 4
    Комод «Ларец». Дизайн Элины Туктамишевой. Российское производство MrsRuby
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой
  • zooming
    4 / 4
    Комод. Дизайн Элины Туктамишевой
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлена Элиной Туктамишевой

Я несколько лет подписана на ваш инстаграм про «коды русского стиля», у вас там уже 14 000 подписчиков собралось. Как давно вы ведете аккаунт?
 
Инстаграм с уклоном в русский стиль я стала вести лет пять назад. Сначала были просто зарисовки и впечатления, но чем больше было отклика, тем больше моя страничка формировалась в направлении русской культуры и заметок про путешествия по России. Примерно в это же время пришла мысль о создании выставки, но на тот момент меня никто не поддержал.
Злата Корнилова, «Невидимые нити», Валерий Бытка, скульптуры, Павел Копаев, панно «Лев». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2020. Музейно-выставочный центр РОСИЗО
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Но все-таки в 2018 году вы собрали первую выставку «Трын*Трава», а сейчас уже начинаете искать помещение под пятую юбилейную выставку. Как вы стали  собирать экспонаты? Через какие каналы и по какому принципу отбирать?
 
13 апреля 2018 года на своей страничке в Фейсбуке я опубликовала пост с приглашением принять участие в независимой выставке, отметила нескольких людей. Кто-то отозвался, кто-то отказался. Было много язвительных комментариев на тему «трын». В целом они сводились  к тому, что «потрындим» и разойдёмся, что тема неплохая, но вряд ли получится сделать что-то стоящее.

А я понимала, что нужно найти «своих» и не оглядываться на разговоры. Было понятно, что нужно минимум 2–3 года для того, чтобы выйти за пределы фейсбучного сообщества и начать собирать единомышленников по стране, а потом и по миру.
  • zooming
    Вазы – Марина Акилова, деревянные формы на стене – Алексей Березняк. Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Ирина Батькова «ВолгаРа». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

В первый год я пригласила участников сама. Нас было всего 8 человек. Мы были знакомы между собой, с кем-то ближе, с кем-то дальше. Первая выставка взорвала наши соцсети. Стало очевидно, что интерес к теме есть и на следующий год  нужно делать вторую выставку. Но также стало очевидно, что не все 8 человек готовы тратить своё время на ее организацию. Так, абсолютно естественным образом, сложился оргкомитет из четырех человек: я, Ирина Батькова, Юля Герасимова, Светлана Попова. В организации выставки, где ты ещё и являешься участником, очень важно уметь убирать личные амбиции и смотреть на проект в целом, а не так как тебе будет выгодно или удобно.
Cлева направо: Вера Занегина «шкура неубитого медведя», Иван и Виктория Веремеевы «Мамонт», Татьяна Чапургина, ширма «Русская обочина», Марина Акилова, вазы «Земля и пепел». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

«Трын*трава» именно выставочный проект? Как прирастало сообщество? На каких площадках проходили выставки?
 
Изначально «Трын*Трава» задумывался как выставочный проект. Но сейчас есть понимание, как его ещё можно развивать. Мы планируем запустить лекторий «Трын*Травы» и на протяжении года, до следующей выставки, сделать ряд мероприятий с интересными темами. Также есть мысль сделать ряд путешествий от «Трын*Травы», в особо значимые для понимания русской культуры места. Но есть сомнения, насколько люди готовы так глубоко погружаться.

Выставка «Трын*Трава» – это проект передвижников. Каждый год у нас разные площадки: первая выставка проходила в Alpert Gallery; вторая – в 2019 году в «Центре моды и дизайна» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства; третья выставка состоялась в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО; в этом году – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Наталья Макарова, «Сотканные из воспоминаний». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2021, Всероссийский Музей Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

На пятую юбилейную выставку, которая состоится через год,  мы уже начали искать площадку. С каждым годом участников становится в два раза больше, чем было в предыдущем. В этом году 50 человек, мы их отбирали из более чем 500 заявок, в следующем, думаю, будет 100, не меньше. Кстати, 2022 объявлен годом нематериального культурного наследия и народных ремёсел.
 
Откуда объекты? Из каких городов-регионов?
 
В этом году у нас обширная география – 15 городов России и 1 город из Беларуси, Гомель. В прошлом году была участница из США. Изначально хотелось, чтобы проект вышел за пределы Москвы и Питера и стал сообществом для объединения единомышленников по миру.
 
По сути, наша выставка, на данный момент, является своеобразным «ситом». Мы отбираем самоцветы из тех заявок, которые приходят. Знаем, что со многими участниками галереи уже заключили договоры. На третий день экспонирования выставки треть предметов была раскуплена коллекционерами для частных коллекций и дизайнерами интерьеров для своих проектов. Наши участники познакомились между собой, у них возникли свои дружеские взаимоотношения, чему мы крайне рады.
Слева – работы Светланы Левадной, в центре – Элины Туктамишевой, справа – Златы Корниловой. Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2019, Центр Моды и Дизайна Всероссийского Музея Декоративного Искусства
Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Расскажите про несколько предметов с выставок, которые вас вдохновляют…
 
Очень разные техники, стиль, подача и философия. Для нас все участники, прошедшие строгий отбор,  равны. Но мы можем опираться на статистику кликов по куаркодам на этикетках экспонатов и по репостам в соцсетях.
 
В этом году особой популярностью у посетителей пользуются вязаные вазы Натальи Макаровой из Самары и керамические бабы Ольги Мыльцевой из Санкт-Петербурга.
 
Насколько классические промысловые производства вовлекаются в коллаборации с дизайнерами?  Идут ли результаты такого сотрудничества в производство более широкое, чем просто создание образцов?
 
Есть удачные примеры коллабораций, но на самом деле процесс этот сложный и болезненный. Художники промыслов без восторга воспринимают сотрудничество с дизайнерами.
 
Могу вас заверить, что дизайнеры «Трын*Травы» досконально изучают традиции производств. Но, к сожалению, многие промыслы утратили свою актуальность. Раньше они реагировали на время и были, по сути, его летописцами, а сейчас это зачастую паразитирование на давно созданных образах. Есть проблема зашоренности восприятия, шаблонности и сувенирности подачи. Своей выставкой мы пытаемся изменить этот подход. Сложно, но мы верим.
  • zooming
    Юля Герасимова, «Мое Жостово», коллаборация с фабрикой «Жостово». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2020, Музейно-выставочный центр РОСИЗО
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой
  • zooming
    Ольга Миккова, «Золотая Хохлома», коллаборация с фабрикой «Хохломская роспись». Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», 2019, Центр Моды и Дизайна Всероссийского Музея Декоративного Искусства
    Фотография © Андрей Сорокин / предоставлено Элиной Туктамишевой

Вы же не только организатор сообщества, а дизайнер. Вы как автор – что делаете, с кем делаете, как часто?  Из каких материалов?
 
Часть предметов, которые я создаю – для своих проектов, часть по заказу производств. Светильники «Лемех» были разработаны для моего проекта, я поделилась в соцсетях, и неожиданно это произвело фурор. Последствия этого бума – их подделывают... качество более низкое, отсутствие росписи… Говорят, что это успех, но меня, как дизайнера, это мало успокаивает… неприятно. Особенно если учесть, что это делают не производства, а сами дизайнеры. Культуры авторского права у нас пока нет. Есть актуальная тема, кто-то увидел интересную идею, схватил и побежал делать. Я создаю коллекционные предметы, массовое производство пока меня не интересует.

Вопрос про применимость вещей. Мне кажется, что есть уровень высокого искусства. Сейчас выставка Glasstress идет в Главном штабе Эрмитажа – много прекрасных работ из венецианского стекла. Кабаковы, Ай Вэйвэй и др. Искусство со смыслом. Художники-философы.
 
А есть уровень бытовой, но обаятельный. Хохлому можно нарисовать на крышке табуретки или на хлебнице. Тогда это будут вещи, интегрированные в быт. Как бы арт, но не высокий, а на радость людям. Я люблю на даче, чтобы роспись была на комоде, полке.
 
Какая тенденция? Ваши участники ищут прикладное применение тому, что они создают? Или для них это не важно?
 
Пока «Трын*Трава» на стыке арта и быта, дизайна и коллекционного дизайна. Возможно со временем мы выберем какое-то одно направление, но пока это так.

***

Сейчас организаторы выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» ищут площадку для следующей, пятой по счету выставки, а в марте 2022 года откроется набор участников на осеннюю выставку. Лучшие работы будут показаны в 2022 году.

03 Ноября 2021

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.