English version

Поток и линии

Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.

mainImg
Если бы в России 1930-х годов случился не социалистический строй, а буржуазная демократия, то, возможно, частные дома напоминали бы проекты Степана Липгарта. Образ заказчика этих вилл не прост, поскольку требует жизни напоказ, как будто тебя снимают в кино. Вспоминается архитектор Малле-Стивенс, причем не его ар-декошные парижские особняки и виллы, которые ближе к модернизму, а его облик денди и его работа в качестве художника для высокой моды. В виллах же Липгарта просматривается некий панэстетический курс на будущее, причем курс этот лежит сквозь наступающие темные века, поэтому в предъявленном нам панэстетизме есть и героическая нота.
 

 
Дом-ГЭС

Проект виллы-гидроэлектростанции был создан в 2007 году в соавторстве с Борисом Кондаковым для архитектурного конкурса «Дом-Автоном», где требовалось спроектировать жилье, не зависящее от каких-либо коммуникационных сетей. У организаторов посыл был экологический, но архитекторы на волне своего увлечения революционным романтизмом 1930-х, произведениями Эриха Мендельсона, Ноя Троцкого и Евгения Левинсона, трактовали его, скорее, как союз искусства и техники. Тема архитектуры здесь, по словам Липгарта, – движение воды и классический ордер. В последнем, считаемым многими архитекторами скучной латынью, сковывающей творческий процесс, Степан Липгарт, наоборот, чувствует энергию.
Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков
© Степан Липгарт, Борис Кондаков

Условный дорический фриз с триглифами отделяет нижний ярус здания от верхнего, а жилая анфилада над водопадом представляет собой галерею с колоннами, утверждающую человека над сокрушительной силой падающей воды. С одной стороны, перед нами покорение водной стихии, с другой – соединение человеческой, технической и природной энергии в единое целое – синергия. У этой синергии есть прототип.
«С детства на меня значительное впечатление производили постройки Канала имени Москвы, одухотворённость их по сути функциональной архитектуры, которая особенно внушительно читалась во время работы шлюзов: как поднималась в них вода, как махины судов степенно вырастали вровень с ажурными башенками и бельведерами. Рухлядев и Кринский, функционалисты, в 20-е годы смело экспериментировавшие с формой и пространством, здорово свели тут свой авангардный опыт с классическим материалом, плодотворность такого синтеза и синергии очевидна. С другой стороны, масштаб этих гидротехнических построек близок к типологии большого загородного дома. Так что образ «Дома-ГЭС» – в возвращении от шлюза к вилле».

  • zooming
    1 / 4
    Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков
    © Степан Липгарт, Борис Кондаков
  • zooming
    2 / 4
    Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков
    © Степан Липгарт, Борис Кондаков
  • zooming
    3 / 4
    Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков
    © Степан Липгарт, Борис Кондаков
  • zooming
    4 / 4
    Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков
    © Степан Липгарт, Борис Кондаков

Очевидно, что в таком доме не будет недостатка в свете и тепле. Сидеть на энергетическом потоке и преобразовывать его энергию в благих целях – это, по-видимому, и есть миссия потенциального хозяина такой виллы. Нельзя тут не вспомнить Дом смотрителя реки в утопическом городе Шо Николя Леду, где река проходит сквозь цилиндрическую часть дома, причем не принося практической пользы. На ум также приходит иконическое здание ХХ века, предмет поклонения всех архитекторов, вилла Fallingwater Френка Ллойда Райта, в которой роль низвергающейся воды также декоративная. Завершая с историческими ассоциациями, напомню высказывание Ле Корбюзье, который однажды с другом-поэтом посетил строящуюся плотину в Альпах и выразил свой восторг сопровождавшим их инженерам, но был не понят. Вот как он описывает инцидент: «Мы попытались объяснить им, почему находим их плотину замечательной: размах подобных работ, перенесенный в практику городского строительства, мог бы вызвать коренные преобразования. И вдруг эти люди возмутились: «Как? Вы хотите изуродовать большие города! Вы настоящие варвары! Вы забываете о правилах эстетики». Пожалуй, можно сказать, что в доме ГЭС противоречия сняты: эстетика ордера и энергия техники прекрасно уживаются.
 

 
Вилла ИТР

Аббревиатура ИТР расшифровывается с раннесоветских времен как инженерно-технический работник, только отечественные итээры, за исключением крупных руководителей, в виллах не жили, да и у последних резиденции назывались дачами.
 
Загородный дом был спроектирован в 2011 году для сына известного девелопера. Заказчик руководил в тот момент промышленным предприятием, то есть с известной долей условности можно было отнести к его личности звучное «ИТР». Отсюда родился и образ виллы: резиденция технократической элиты. Аэродинамические обтекаемые формы, умножение линий в металлических ограждениях, параллели в вертикалях, скругления углов, – все эти приемы отсылают к одной из вариаций ар-деко, а именно стилю стримлайн, характерному для промышленного дизайна 1930-х: от автомобилей и теплоходов до дирижаблей. С поправкой на нашу эпоху.
  • zooming
    1 / 5
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 5
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 5
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    4 / 5
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    5 / 5
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    1 / 3
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 3
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 3
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт

Вилла состоит из двух корпусов, перпендикулярных друг другу. В двухэтажном корпусе размещены спальни, в одноэтажном – остекленном – гостиная и кухня. На крыше первого этажа расположилась парадная терраса, куда можно подняться, как по внутренней лестнице, ведущей в холл второго этажа, так и непосредственно по монументальным ступеням главного фасада. Ключевая идея уличной лестницы – движение, усиленное стекающим подле нее декоративным водным потоком. Многие, и я в том числе, приняли лестницу поначалу за эскалатор, поскольку графичные линии перилл и ограждений создают ощущение текучей динамики работающего конвейера.
  • zooming
    1 / 4
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 4
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 4
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    4 / 4
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт

Подвижная эстетика увязана с эргономикой: под лестницу заезжает автомобиль, доставляя продукты ко входу на кухню, а кухонный лифт, размещенный в оформленной барельефом надстройке, поднимает блюда на крышу террасы. Главный фасад обрамляет небольшой бассейн, вдоль которого тянется колоннада-пергола, обеспечивающая связь основной кухни с уличной. Перекрытие перголы из тонких металлических реек продолжает тему стримлайна, дополняя образ упорядоченного движения стремительных линий.
 

 
Павильон Lecayet

Заказчик следующего проекта, Александр Лекае, – увлеченный коллекционер советских ретроавтомобилей и автор ряда книг, посвященных этой теме. Почвой для его знакомства, а в дальнейшем сотрудничества со Степаном Липгартом стал тот факт, что прадед архитектора – Андрей Александрович Липгарт – продолжительное время был главным конструктором Горьковского автозавода и являлся одним из создателей отечественной школы автомобилестроения. В 2015 году Александр Лекае обратился к Степану с идеей дома приемов с залом для экспозиции исторической техники. Проект павильона был создан без привязки к местности, на грани с архитектурной фантазией.
  • zooming
    1 / 3
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 3
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 3
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт

Здесь сказалось и совместное увлечение 1930-ми, и некоторый экспозиционный пафос. На стене особняка в качестве намеренного эпатажа фигурирует сталинская цитата о том, что Советской России не обязательно идти за Европой, пора самим указывать путь.
Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
© Степан Липгарт
 
Павильон Lecayet двухчастен: его составляют одно- и двухэтажный объемы, трактованные автором как ведущий и ведомый, а если согласовать понятия с теорией Ильи Голосова, – как объективный и субъективный.

В одноэтажном, «субъективном», корпусе экспонируются автомобили, двухэтажный, «объективный», – пространство для экспонирования самого хозяина дома, место репрезентации и эстетического времяпрепровождения. Стеклянный витраж с шестью стройными окнами уподоблен шестиколонному портику – надо же придать достоинство частному жилищу! В соответствии с функцией (дом торжественных приемов) над парадным входом павильона размещена специфическая деталь: балкон для приветствий и встреч гостей, выход на эту трибуну находится на втором этаже, где разместился просторный кабинет хозяина с пятиметровыми потолками.
  • zooming
    1 / 5
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 5
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 5
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    4 / 5
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    5 / 5
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  

 
Вилла Acropolis Litorinum

Заключение этой серии проектов – пока наиболее масштабное – эскиз виллы для петербургского партнера Липгарта – девелопера, купившего несколько лет назад землю у Финского залива. Место – высокий берег отступившего Литоринового моря, доисторического водоема, на дне которого помещались значительные прибрежные территории современного Балтийского моря, да и сам город Петербург. Терракотовые вертикали сосен, склон, падающий к несуществующей стихии, приморские бризы и небеса родили идею живописного Акрополя. Но контекст здесь не исчерпывается поэзией моря. Тут же, рядом с окопами Великой Отечественной сохранился бетонный фундамент берегового орудия времен Линии Маннергейма, следы боев несут и прихотливые линии старых деревьев, очевидно испытавших на себе разрушительный огонь войны. Все это Степан Липгарт не без дерзости включил в образный строй виллы.
  • zooming
    1 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    4 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт

Акрополи, как и дворцы древнеримских вельмож, представляли собой живописные многокомпонентные ансамбли. Это повлияло на структуру Acropolis Litorinum, сочетающую три части, объединенные галереями.
 
К западу расположился высокий «флигель» хозяйских спальни и библиотеки, напоминающий с отдельных ракурсов корабль с мачтой и капитанской рубкой, отражающийся в прозрачных витражах.
Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
© Степан Липгарт

Остекленный переход западной галереи ведет к центральной части, обращенной изогнутыми дугами своих балконов и стеклянных стен к миру и морю. Вертикали на витражах напоминают деки музыкальных инструментов. В пластичности вогнутых форм фасадов, в их природе ар-деко определенно читается оммаж парижским дворцам времен выставки 1937 года.
  • zooming
    1 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    4 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт

Западная галерея имеет еще одну примечательную черту: выстроенные вдоль архитектурно оформленного затопленного окопа, ее несуществующие лицевые опоры очерчены линиями витражей расстекловки, как бы намечающими тени колонн. Последние кажутся легкими и невесомыми, но капители и антаблемент подчеркивают, что все-таки это – опоры, часть ордера. В действительности же перекрытие галереи покоится на консольных балках, а те в свою очередь на столбах по оси задней стены. Идея отблеска эфемерных колонн в воде окопа – прием в стиле «Отражений» Дебюсси: колонны и так являются стеклянными проекциями самих себя, а в водной глади возникает отражение отражений.
Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
© Степан Липгарт

Восточная галерея, ведущая от центральной части, минуя пространство бассейна отправляет взгляд к небольшой триумфальной арке, которая, впрочем, играет также роль видового бельведера. К нему в свою очередь поднимается лестница – по сути из глубин древнего моря, выстраивая зримую связь между ушедшими водами, земной твердью и небесными сферами.

В своих пока не нашедших реализации проектах вилл Степан Липгарт предложил несколько изящных решений в стиле ар-деко, переосмысленном и продолженном в современности. Причем если Дом ГЭС – скорее декларация идей, то в Вилле «ИТР», Pavillon Lecayaet и Acropolis Litorinum сформировалась узнаваемая авторская манера, перспективная для будущего.

02 Августа 2021

Похожие статьи
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.