АРХИWOOD подводит итоги года и еще семи лет

Премия АРХИWOOD выпала в этом году из привычного графика, а также из места. Тем не менее, голосование за победителей продолжается. О номинантах этого года и о книге «Современное деревянное» рассказывает бессменный куратор премии Николай Малинин.

mainImg
Первым делом АРХИWOOD должен извиниться перед всеми ценителями деревянной архитектуры, кто не нашел у входа в ЦДХ привычной выставки номинантов на премию, а в программе «АрхМосквы» – привычной же церемонии награждения победителей. Павильона «Периптер», где 5 лет размещались работы номинантов, больше нет, поэтому и выставку развернуть не получилось. А вот подведение итогов премии пришлось лишь перенести (о том, почему это произошло, и чем мы компенсируем виртуализацию проекта – см. ниже). Тем не менее, при всех издержках, процесс идет: интернет-голосование завершится 20 июня, параллельно свой выбор сделает профессиональное жюри. В него в этом году вошли обладатели премии АРХИWOOD 2016 года Ксения Харитонова и Александр Рябский (бюро FAS(t)), Ольга Алексакова и Юлия Бурдова (BUROMOSCOW), генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения Олег Панитков, куратор фестиваля «АрхСтояние» Антон Кочуркин и архитектор Роман Леонидов. Объявлены результаты будут 6 июля.

Продолжая делать хорошую мину, напомним, что в этом году АРХИWOOD снова побил рекорд по количеству заявок: в этом году лонг-лист премии собрал 177 объектов. Лидером не только по числу заявок, но и по количеству финалистов стал Татарстан, где уже третий год под чутким руководством Наталии Фишман, помощника президента Республики, реализуется программа по обновлению городской (и не только городской) среды. Начавшись со скромных лавочек, проект (при содействии МАРШ-лаб) вырос в красивую историю, развивая новые территории и поражая разнообразием архитектурных жанров. Тут и новая деревянная набережная, и амфитеатр, и эко-центр, и арт-объекты: в шорт-листе целых 6 работ! Почти все они сделаны командой «Архитектурного десанта» во главе с Дарьей Толовёнковой, при этом не только в Казани, но и в районных центрах, что, конечно, особенно отрадно.
zooming
Набережная реки Нурминка в Кукморе. Мастерская «Архитектурный десант». Фотография © Даниил Шведов

Всего на 1 объект отстал Владивосток, который долго скромничал и скрывал свои достижения – хотя и там городская среда активно преображается деревом (правда, без такой мощной господдержки). Более того, все эти 5 объектов-финалистов тоже сделаны в одной мастерской («Конкрит Джангл»), и тут мы тоже видим и целый ворох типологий, и разнообразие решений. Кафе: по-японски изысканный волнистый фасад из белых рек. Ресторан: терраса в виде фанерной аркады. Выставочный павильон: эффектный купол с мерцающей поверхностью. Библиотека: столы уезжают под подиум, посреди стеллажей всплывает экран – читальный зал становится лекторием. Благоустройство территории фабрики: из деревянных подиумов выстреливают одни скамейки, другие стелятся зигзагами, спинки третьих превращаются в стены. В общем, запомните новое имя: Феликс Машков.
Фасад кафе «Сказка» в Уссурийске. Архитектор Феликс Машков (Конкрит Джангл). Фотография © Владислав Кочетков

Всякий раз, публикуя лонг-лист, мы искренне радуемся тому, как много в нем молодых архитекторов – но уже в финал выходят не по возрасту, а по качеству. Поэтому особенно приятно, когда новые имена появляются именно в шорт-листе: сегодня это Елена Макарова («Утиная Венеция» на «БолотовДаче»), Иван и Дмитрий Кожины (загадочный хозобъект в форме цилиндра), Николай Новичков и Григорий Соломин («Светёлка»). Но тягаться новичкам придется с хэдлайнерами, которые уверенно держат планку качества: это Сергей Чобан (офис продаж), Григорий Дайнов (элегантная пристройка к дому под Ярославлем), Сергей Колчин (стильный загородный комплекс в Шатуре, где дерево остроумно сочетается с камнем), Стас Горшунов (лесной комплекс под Нижним), Иван Овчинников (оказывается, «Дубль-дом» может быть не только жильем). А помимо не устающего удивлять фантазией Тотана Кузембаева (черная баня не по-черному), в шорт-лист прошел и «Кубоед» Кузембаева Олжаса: эффектная беседка из бруса и воздуха, полная метафизических смыслов.
zooming
Extention #1. Архитектор Григорий Дайнов (DK architects)
Баня. Архитектор Тотан Кузембаев. Фотография © Илья Иванов
zooming
Cuboed. Архитектор Олжас Кузембаев. Фотография © Олжас Кузембаев

«Кубоед» был построен в рамках фестиваля «Эко_тектоника» в экопарке «Ясно-Поле» под Тарусой. Это еще одно важное новое место – и, судя по последним новостям, именно оно станет главным поставщиком номинантов на премию 2018 года. Впрочем, целой флотилией плотов грозит фестиваль «Арт-Овраг» в Выксе, а «АрхСтояние» обещает массу разнообразных ответов на вопрос «Как жить дальше» – в том числе, от таких энтузиастов дерева, как бюро А-ГА и «Хвоя». Много ожиданий связано и с фестивалем «Древолюция». Первый, прошедший в Питере в 2015 году, стал настоящим триумфом. Чуткое и вдохновляющее руководство Николая Белоусова, поддержка Ассоциации деревянного домостроения, волшебное место (Таврический сад) и азарт неофитов – все это дало отменный результат, а два объекта стали победителями АРХИWOODа. Однако в этот раз «древолюционеры» пробились в шорт-лист лишь с 2 объектами: это «Татами» и «Обратная перспектива» (последний объект сделан как раз прошлогодними чемпионками, авторами волшебной «Руины» – командой «А»). Впрочем, у молодых архитекторов все впереди: третья «Древолюция» уже совсем скоро – на этот раз в подмосковном «Суханово».

Столица Казахстана вошла в шорт-лист с кафе по проекту Gikalo Kuptsov Architects – и это, пожалуй, лучшая архитектура, которая есть на пафосной эспланаде Астаны. В Сатке открылся чудесный музей «Магнезит», где бюро KONTORA развивает ходы, сделанные в московском музее ГУЛАГа: экспозиционные модули из фанеры трансформируются в стулья, скамейки и выставочные тумбы. Впервые в шорт-листе АРХИWOODа – Йошкар-Ола («Лестница в небо» Олега Ермакова) и Нью-Йорк (квартира-трансформер Петра Костелова). Но самым экзотическим адресом на карте премии стала Гватемала: Михаил и Елизавета Шишины отделали клинику в Момостенанго разноцветными деревянными дощечками, символизирующими главный плод страны – кукурузу.

В этой номинации («Общественное сооружение») есть мощный лидер: «Городская ферма» на ВДНХ бюро WOWHAUS. Ее архитектура отсылает к предшественнице ВДНХ – сельскохозяйственной выставке 1923 года (ВСХВ), которая стала первым триумфом авангарда. Ее герои революционно уходили от архетипа деревянного сооружения: вместо бревна использовали каркас, меняли привычные пропорции, всячески отрывались от земли – и вырвали-таки архитектуру в будущее. Но у них не было тех технических возможностей, которые есть сегодня – пользуясь ими, авторы Фермы вводят большое количество стекла (оно позволяет наблюдать за животными снаружи). Сохраняя привычный образ двускатной кровли, перекрывают «Хлев» двумя разновысокими коньками (современная инженерия позволяет не бояться возникающего «снегового кармана»). Не смущаются, как и зодчие 1923 года, изобразительности, накладывая на стеклянный фасад «Оранжереи» ромбообразную сетку, которая вторит конструктиву, но при этом и намекает на ананасы (которые внутри). Наконец, решают павильон «Мастерские» как три двусветных пространства параболической формы – идя уже вслед за конструкторами ВСХВ, которые проложили дорогу использованию клееной древесины. И таким же оммажем арке Жолтовского с той же выставки 1923 года глядит арка им. Сергея Курехина, поставленная Алексеем Комовым на фестивале «Зодчество».
zooming
Городская ферма на ВДНХ (2-я очередь). Архитекторы: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин, Алена Зайцева, Анастасия Измакова и др. (WOWHAUS). Фотография © Митя Чебаненко

Еще одна симпатичная московская история – в парке Тропарево: Роману Ковенскому и Валерии Пестеревой пришлось разработать деревянный конструктор (бруски 40 х 100), из которого собирались и скамейки, и инфо-стенды, и лежаки. Но единое стилевое решение тут же стало визитной карточкой парка. Другой московский объект – бар PARKA на Пятницкой (бюро Archpoint), забавно стилизованный под сауну. Это уже интерьер, каковых было очень много в лонг-листе этого года (30), и в финал тоже вышло больше, чем в других номинациях – 9. Здесь – абсолютный чемпион премии Алексей Розенберг (квартира NagatinSky) и сразу с тремя сильными объектами – бюро RueTemple, которое долго сочиняло увлекательные пространства для детей, но не сумело расстаться с юношеским задором и в интерьерах для взрослых.
zooming
Мастерская архитектора. Архитекторы: Александр Кудимов, Дарья Бутахина (Ruetemple)

Но самая серьезная борьба разворачивается в самой главной номинации премии – это «Загородный дом». В этом году в финале 5 объектов – и все это очень разные дома как по размерам и бюджетам, так и по стилистике. Зимний дом с баней (Денис Чернов и Татьяна Панченко) неожиданно выглядит как протестантская часовня, в сторону Ф.Л. Райта глядит дом Иосифа Бельмана и Владимира Шорохова («Росса Ракенне СПб» (HONKA)), оригинально работает с архетипом избы «Дом художников» (Николай Калошин и Владимир Кузьмин). Особняком (а точнее – «жилым павильоном») стоит необычный объект Дмитрия Овчарова (nefa architects).

А в «Доме у моря» бюро «Хвоя» все, конечно, сразу увидели прообраз – первый в мире образчик постмодернизма: дом, который Роберт Вентури построил для собственной мамы (1964). Георгий Снежкин тоже строил этот дом для родителей – но это не единственное, что их объединяет. Есть еще «фасад как срез», отсутствие свесов и точки схода скатов, подобие двух квадратных окон, элементы панорамного остекления, сдвижные ставни... При этом очевидно, что эти «цитаты» ничего не определяют в объекте бюро «Хвоя»: образы домов слишком разные. Один открытый, другой закрытый, один «рваный», другой – цельный, тот – приплюснут, этот – возвышен, у Вентури – намеренная усложненность, у «Хвои» – столь же декларативная простота (что особенно очевидно в планах: у последнего это крест 10 х 10 с ровными квадратами комнат). При этом Вентури всячески отбрыкивается от звания «отца постмодернизма», говоря, что его не так поняли: он-то боролся с обезличивающей индустриальностью «коробок» модернизма, а его последователи стали приляпывать арки и колонны куда ни попадя. Снежкин тоже уверяет, что «сначала дом выглядел совершенно иначе – длинная палка поперек участка с видом на море. Но когда проект был готов, автора посетил образ дома-башни-маяка с фонарем мастерской». То есть, он тоже боролся с модернизмом (в себе), но одолел все «сложности и противоречия» и выстроил очень цельный, ясный и гармоничный дом-маяк. Который радостно поблескивает в панораме не только прибрежного поселка, но и всей русской архитектуры. Но при этом вряд ли укажет ей ложный курс.
zooming
Дом у моря. Бюро «ХВОЯ». Фотография © Дмитрий Цыренщиков

Наконец, в номинации «Реставрация» за победу будут соревноваться два очень разных объекта, которые объединяет то, что высокий результат – следствие частной инициативы (и частных же бюджетов). При этом оба они, скорее, общественные: что стоящий на улице Вологды дом Черноглазова, что затерянный в костромской глубинке Асташовский терем (ставший, тем не менее, самым узнаваемым деревянным объектом современной России). Оба случая по-своему уникальны: как редкая в принципе реставрация городского дома начала ХХ века (заказчик – Герман Якимов, архитектор – Владимир Лукин), так и героическая борьба не только с бездорожьем Андрея Павличенкова. Его чухломской терем реставрировали лучшие архитекторы России (Александр Попов, Антон Мальцев), за работами следила вся страна, и вот, наконец, они завершены, и летом терем ждет торжественное открытие.
Асташевский терем. Архитекторы: Александр Попов (РЦАПО), Антон Мальцев, Антон Бабичев; заказчики: Андрей Павличенков, Ольга Головичер

И наконец, о том, почему АРХИWOOD так задержался. Мы уже давно мечтали подвести итоги премии не за один год, а за все время ее существования – тем более что последние два года ежегодных каталогов не выходило. И вот, наконец, это случилось: в свет выходит книга «Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017» (работа над которой и задержала вручение премии). В книгу вошло 130 объектов, которые были представлены на премию за 8 лет – причем это не только победители. Ведь, как известно, победителей в каждой номинации может быть только двое, а интересных работ всегда гораздо больше. То есть, книга не является механическим суммированием лауреатов – отбирались объекты на основе мнений членов Экспертного совета премии и жюри. В результате в нее попали не все победители – особенно, конечно, это касается победителей «по версии народа». Издержки этой процедуры очевидны, однако мы упрямо настаиваем на сохранении этой части премии. И не только потому, что она успешно служит популяризации деревянной архитектуры среди новых поколений и привлечению внимания непрофессионалов. Но еще и потому, что в шорт-лист попадают работы, прошедшие строгий отбор Экспертного совета: то есть, кто бы ни оказался победителем в результате «народного голосования» – это в любом случае качественный объект. Однако в книгу, которая претендует на статус «истории деревянной архитектуры», отбор неизбежно еще более строг.

Открывает книгу «Краткая история современной русской деревянной архитектуры» – попытка систематизации основных направлений и стилей за последние 20 лет. «Лирический экспрессионизм», «Дачный пассеизм», «Олонецкий брутализм» – их названия достаточно условны и отсылают как к искусствоведческим канонам, так и к PR-практике нынешних риэлтеров. Но еще более вызывающе выглядит попытка возвести эти тренды к древним архетипам: избе, сараю, амбару, мельнице. Возможно, Николай Белоусов действительно пытается модернизировать избу, а Алексей Розенберг вдохновляется сараями, но полагать амбар предвестником минимализма – это уже, конечно, возмутительно. Впрочем, куда больше на современную русскую деревянную архитектуру повлиял модернизм ХХ века – недаром ее «Генеалогическое древо», представленное в книге, пытается пунктирно прочертить те линии, которые – при почти полном отсутствии дерева в советской архитектуре – все же были. Поэтому здесь и «Махорка» Мельникова, и клубы 1930-х годов, и цирк в Иваново, и пионерлагерь «Прометей» 1976 года…

В обзоре же фигурируют не только объекты, вошедшие в книгу, но и построенные в предыдущее десятилетие – то есть, он охватывает всю историю новейшей деревянной архитектуры в России. И книга фактически является вторым томом сборника «Новое деревянное» (издательство TATLIN, 2010), который был каталогом одноименной выставки в Музее архитектуры (2009), организованной АРХИWOODом в преддверии премии. Но то, что тогда казалось «новым», сегодня превратилось в мощное полнокровное явление, которому следовало подобрать и новое определение – им логично стало слово «современное».

Бессменным генеральным спонсором и организатором премии остается компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

15 Июня 2017

АрхиWOOD отчетный
Вручили второй в истории гран-при, подвели итоги 8 лет, добавили в число достижений основательную книгу о деревянной архитектуре и ничего не сказали про будущее.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.