Следуй за белым кроликом

Эксперимент с обновлением фестиваля Зодчество путём его переноса на Трёхгорную мануфактуру, пожалуй, надо признать удачным.

mainImg
Хожу тут и чувствую себя как в Шэньчжэне, – сказал мне вчера на Трёхгорке один из кураторов Зодчества-2016 Андрей Асадов. Действительно, эксперимент с переносом опыта шанхайской биеннале, проводимой на территориях полузаброшенных промзон с целью привлечь к ним внимание и тем самым ускорить их реконструкцию и направить ее в нужное русло, похоже, удался в Москве. Всероссийский фестиваль Зодчество, который за последние двадцать лет критиковали многие, но никто не мог всерьёз реформировать, изменился содержательно и что важнее – эмоционально. Ходить по его залам увлекательно и любопытно. Так и вспоминается популярный сейчас китайский иероглиф «кризис», состоящий из опасности и возможности – в данном случае кризис хоть и затянулся, но помог. Фестиваль, традиционно проходивший в помпезном Манеже, затем вытесненный в – не менее, впрочем, пафосный – Гостиный двор, в этом году, стараниями братьев Асадовых, проходит в Трёхгорной мануфактуре, которая уже освоена креативными офисами, но планирует серьёзную реконструкцию по проекту Наринэ Тютчевой, чей проект достаточно масштабен, но умещён в рамки регенерации и признан самим Архнадзором. Раньше Трёхгорка не проводила в своих стенах масштабных культурных мероприятий, но в этом году в августе пригласила биеннале современного искусства, затем, по её следам – Зодчество.
Фестиваль Зодчество, 5 корпус, 2 этаж. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество, 5 корпус со стороны Рочдельской улицы. Фотография © Юлия Тарабарина
Арка Алексея Комова рядом с 5 корпусом. Фотография © Юлия Тарабарина
Стрелка фестиваля на асфальте. Фотография © Юлия Тарабарина

Входя на территорию Трёхгорки с Рочдельской улицы, замечаешь под ногами нарисованный на асфальте ряд логотипов Зодчества, превращённых в навигационные стрелочки – идея Никиты Асадова. Следуя по стрелкам, несложно найти оба корпуса основных площадок. Хотя мне больше понравилось в пятом, вначале надо идти в корпус 24 – там при входе вас встретят и вручат брошюру со списком мероприятий – а их больше двухсот и проходят они одновременно в конференц-залах и зальчиках, устроенных внутри корпусов во множестве. На Зодчестве и раньше были встречи и презентации, но теперь деловая программа превратила его в подобие МУФа, хотя может быть, не столь солидного, что к лучшему, – отсюда можно не выходить днями, перемещаясь из одного конференц-закутка в другой.

Кроме того, в 24 корпусе тепло и есть гардероб. Здесь расположилась официальная часть Зодчества, здесь же его главная площадка – «Форум». Здесь собраны стенды областей и компаний. Вначале нас встречают Москва, полностью представленная рассказом о реконструкции ЗИЛа, и Московская область, превратившая свое представительство в небольшой амфитеатр в масштабе античного геронтикона или булевтерия.
Стенд Москвы. ЗИЛ. Фотография © Юлия Тарабарина
Стенд Московской области. Фотография © Юлия Тарабарина
Стенд Московской области. Фотография © Юлия Тарабарина

В том же корпусе – от входа слева – выставлены стенды построек, претендующих на Золотые дипломы фестиваля и на Хрустального Дедала. Их восемь:
  • музей-заповедник «Куликово поле» Сергея Гнедовского,
  • ЖК «Смольный парк» бюро Земцова и Кондиайна,
  • МФК «Хорошо!» на Полежаевской IQ Studio, некоторое время назад выигравший конкурс архсовета и теперь построенный,
  • реставрация ж/д вокзала Рыбинск пассажирский ОАО «Костромапроект»,
  • Рассвет*Loft Studio» бюро ДНКаг,
  • Усадьба_Ostrov бюро План_Б,
  • Томский музей науки и техники Никиты Явейна,
  • и дома для молодых семей Максима Любецкого.
Выставка претендентов на «Дедала». МФК на Полежаевской, IQ Studio. Фотография © Юлия Тарабарина

Помимо выставки претендентов в тёплом павильоне чередуются стенды областей, производителей и архитектурных бюро. МАО показывает ироничный проект обстройки Казанского собора Воронихина Парламентским центром. Краснодарская мастерская Юрия Щербинина – варианты застройки города крупными зданиями разной степени современности вместо бывших станичных домиков, пока ещё создающих между исторической и модернистской частью города деревенский пояс, чудесный, но знаменитый пробками. Юг России, надо сказать, представлен обильно: на стенде Воронежа показаны проекты участников собственного областного «Зодчества VRN». Его премии выдают в декабре. Стенд Екатеринбурга с «лучшими практиками 2015-2016» существует в двух версиях: выставки и каталога, напечатанного издательством Tatlin Эдуарда Кубенского специально для экспозиции фестиваля. Екатеринбург с башней «Исеть» Вернера Зобека, инженера и архитектора – где климатом можно управлять с мобильного телефона, Ельцин-центром Бориса Бернаскони – с множеством световых картин на медиа-фасадах, ещё не вполне достроенной башней «Русской медной компании» и центром Эрмитаж-Урал в сопровождении множества текстов Екатеринбург предстаёт очень динамичным городом. Впрочем, для московской экспозиции ЗИЛа тоже издан каталог, его авторы Анатолий Белов и Арина Левицкая – похоже книги-выставки становятся хорошим тоном.
Стенд Екатеринбурга. Фотография © Юлия Тарабарина
Жилой район на 140 000 жителей в районе аэропорта Ростова-на-Дону. Антони Бешу. Фотография © Юлия Тарабарина
Стенд МАО. Фотография © Юлия Тарабарина

Пятый корпус – холодный и романтичный. Можно сказать, молодёжный, если бы многим кураторам не было за сорок. Но здесь много студенческих работ, результатов воркшопов и летних школ. Кураторские экспозиции, о замысле многих из которых мы рассказывали в течение последних полутора месяцев, разместились на трёх этажах. Очень полезны предложенные кураторами схемы каждого этажа: многие их фотографируют, хотя схемы есть на сайте фестиваля и у нас – тут. Схемы нужны ещё и потому, что подписать единообразно все экспозиции не получилось – всё менялось, насколько мне удалось понять, до последнего момента – и поэтому подчас непросто разобраться, что к чему и кто что показывает. В чём можно усмотреть и плюс: по залам интересно бродить просто так, не разбирая дороги. Лучше всего в романтический настрой включилась выставка автора реконструкции Трёхгорки Наринэ Тютчевой – на первом этаже, вход справа. Из бывших заводских закоулков получился отличный лабиринт, где все дверные проемы проломаны, а часть круглых отверстий, оставшиеся от труб разного диаметра, превращают пространство в подобие швейцарского сыра. Здесь, в темноте, выставлен светящийся макет реконструкции, а идя дальше можно обнаружить несколько бархатных советских флагов и портрет Дзержинского... На входе-выходе встречает ситцевый гипостиль с историей производства на стенах.
История ситца. Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
История ситца. Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина

Второй обаятельнейший зал, с зеркальными стенами – зеркала достались от биеннале совриска – отдан каталогу смотра-конкурса, и надо сказать, что проектам, показанным здесь, очень повезло, их очень комфортно смотреть, передвигаясь между рядами «бельевой» развески планшетов. Зеркала создают, как им положено, эффект бесконечности светлого пространства, и потом, поднимаясь на третий этаж, за осью выставки Оскара Мамлеева тоже угадываешь зеркало, ищешь пространственный обман, которого там нет.
Зеркальный зал с выставкой смотра-конкурса «Зодчества». Фотография © Юлия Тарабарина
Зеркальный зал с выставкой смотра-конкурса «Зодчества». Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 3 этаж. Экспозиция Оскара Мамлеева. Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 3 этаж. Экспозиция Оскара Мамлеева. Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 3 этаж. Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 2 этаж. Экспозиция Алексея Комова и Союза архитекторов Крыма. Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 2 этаж. Экспозиция Wowhaus, проект «Белые слоны». Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 2 этаж. Экспозиция Оскара Мамлеева. Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 2 этаж. Работы студентов Института бизнеса и дизайна. Фотография © Юлия Тарабарина

Словом, выставка удалась. И движуха мероприятий, такая же бесконечная, как отражения в зеркалах, и разнообразие некоммерческих проектов, которые теперь заняли втрое больше места, пусть и необогреваемого, чем коммерческие – всё делает фестиваль симпатичным. Андрей Асадов планирует и дальше проводить Зодчество в промзонах, расширяя круг. Новый формат позволил проводить фестиваль не 2-3 дня, а целую неделю, до 20 октября включительно. 
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина

16 Октября 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро :dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.