Эдуард Кубенский: «Человек и есть главная идентичность архитектуры»

Куратор – о спецпроектах «Узорник русского авангарда», «Поросль», «Долг архитектора», которые планируется показать на фестивале «Зодчество» 2014.

mainImg
Архи.ру:
– Все перечисленные проекты – ваши авторские?

Эдуард Кубенский:
– Не совсем. В некоторых я представлен как автор, в некоторых как куратор и даже менеджер. «Узорник русского авангарда» – мой авторский проект. Он представляет собой калейдоскопы (слово «узорник» – синоним слова «калейдоскоп»), предназначенные для самостоятельного наполнения насыпкой (термин, используемый изготовителями калейдоскопов: он обозначает различные элементы, служащие основой узорной карты калейдоскопа). Насыпкой в узорниках выступают иконки ярких образов русского авангарда, таких, как черный квадрат, окна дома Мельникова, сетка Шуховской башни и других. Зритель волен сам подобрать себе комплект из предложенных автором 25 элементов. В итоге, каждый участник проекта собирает свой набор насыпки, получая математическую гарантию неповторимости будущих узоров на протяжении 500 миллионов лет. Вы только вдумайтесь: 500 миллионов лет! «УРА (Узорник Русского Авангарда), товарищи!»
Эдуард Кубенский. Куратор и автор проектов фестиваля «Зодчество» 2014
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

«Долг архитектора» – мой совместный с редактором издательства TATLIN Марией Рявиной одновременно авторский и кураторский проект, впервые представленный публике 7 июля 2014 года в Екатеринбурге в рамках ежегодного празднования ВСЕмирного Дня УРальского Архитектора, или The DURA. Интеллектуальной платформой праздника, если так можно сказать, служит актуальная тема профессионального сообщества. В 2014 году такой темой стал десятилетний юбилей Кодекса профессиональной этики российских архитекторов. К нашему удивлению мы с сожалением обнаружили, что большая часть практикующих российских архитекторов либо никогда не читали его, либо вообще не подозревали о существовании такого документа, в то время как в нём обозначены фундаментальные основы профессии. Мы решили актуализировать сформулированные в документе положения в художественном проекте.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

Проект состоит из двух частей. Первая часть – «Скрижали» – представляет собой четыре «каменные» глыбы, на которых «высечен» текст Кодекса. Основой конструкции служит обыкновенный пенопласт, покрытый штукатуркой Derufa, на которой при помощи трафарета нанесен объемный текст Кодекса. Ключевые слова кодекса «Архитектор должен» легли в основу второй части проекта. Мы реабилитировали форму отрывного настенного календаря, разместив на его страницах по понедельникам цитаты из Кодекса, начинающиеся со слов «архитектор должен»; по вторникам, средам и четвергам размещены высказывания архитекторов, которые по нашей просьбе продолжили словосочетание ключевыми словами документа, по пятницам – афоризмы великих архитекторов, также начинающиеся со слов «архитектор должен». Страницы выходных дней представляют краткую историю мирового градостроительства. На оборотах календарных листов размещен словарь архитектурных терминов. Календарь призван каждый день напоминать его пользователю о профессиональном долге, а скрижали, при первом взгляде кажущиеся своеобразным артефактом, на деле оказываются пенопластовой бутафорией.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

«Поросль» – выставочный проект, рассказывающий о пятилетней практике издательства TATLIN на ниве детского творчества. В рамках проекта представлено более тысячи детских работ, выполненных в рамках девяти конкурсов детского творчества. Экспозиция представляет собой поляну из равного числу детских работ металлических стрежней, закрепленных у основания и держащих на высоте одного метра копии детских рисунков. Под каждым рисунком смонтирован рыбацкий колокольчик. Молодая «поросль» радует глаз и весело позванивает, когда с ней вступают в диалог. Образную идею экспозиции подсказал старый друг издательства художник Владимир Наседкин.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Ваши инсталляции и графические проекты хорошо известны и появляются с ощутимой регулярностью. Что связывает ваши арт-проекты между собой? Есть ли какой-то лейтмотив, общая нить или же цель, к который вы двигаетесь?

– Основная цель всех без исключения проектов – поиск собственной идентичности. Возможно, именно поэтому наши проекты такие разные. Нам одинаково интересна история архитектуры и современная практика, детское творчество и работы мастеров. История для нас является частью процесса познания мира. Работая внутри исторического контекста и ежедневно отвечая на вызовы современности, мы генерируем новые формы и подходы. Наша издательская деятельность давно перешагнула страницы традиционных изданий. Наверное, в этом и заключается идентичность издательства TATLIN, выросшего из небольшого архитектурного бюро. Для нас книга не стопка запечатанной и сброшюрованной бумаги, одетая в яркую обложку или совсем без нее, мы, вслед за художниками стрит-арта, научились публиковать материалы авторов в пространстве города. Рекламный щит, отрывной календарь, уличный экран, лопаты, коробки, футболки и даже генеральный план города – вот новое пространство книг TATLIN. И не важно, что у перечисленных форм нет корешка, хотя, конечно, корешок – это целый жанр.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Считаете ли Вы так же, как и кураторы фестиваля, что исследование авангарда может привести к новому рывку обновления искусства – и архитектуры в том числе? Если да, то другой вопрос – так ли надо его обновлять? Не лучше ли ограничиться поступательным развитием, ростом из корней?

– Думаю, на этот вопрос дает ответ название нашего издательства. Владимир Татлин для нас всегда был и остается символом обновления. Для меня лично постоянное развитие и есть настоящая традиция. Локомотивом такого движения может быть все что угодно – исследование авангарда, природные катаклизмы, перелом ноги, панк-молебен, марш несогласных и даже… урбанистика.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

В словарях поступательное движение – это движение системы точек, при котором любой отрезок прямой, связанный с движущимся телом, форма и размеры которого во время движения не меняются, остается параллельным своему положению в любой предыдущий момент времени. Мне кажется это немного скучным! Меня всегда увлекала неэвклидова геометрия, где даже параллельные прямые пересекаются.

– Как связаны авангард и идентичность?

– Я отвечу на этот вопрос одним своим любопытным наблюдением, перешедшим в итоге в практическую плоскость. Своеобразной жемчужиной конструктивизма Екатеринбурга является водонапорная башня жилого района Уралмаш, более известная как Белая башня. Символом русской идентичности можно назвать белокаменные храмы Владимирской Руси. Если внимательней присмотреться к Белой башне Уралмаша, станет ясно, что авангард – часть традиции. Белая башня стоит на одной из самых высоких точек Уралмаша, какие раньше использовались для постановки храмов. Основное помещение башни перекрыто куполом, также как в церквях. Забежные ступеньки технической лестницы Белой башни с заниженными проходами под ее косоурами напоминают пространства монастырских келий – это осознается сразу же, как только вы склоняете голову при подъеме по ней. И, наконец, крест, образуемый вертикалью и горизонталью оконных проемов лестницы и бака. Но только в Белой башне все эти элементы связаны с сугубо функциональными требованиями в духе конструктивизма, а в храмах определены канонами, выработанными столетиями. Казалось бы, Храм Божий и бак с водой – что может быть общего. Оказывается, всё! Даже наличие воды, в которую традиционно окунают человека при крещении.

– На ваш взгляд, удается ли проявить нечто идентичное или даже «самобытное» в ваших проектах? Если да, то как бы Вы описали это найденное вербально?

– Думаю, что предыдущий пример, отчасти, дает ответ и на этот вопрос. Добавлю только, что два года назад в проекте световой инсталляции на Белой башне был образ креста.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Чего зрителям ждать от ваших выставок, в чем их основной смысл?

– В первую очередь мы хотим вдохновить зрителя. Все остальное он сделает сам.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Кто ваша аудитория, к кому Вы обращаетесь?

– Наша аудитория – это мы сами. Мы всегда делали и делаем только то, что интересно нам самим. Возможно, я выскажу крамольную мысль, но кураторство убивает искусство. Оно превращает его в арт, где прежде, чем купить товар, покупатель должен все про него узнать. Кураторы программируют конечное качество художественного произведения, за исключением случаев формирования экспозиции готовыми проектами. Но ведь слово «искусство» произошло от церковнославянского «искусьство» – опыт, пытка, истязание (латинское eхperimentum – опыт, проба).

Нам важен личный опыт! Мы изобретатели. Даже в попытке удовлетворить желание клиента мы стремимся к эксперименту. Если результат нашего труда становится интересен нашему окружению – это удача, если его покупают – успех.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
   
– Касаются ли ваши выставки темы «Зодчества» нынешнего года («актуальное идентичное») и если да, то как?

– Надеюсь, касаются. Каждым проектом мы идентифицируем собственную актуальность. Думаю, год от года мы становимся более узнаваемы и востребованы. Хотя, возможно, этот ответ мог бы звучать и наоборот и тоже был бы недалек от истины, потому что мейнстрим не всегда определяет идентичность.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

– Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или, может быть, логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?

– А когда же ее искать, если не сейчас?! Я не могу доверить это кому-то другому, будь это хоть сами Асадовы, ведь это, в первую очередь, моя идентичность. Поэтому, ежедневно занимаясь благоустройством жизни, я, в первую очередь, ставлю перед собой общечеловеческие проблемы, потому что человек и есть главная идентичность архитектуры – как и любого другого рода деятельности!
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским

 

03 Декабря 2014

В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Пресса: Фестиваль «Зодчество-2014» - кураторский порыв назло...
В конце декабря в Гостином дворе прошел 22-й Международный фестиваль «Зодчество-2014», ситуативным контекстом которого стала профессиональная рефлексия по поводу последствий для строительной практики двукратной девальвации рубля.
Пресса: Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска: «Стремительное...
Экспозиция Красноярска стала одной из самых ярких на XXII международном фестивале «Зодчество» в Москве. Сибиряки привезли в столицу новый генеральный план развития города. Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов рассказал, какой опыт Москвы может быть полезен городу, зачем он планирует реорганизовывать промзоны в промышленном сердце Сибири и как изменится Красноярск к проведению Универсиады-2019.
Пресса: В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество»
В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество». Его тема звучала довольно сложно – «Актуальное. Идентичное», с посвящением 100-летию русского авангарда. Организаторы объяснили, что, соединяя прошлое с настоящим, современные архитекторы формируют будущее. Тем самым у них в руках – ключ к зарождению нового авангарда.
Пресса: Северный эпос
Архитектурная мастерская «Атриум» открыла мощный источник вдохновения в традициях и природе Якутии, когда разрабатывала конкурсную концепцию для международного центра Олонхо в Якутске. Сооснователь мастерской, архитектор Антон Надточий призывает не забывать о культурах малых народов в разговоре о российской идентичности.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Пресса: Ольга Бумагина: Детский сад как центр притяжения
Главный архитектор и гендиректор мастерской ППФ «Проект-Реализация» Ольга Бумагина убеждена в том, что социальные объекты не должны являться довеском к жилой застройке, а вполне могут стать центрами притяжения в жилых кварталах.
Пресса: Большая встреча с кураторами фестиваля «Зодчество-2014»
12 ноября 2014 года на площадке архитектурной школы МАРШ состоялся круглый стол «Специальные проекты фестиваля «Зодчество-2014». Кураторы, среди которых Андрей и Никита Асадовы, Елена Гонсалес, Александр Змеул, Оскар Мамлеев, Елена Петухова, Алексей Комов, Вероника Харитонова, Александра Селиванова и Борис Кондаков, рассказали присутствующим о философии своих выставочных проектов, их профессиональной и общественной направленности, а также поговорили об идентичности российской архитектуры.
В будущее с надеждой
Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Антон Шаталов: «В Сибири для пассионариев наилучшая...
Куратор выставки «Прошлое, настоящее и будущее Красноярска» – о городе, который находится сейчас «на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя».
Владислав Кирпичев: «Мы все живем запахами из детства»
Говоря о своей экспозиции на «Зодчестве» 2014, глава школы EDAS Владислав Кирпичев признался, что не делал попыток вписаться в тему фестиваля («актуальное идентичное»), – и между тем, кажется, сказал о ней очень многое.
Между прошлым и будущим
Публикуем кураторский манифест фестиваля «Зодчество», который пройдет 18–20 декабря в Гостином Дворе. Кураторы – Андрей и Никита Асадовы.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».