Вход в «Украину»

Работы трех финалистов конкурса на разработку архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина», а также семи других участников второго тура.

mainImg
Конкурс на решение входной группы гостиницы «Украина», одной из семи сталинских высоток, был инициирован Главным архитектором города Москвы Сергеем Кузнецовым 15 февраля 2013 года. Как мы уже сообщали, финалистами стали три команды:
  • ТПО Лесосплав (Россия) при участии Malishev Wilson Engineers (Великобритания)
  • Студия 44 (Россия)
  • ABD architects (Россия) при участии Werner Sobek Moskwa (Россия)
Всего же на участие в конкурсе было подано 43 заявки из 17 стран мира. В состязании была применена смешанная система отбора участников второго тура: 5 команд было выбрано на основе квалификационного отбора, еще 5 команд были приглашены к участию вне процедуры «квалификации». Такая структура конкурса позволила участвовать во втором туре как молодым компаниям, так и известным архитектурным бюро с международным опытом. Из трех финалистов бюро Лесосплав прошло во второй тур по эскизу, два других участника были приглашены.

Напомним, заказчик конкурса – ОАО «Гостиница «Украина», консультант – КБ«Стрелка». Конкурс проходил при поддержке Москомархитектуры, Москомнаследия и Союза московских архитекторов.

Представляем работы финалистов конкурса и других участников второго этапа с авторскими описаниями.

Финалисты конкурса

ТПО Лесосплав при участии Malishev Wilson Engineers

Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина».ТПО Лесосплав (Россия) при участии Malishev Wilson Engineers (Великобритания). © КБ «Стрелка»

«Предложенная концепция новой входной группы гостиницы решает несколько принципиальных задач: быть максимально независимой как конструктивно, так и стилистически, но при этом не вступать в композиционный диссонанс с существующим памятником архитектуры. Объект выполняет не только свою утилитарную функцию защитного козырька, но, в то же время, является самостоятельным произведением современного дизайна, выступающим на контрасте с историческим зданием. Создается диалог старого и нового на различных уровнях: ритм, масштаб и материал. 
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина».ТПО Лесосплав (Россия) при участии Malishev Wilson Engineers (Великобритания). © КБ «Стрелка»

Решение входной группы гостиницы «Украина» представляет собой визуально легкую ленту-навес протяженностью около 250 метров из белоснежного молочного стекла, удерживаемую над землей с помощью тонких хромированных колонн. Опоры навеса имеют свободную расстановку со сбитым шагом в пределах трех-шести метров, чтобы вновь образованный ритм не нарушал сложившуюся композицию исторической постройки и звучал «собственной мелодией».
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина».ТПО Лесосплав (Россия) при участии Malishev Wilson Engineers (Великобритания). © КБ «Стрелка»

Линейная структура навеса, парящая между Кутузовским проспектом и набережной Тараса Шевченко, превращает основной подход к зданию и спуск к набережной в единый променад. Навес располагается вдоль главного фасада здания и на своем пути пересекает проезжую часть в двух местах (в зоне местного проезда вдоль бокового северо-западного фасада и в зоне набережной). Таким образом, устраиваемый навес укрывает не только подъездной пандус к гостинице, но и создает предпосылки возникновения нового общественного пространства, места встреч и прогулок.»


Студия 44
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Студия 44 (Россия). © КБ «Стрелка»

«Навес над входом в гостиницу «Украина» представляет собой металлический «лист» («рушник») длиной 112 м, подвешенный с легким прогибом к массивным пропилеям. Пропилеи собраны из чугунных блоков квадратного сечения (6 х 6 м). Высота блоков соответствует ритму горизонтального членения цокольной части гостиницы. Блоки базируются на постаментах, также отлитых из чугуна. Один из элементов пропилей является конструктивной опорой, второй служит противовесом. Противовес опирается на шарнир цилиндрической формы, изготовленный из особо прочной стали.  Это – единственный штрих асимметрии в строго симметричной композиции. Независимая конструкция на самостоятельных фундаментах устанавливается с отступом от пилонов существующего портика, что позволяет трактовать ее как своего рода аван-портик. Принадлежа к иной тектонической системе и образному строю, нежели ордерная архитектура здания, архитектура аван-портика избегает как сопоставления с ней, так и противопоставления. Это не контраст и не заискивание, а нейтралитет, «экстерриториальность», автономия. 
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Студия 44 (Россия). © КБ «Стрелка»
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Студия 44 (Россия). © КБ «Стрелка»

Размеры тумб, ритм их горизонтальных членений, а также расстояние между пропилеями, напротив, соотносят новый элемент с монументальным масштабом здания. Под навесом аван-портика образуется обширное общественное пространство, которое может быть задействовано для проведения различных мероприятий.
Ассоциации с рушником намекают посетителю, что хлеб-соль – внутри…»


ABD architects при участии Werner Sobek Moskwa
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». ABD architects (Россия) при участии Werner Sobek Moskwa (Россия). © КБ «Стрелка»

«Входной портик гостиницы «Украина» с четырьмя сдвоенными массивными колоннами и монументальными дверями оригинален сам по себе и является одним из важнейших элементов фасада здания.  Поэтому главной задачей при проектировании входного козырька было создание архитектурного объекта, не оказывающего негативного восприятия на фасад, не нарушающего композиционного построения здания. Архитектура новой структуры должна быть нейтральной, визуально легкой, не вступающей в диалог со зданием.
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». ABD architects (Россия) при участии Werner Sobek Moskwa (Россия). © КБ «Стрелка»

Навес над входом решается в виде прямоугольной пластины-«лезвия», перекрывающей входную зону и подъездные рампы. Объем лишен видимых опор, что зрительно облегчает конструкцию, делая ее невесомой. Так как предполагается постоянная подсветка внутренней поверхности козырька, он будет восприниматься как большой, но тончайший светильник, парящий в воздухе.
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». ABD architects (Россия) при участии Werner Sobek Moskwa (Россия). © КБ «Стрелка»

Протяженная  масштабная фасадная линяя козырька  подчёркивает ритм горизонтальных членений фасада здания. Конструкция навеса формируется системой перекрестных ферм, опирающихся на стальные опоры (работающие на сжатие), встроенные в существующие колонны, и фиксируются стальными стержнями-растяжками, расположенными между пилонами у наружной стены портика. Несущие вертикальные конструкции опираются на существующие фундаменты. Нижняя поверхность козырька заполняется лайтбоксами и встроенными светодиодными лентами, которые обеспечивают всей поверхности равномерную подсветку. Территорию вдоль главного входа предлагается очистить от скопления автомобилей, а на освободившихся площадках организовать газоны и скверы.»


Остальные участники второго тура

Balmond Studio (Великобритания)
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Balmond Studio (Великобритания). © КБ «Стрелка»

«Концепция предлагает соединение современных конструкций и материалов с пространственной интерпретацией модульной сетки фасада исторической входной группы, оперируя метафорой оставления «следа». «След» как извилистая в пространстве линия, траектория которой определена пропорциями cуществующего портика. Линия проходит через фасад, оставляя след непрерывных поворотов, и формирует силуэт каркаса самонесущей конструкции. Вдоль этой каркасной линии вращается вторая линия, образующая оболочку стальной облицовки. Изгибы конструкций обусловлены стремлением подчеркнуть детали фасада. При этом сама конструкция новой входной группы является самостоятельной и не опирается на существующее здание. 
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Balmond Studio (Великобритания). © КБ «Стрелка»
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Balmond Studio (Великобритания). © КБ «Стрелка»

Новая станция метро и нынешнее развитие близлежащих участков через дорогу, включая площадь Тараса Шевченко, предоставит прекрасную возможность для обозрения исторического фасада. Основные виды с площади подчеркиваются входным ансамблем. Днем свет проходит сквозь слои заполненных и пустых пространств, создавая яркий и привлекательный навес для входа в отель. Ночью вход подсвечивается анимированными светодиодными полосами, игриво пульсирующими сквозь прозрачные ячейки. Его ритмы производят различное восприятие с разных ракурсов, создавая новый язык и актуализируя значимость гостиницы «Украина» как исторического здания.»


Arch Group (Россия)
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Arch Group (Россия). © КБ «Стрелка»

«Главной задачей проекта становится возвращение фасаду гостиницы «Украина» его первоначального вида – без козырька. В работе представлен поиск оптимального решения поставленной задачи и сравнительный анализ возможных подходов к этому решению. В основе поиска лежит утверждение о том, что любой козырек или навес портит изначальную идею торжественного  фасада гостиницы «Украина».  При взгляде от входа в здание козырек закрывает собой основной элемент – величественный портал, над которым должно быть видно весь фасад здания. Лучшее решение в данной ситуации – это отсутствие козырька. Были проанализированы различные компоновочные возможности и предложено несколько вариантов.
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Arch Group (Россия). © КБ «Стрелка»

«Воздушный козырек». Для проекта была разработана уникальная технология воздушного козырька, который отсекает осадки мощным горизонтальным потоком воздуха. За исключением двух горизонтальных щелей вмешательства в исторический фасад не подразумевается.
Воздушный коридор. Загрузка и выгрузка пассажиров автомобилей переносится от входа на существующую дорогу. Прибывающих в гостиницу посетителей защищают от осадков два сухих прохода, сформированных локальными воздушными завесами на всем протяжении пути.

Стеклянный навес: от зоны высадки до входа посетителей защищает от осадков стеклянный навес.

Подземный вестибюль прямой. Подземный вестибюль располагается по центральной оси входной группы. Гости могут подняться в фойе гостиницы из подземного вестибюля по эскалаторам.

Подземный вестибюль боковой: формируется небольшой павильон сбоку от центрального портала гостиницы.»


MC2 (Италия)
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». MC2 (Италия). © КБ «Стрелка»

«Для гостиницы «Украина» существующая входная группа в зимний период является проблемой, которая не может быть решена посредством строительства нового козырька, поскольку навес не может защитить от холода и непогоды. Тем не менее, встреча прибывающих гостей отеля может быть организована в пространстве, защищенном от любых капризов природы. Встреча гостей летом может происходить через существующую наземную входную группу, в холодное время года – через новую, подземную. Уже существующая многоуровневая парковка перед гостиницей позволяет создать зону гостеприимства. Строительство дополнительного пространства под землей позволит использовать эту зону для размещения торговых площадей, что изменит функциональное назначение существующего городского пространства.
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». MC2 (Италия). © КБ «Стрелка»

Проект позволяет вернуть портику гостиницы «Украины» исторический облик и включает в себя интеграцию различных способов и уровней передвижения, а также реорганизацию потоков движения в масштабах всего пространства между Кутузовским проспектом и набережной Москвы-реки. Площадка непосредственно перед отелем становится полностью свободной от автомобильного движения. На ней располагается сквер и терраса с видом на набережную. Автомобильное движение будет осуществляться только по трем направлениям: въезд на парковку, въезд на пандус перед гостиницей в хорошую погоду, а также въезд на подземный ресепшн в случае непогоды. Причал на набережной также будет соединен с гостиницей защищенным переходом. Планируемое в скором будущем открытие станции метро позволяет запланировать ее соединение с подземными торговыми площадями.»


BYND (Германия)
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». BYND (Германия). © КБ «Стрелка»

«В периоды стремительного исторического развития, в захватывающем круговороте прогрессивных дней человек стремится за что-то уцепиться. Будущее – это движение истории в сторону вечности, и мы ищем решения, способные выстоять испытание временем и послужить якорем в будущем, свидетелями которого нам предстоит стать. Гостиница «Украина», одна из великолепных «семи сестер» Москвы, служит прекрасным примером подобного якоря, многие десятилетия служащего сильной опорой для города и его жителей. Только то, что было построено на века, способно выдержать проверку временем.
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». BYND (Германия). © КБ «Стрелка»

Наш коллектив чувствует этот дух «Украины» и всегда четко осознавал необходимость создания чего-то подобного. Не в смысле подавления или преодоления, а в смысле распознавания истинной силы и создания нового, дополнительного преимущества, готового к вызовам времени. Мы не готовы затеряться в круговороте сегодняшнего дня, вместо этого мы стремимся учиться у наших предшественников. Мы не считаем, что мы превосходим их, но мы готовы стать частью новой истории. Если бы это была пьеса, «Украина» была бы прологом, а Big Boris – первым актом, собирающимся с духом времени (Zeitgeist), чтобы сделать шаг в сторону зарождения нового».


Педро Мигель Эстрела ди Алмейда (Португалия)
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Педро Мигель Эстрела ди Алмейда (Португалия). © КБ «Стрелка»

«Целью является создание открытого, светлого архитектурного пространства, лишенного непрозрачных поверхностей, блокирующих вид исторического фасада, с возможностью 360º-обзора окружающей территории при входе в гостиницу. Для того, чтобы разграничить наследие и элементы нового вмешательства, структурные опоры были скрыты из виду, что создало иллюзию отсутствия воздействия на историческое здание.

Проект выполнен с элементами античного стиля с применением той же  ортогональной матрицы в сочетании с современными технологиями и строительными материалами.
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Педро Мигель Эстрела ди Алмейда (Португалия). © КБ «Стрелка»

Новая входная группа интегрирует определяющие архитектурные характеристики гостиницы «Украина» и вводит во внутреннее пространство, где стекла и поверхности из полированного камня создают атмосферу элегантности и богатства. В рамках данного подхода, основная ось здания сформирована входным портиком, главным залом и основным коридором и заканчивается на Панораме Москвы, в области стойки регистрации и лобби-бара. Проект основан на ортогональной матрице, отражающей геометрию, которая лежит в основе архитектурной концепции фасада гостиницы «Украина», портика и пространственно-структурной организации входа первого этажа.
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Педро Мигель Эстрела ди Алмейда (Португалия). © КБ «Стрелка»

Строительные работы по возведению новой входной группы включают в себя сооружение анкера для фиксации баз колонн, все остальные элементы изготавливаются заранее, что позволяет реализовать проект в минимальные сроки с наименьшим воздействием на городской ландшафт и работу гостиницы.»


Wolfgang Buttress (Великобритания) при участии Simmonds Studio
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Wolfgang Buttress (Великобритания) при участии Simmonds Studio. © КБ «Стрелка»

«Вход в гостиницу покрыт полупрозрачной скульптурной вуалью, форма которой была концептуально и структурно навеяна окружающими деревьями. Она олицетворяет поляну среди густого леса, которая зазывает зрителя, интригует и обволакивает его.
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Wolfgang Buttress (Великобритания) при участии Simmonds Studio. © КБ «Стрелка»

Используя опыт исследования пространственных конструкций Фрая Отто, в решение входной группы предлагается включить черты визуальной проницаемости и пористости, которые в то же самое время создают ощущение защищенности у зрителя. Но кажущаяся зыбкость конструкции обманчива: структура создана из труб нержавеющей стали, а ее покрытия предусматривают воздействие ветровой и снеговой нагрузки.
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». Wolfgang Buttress (Великобритания) при участии Simmonds Studio. © КБ «Стрелка»

Концепция воплощает современное скульптурное искусство. Предложенное решение позволяет архитектуре гостиницы дышать и быть ценимой зрителем; её структура органично сосуществует с ритмом здания, с его жизнью. Она проста и фундаментальна. Она напоминает о том, что здесь было до зданий, до архитектуры; олицетворяет собой соединение деликатности и силы. Эта нежная вуаль прикрывает вход в роскошное, эпохальное здание, подчеркивая его уникальную форму, а не скрывая её. Само здание гостиницы и вход в него не видоизменены, но благодаря предложенному решению здание приобретает новый акцент и значение. Несмотря на впечатляющий масштаб конструкции, ее установка займет всего несколько дней, что позволит не нарушать привычный ритм работы гостиницы.»


WORKac (США) при участии Thornton Tomasetti
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». WORKac (США) при участии Thornton Tomasetti. © КБ «Стрелка»

«Со временем «Семь Сестер» Москвы стали неотъемлемой частью городского облика столицы. Зданиям были бережно приданы отличительные русские черты, прежде всего, благодаря использованию арки в оформлении фасада, которая, в свою очередь, отсылает к традиционной храмовой архитектуре. Нашей задачей при создании нового навеса для гостиницы «Украина» было дополнить историческое здание новым элементом, который бы перекликался со знаковостью арки, и в то же время создавал безошибочно современное дополнение. Таким образом, навес отображает другую сторону истории русского искусства – легкость и конструктивный вызов Шуховской башни, воображаемые миры Леонидова...
zooming
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». WORKac (США) при участии Thornton Tomasetti. © КБ «Стрелка»

В предложенном решении переосмысляются три основных арочных проема входной группы. Результатом становится асимметричная композиция, состоящая из тщательно подобранных элементов, дополняющая историческое здание. Конструкция навеса представляет собой систему, состоящую из напряженной оболочки из стальных пластин и внутренних балок. Облицованный камнем навес отсылает к исторической каменной кладке самого здания, и в тоже время из-за кривизны форм производит совершенно современное прочтение.

Для создания благоприятного пешеходного движения у входа в гостиницу мы предлагаем сократить автомобильный поток и увеличить доступ горожан к реке и парку. За счет уменьшения парковочных мест, внедрения двусторонней полосы движения перед зданием и подчеркивания существующей оси сквера, ведущей к площади, наша ландшафтная стратегия направлена на создание непрерывного движения от площади в парке до входа в гостиницу.»
zooming
Проект архитектурного решения входной группы гостиницы «Украина». WORKac (США) при участии Thornton Tomasetti. © КБ «Стрелка»

составила Настя Маврина

27 Февраля 2014

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».