РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды

Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.

mainImg
Дипломы стали финальной точкой трехлетней образовательной программы, которая начиналась в 2021 году с достаточно традиционных для средового дизайна тем. Однако акцент в обучении был сделан на освоении актуальных технических навыков. В процессе появилось понимание, что нужно двигаться в сторону виртуальной архитектурной практики, стремиться к синтезу средового дизайна и цифровых технологий, осваивать наиболее свежие технические средства создания мультимедиа-пространств.

Сквозной темой для работ этого года стала трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной (AR), виртуальной (VR) и смешанной (MR) реальностей. Каждая из технологий имеет свои особенности: AR совмещает реальную среду и наложенные объекты, VR – полностью виртуальные пространства, в MR степень наложения виртуальных объектов на реальную среду контролируется пользователем.
Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. Гипотеза исследования
© Полина Тимофеева, Софья Медведева

cic =

Андрей Киселев

Была выдвинута общая гипотеза: город приобретает цифровую надстройку, которая становится доступна горожанам при использовании VR-гарнитур (очков виртуальной реальности). В процессе ее приобретения город переживает трансформацию, превращаясь в среду совершенно нового типа.

Ключевое отличие этой среды – в возможности горожан кастомизировать и видоизменять все вокруг. Находясь физически в одном и том же пространстве, каждый сможет увидеть персональный контент в виртуальной части новой городской реальности. Это принципиально меняет не только восприятие города его обитателями, но и процесс подготовки специалистов к работе с новой дополненной/иммерсивной средой. Вопрос «как именно все изменится?» стал одним из тех, на которые отвечали в процессе работы наши студенты.

Часть дипломов посвящена городу, другая – дизайну полностью виртуальных пространств, который рассматривается нами как важный этап цифровой трансформации города. Важной частью всех работ, вне зависимости от выбора направления, был поиск принципов проектирования, поскольку в отличие от обычной архитектурно-строительной практики, в проектировании виртуальной и смешанной реальности эти принципы едва намечены.

Нам видится, что цифровая трансформация города предполагает появление в профессии архитектора и дизайнера новой специфической области деятельности – архитектура виртуальной среды, а также новых знаний, навыков и компетенций. В поиске и приобретении таких компетенций, а также в выработке принципов работы с этой темой, мы и видели свою основную задачу.
Литературные маршруты
Полина Тимофеева, Софья Медведева

В работе предлагается многоуровневая система размещения контента виртуальной надстройки городских пространств, своего рода «дизайн-код», основанный на исследовании среды и особенностей восприятия различных объектов в ней. Универсальная по своей сути система в рамках этого проекта рассматривается на примере литературных маршрутов по городу. Маршрут, состоящий из цепочки ключевых точек, представляется наиболее естественной формой для проявления с помощью смешанной реальности нематериального, культурного слоя города. Для ключевых точек маршрута разработана схема зонирования, инфраструктура и сценарии виртуальных перформансов.
  • zooming
    1 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    2 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. Глубина обзора
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    3 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. Логика построения литературных маршрутов
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    4 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. Контентное наполнение маршрутов
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    5 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. Путь пользователя
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    6 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. Литературные маршруты
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    7 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. А.С. Пушкин, Пушкинская площадь
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    8 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. А.С. Пушкин, дом Нащокина
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    9 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. А.С. Пушкин, дом благородного собрания
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    10 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. В.В. Маяковский, Триумфальная площадь
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    11 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. В.В . Маяковский, дом Моссельпрома
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева
  • zooming
    12 / 12
    Дизайн виртуальных литературных маршрутов в городе. Разработка локаций
    © Полина Тимофеева, Софья Медведева

 
Виртуальные акватории
Маргарита Монако

Второй проект, посвященный смешанной реальности городской среды, затрагивает вопрос организации виртуальной надстройки для городских акваторий. Пространства, связанные с водой обладают значительным рекреационным потенциалом, который, по мнению автора, может быть еще усилен возникновением в этих местах тематической виртуальной надстройки.

Анализ перспектив развития смешанной реальности позволил сделать вывод о необходимости совмещения в ее контенте развлекательной и информационной функции, как ключевой особенности. Несмотря на то, что в фокусе внимания автора оказывалась в первую очередь работа по созданию сценариев и сюжета виртуальной надстройки, не остались без внимания вопросы безопасности и разнообразия способов ее восприятия.
  • zooming
    1 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий. Виртуальная надстройка
    © Маргарита Монако
  • zooming
    2 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий. Алгоритм реализации
    © Маргарита Монако
  • zooming
    3 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий
    © Маргарита Монако
  • zooming
    4 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий
    © Маргарита Монако
  • zooming
    5 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий. Типология пространств
    © Маргарита Монако
  • zooming
    6 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий. Средовые объекты
    © Маргарита Монако
  • zooming
    7 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий
    © Маргарита Монако
  • zooming
    8 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий. Пионерский пруд
    © Маргарита Монако
  • zooming
    9 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий. Зонирование
    © Маргарита Монако
  • zooming
    10 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий. Риф и боиды
    © Маргарита Монако
  • zooming
    11 / 11
    Дизайн интерактивной виртуальной среды для городских акваторий. Пространство реки
    © Маргарита Монако
«Межигровое» пространство 
Софья Старшова

В этой работе виртуальная среда рассматривается как переходный этап к смешанной реальности. Предложенные решения основаны на концепции «Интернета 3.0», которая, среди прочего, предполагает пространственное восприятие информации. Под информацией в рамках работы понимаются игры, что приводит к любопытной концепции «межигрового» пространства (термин впервые предложенный автором). Существенной частью работы стало серьезное исследование истории видеоигр, позволившее сформировать пространственную логику построения межигрового пространства и организацию движения пользователя в нем, на основе программирования и «монтажа» переживаемых посетителем эмоций.
  • zooming
    1 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства. Концепция. Пространственный интернет
    © Софья Старшова
  • zooming
    2 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства. Концепция. Объекты-информация-игры
    © Софья Старшова
  • zooming
    3 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства
    © Софья Старшова
  • zooming
    4 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства. Система. Пользователь и игры
    © Софья Старшова
  • zooming
    5 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства. Система. Разнообразие пространственного опыта
    © Софья Старшова
  • zooming
    6 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства. Система. Основные принципы проектирования
    © Софья Старшова
  • zooming
    7 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства. Общая схема. Маршрут
    © Софья Старшова
  • zooming
    8 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства. Spacewar
    © Софья Старшова
  • zooming
    9 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства. Spacewar
    © Софья Старшова
  • zooming
    10 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства. Pac-men
    © Софья Старшова
  • zooming
    11 / 11
    Дизайн виртуального межигрового пространства. Pac-men
    © Софья Старшова
Дополненная музыка
Анна Матвиенко

В этом дипломе раскрывается потенциал виртуальной среды как способа пространственной интерпретации музыки. На примере музыкального альбома Сергея Славского было разработано семь пространств, архитектурное наполнение которых проектировалось на основе специально разработанной автором системы, сочетающий применение оппозиций Вельфлина, социологические опросы и использование широкого круга неочевидных аналогов из истории архитектуры.
Применение виртуальных пространств как дополнения, катализатора восприятия для музыкальных альбомов, может, по мнению автора, способствовать повышению узнаваемости авторов и исполнителей, а со временем, кто знает, заменить культуру музыкальных клипов культурой «музыкальных пространств».
  • zooming
    1 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского. Концепция
    © Анна Матвиенко
  • zooming
    2 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского. Анализ музыкальных композиций
    © Анна Матвиенко
  • zooming
    3 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского. Метод интерпритации
    © Анна Матвиенко
  • zooming
    4 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского. Референсы и средства художественной выразительности
    © Анна Матвиенко
  • zooming
    5 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского. Схема пространств
    © Анна Матвиенко
  • zooming
    6 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского
    © Анна Матвиенко
  • zooming
    7 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского. Структура и смысл
    © Анна Матвиенко
  • zooming
    8 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского. План выражения
    © Анна Матвиенко
  • zooming
    9 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского
    © Анна Матвиенко
  • zooming
    10 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского
    © Анна Матвиенко
  • zooming
    11 / 11
    Дизайн виртуальной среды музыкальных композиций Сергея Славского
    © Анна Матвиенко
Специальное упоминание

В работе Александрины Порцевой раскрывается другая грань виртуальной реальности – возможность использовать ее для диагностики и экспозиционной терапии фобий. Инна Бароева исследует самую очевидную, но при этом важную область применения виртуальной среды – образование, предлагая виртуальное путешествие по «миру» картин Джорджо де Кирико. Валерия Митина рассматривает практические возможности применения VR как конкурентного преимущества для сетевого бизнеса, на примере сети кофеен SURF. Виртуальный музей академии им. М. В. Фрунзе, спроектированный Валерией Рысевой, представляет собой наиболее прикладной пример, в полной мере демонстрирующий три главных преимущества виртуального музея: облегчение доступа посетителей, возможность показать большее количество экспонатов и, главное, возможность показать экспонаты иначе, дать пользователю неожиданную точку зрения и новые пространственные переживания.
  • zooming
    1 / 12
    Дизайн виртуального тренажера для терапии пространственных фобий
    © Александрина Порцева
  • zooming
    2 / 12
    Дизайн виртуального тренажера для терапии пространственных фобий
    © Александрина Порцева
  • zooming
    3 / 12
    Дизайн виртуального тренажера для терапии пространственных фобий
    © Александрина Порцева
  • zooming
    4 / 12
    Дизайн виртуальной среды по мотивам произведений Джорджо Де Кирико
    © Инна Бароева
  • zooming
    5 / 12
    Дизайн виртуальной среды по мотивам произведений Джорджо Де Кирико
    © Инна Бароева
  • zooming
    6 / 12
    Дизайн-концепция виртуального музея военной академии имени М.В. Фрунзе. Видеозал
    © Валерия Рысева
  • zooming
    7 / 12
    Дизайн-концепция мета пространства сети кофеин Surf
    © Валерия Митина
  • zooming
    8 / 12
    Дизайн-концепция мета пространства сети кофеин Surf
    © Валерия Митина
  • zooming
    9 / 12
    Дизайн-концепция мета пространства сети кофеин Surf
    © Валерия Митина
  • zooming
    10 / 12
    Дизайн-концепция виртуального музея военной академии имени М.В. Фрунзе. Изометрия и план 5 зала
    © Валерия Рысева
  • zooming
    11 / 12
    Дизайн-концепция виртуального музея военной академии имени М.В. Фрунзе. Схема движения посетителя
    © Валерия Рысева
  • zooming
    12 / 12
    Дизайн-концепция виртуального музея военной академии имени М.В. Фрунзе. Экспонаты
    © Валерия Рысева

Разнообразие выбранных тем внутри общей гипотезы демонстрирует лишь малую часть из широкого диапазона возможностей, что убеждает в перспективности дальнейшей работы в этом направлении.

В этом году студия sintez.space в РАНХиГС набрала первый курс, активное участие в работе с которым принимали дипломники. Это позволило организовать процесс обучения как вертикальную студию, в которой студенты старших курсов, обучая студентов младших, закрепляют собственные навыки, приобретают навыки организационной работы и глубже понимают собственные возможности. Эта модель кажется студии sintez.space наиболее подходящей формой, для обучения специалистов нового типа.

Ознакомиться со всеми работами выпускников можно на специальном сайте, а следить за жизнью группы – в телеграм-канале.

07 Августа 2024

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).