«Способность радовать»

В коротком списке премии Стерлинга, которую получит лучшее здание Великобритании–2019 – социальное жилье стандарта PassivHaus, дом из пробки, лондонский вокзал и загородный оперный театр в бывших конюшнях XVII века.

mainImg
Премия присуждается Королевским институтом британских архитекторов (RIBA) с 1996: она была создана на основе аналогичной награды «Здание года» и носит имя Джеймса Стерлинга, одного из крупнейших архитекторов послевоенной Британии. Как считается, на момент своей смерти в 1992 он не успел получить адекватного таланту признания, поэтому самая престижная награда для его коллег служит ему мемориалом.

Премия прежде включала денежный приз размером в 20 000 фунтов, но в последние годы из-за сложной экономической ситуации обходятся без него. Не каждый раз, но в большинстве случаев церемонию объявления и награждения победителей транслируют в прямом эфире по национальному телевидению. В этом году церемония пройдет 8 октября.

Критерии премии – проектное видение, новаторство и оригинальность, способность возбуждать, вовлекать и радовать обитателей и посетителей этих зданий, их доступность и устойчивость, соответствие назначению и удовлетворенность заказчика. Короткий список формируется «внутренним» жюри RIBA из зданий, отмеченных Национальными наградами института (порядка полусотни), а тех выбирают из лауреатов региональных премий. Обладателя «Стерлинга» определяет внешнее жюри, его состав меняется год от года.


Жилой массив на Голдсмит-стрит
Норидж
Архитекторы: бюро Mikhail Riches и Кэти Холи (Cathy Hawley)
8056 м2
 
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
  • zooming
    1 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    2 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    3 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    4 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    5 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    6 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Matthew Pattenden
  • zooming
    7 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    8 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    9 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Matthew Pattenden
  • zooming
    10 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Matthew Pattenden
  • zooming
    11 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    12 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    13 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    14 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    15 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    16 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    17 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    18 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    19 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    20 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    21 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker

Комплекс из 105 квартир социальной аренды, соответствующий стандарту Passivhaus, построен по заказу муниципалитета. Схема основана на традиционной для Англии XIX века «террасной» схеме из блокированных домов. Очень большая плотность застройки компенсируется высокими показателями инсоляции и защитой окон от взглядов снаружи. Парковки расположены по периметру, поэтому улицы в жилом массиве «принадлежат» его обитателям.


Дом Cork House («Пробковый дом»)
Итон
Архитекторы: Мэтью Барнетт Хaуланд (Matthew Barnett Howland), Дайдо Милн (Dido Milne) и Оливер Уилтон (Oliver Wilton)
44 м2
 
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Magnus Dennis
  • zooming
    1 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © David Grandorge
  • zooming
    2 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Ricky Jones
  • zooming
    3 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Ricky Jones
  • zooming
    4 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Ricky Jones
  • zooming
    5 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Ricky Jones
  • zooming
    6 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Ricky Jones
  • zooming
    7 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Magnus Dennis
  • zooming
    8 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © David Grandorge
  • zooming
    9 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Alex de Rijke
  • zooming
    10 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Alex de Rijke
  • zooming
    11 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Alex de Rijke
  • zooming
    12 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Matthew Barnett Howland

Жилой дом Хауланда и Милн спроектирован в партнерстве с архитектурной школой Бартлетт, университетом Бата и т.д. Он находится в охранной зоне памятника – мельницы начала XIX века и учитывает это соседство в своем облике. Также жюри отметило необыкновенную «детальность» и чувственность проекта.
Однако самое интересное в нем – широкое использование пробки, в том числе и ее массива – для несущей конструкции. Пробковые блоки сделаны из отходов производства винных пробок и пр. В проекте также ограниченно использован композитный древесный материал. Полы покрыты дубовыми досками. Целью архитекторов было создать CO2-нейтральный проект – в процессе строительства и эксплуатации, а также предполагающий полную переработку в конце срока службы.


Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Лондон
Архитекторы: Grimshaw
86 300 м2
 
Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Фото © Paul Raftery
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция вокзала Лондон-бридж
    Фото © Network Rail
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция вокзала Лондон-бридж
    Фото © Paul Raftery
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция вокзала Лондон-бридж
    Фото © Paul Raftery
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция вокзала Лондон-бридж
    Фото © Paul Raftery
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция вокзала Лондон-бридж
    Фото © Paul Raftery

Проект – радикальная перестройка одного из самых загруженных вокзалов британской столицы у подножия небоскреба The Shard Ренцо Пьяно. Лондонцы получили светлые и просторные залы и переходы вместо прежних, темных и неудобных: новые площади рассчитаны не только на текущий, но и будущий пассажиропоток. Несмотря на масштаб проекта, он был реализован поэтапно без закрытия вокзала.


Завод Macallan по производству виски с посетительским центром
Округ Мори, Шотландия
Архитекторы: Rogers Stirk Harbour + Partners
20 872 м2
 
Завод Macallan по производству виски
Фото © Mark Power
  • zooming
    1 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    2 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    3 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Mark Power
  • zooming
    4 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    5 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    6 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    7 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    8 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    9 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza

Зеленая волнистая кровля повторяет силуэт окрестных холмов и помогает новому зданию вписаться в ландшафт. При этом оно связано с находящимся рядом помещичьим домом XVIII века «церемониальной дорогой». В интерьере доминируют деревянные перекрытия типа сетчатой оболочки двойной кривизны. Остекление фасада визуально связывает постройку с рекой Спей, близость которой изначально определила место для завода: производство виски Macallan началось там в 1824.


Оперный театр в имении Невилл-Холт
Графство Лестершир
Архитекторы: Witherford Watson Mann
816 м2
 
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Hélène Binet
  • zooming
    1 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    2 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    3 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    4 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    5 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    6 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    7 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    8 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Manuela Barczewski
  • zooming
    9 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Manuela Barczewski

Театральный зал на 400 зрителей для фестиваля Nevill Holt Opera встроен в корпус конюшен XVII века. Новые компоненты не касаются исторических стен.
Фойе у театра нет, его роль играет сад имения. В качестве материалов использованы бетон со следами деревянной опалубки, темное мореное дерево, обработанная пескоструйным аппаратом древесина лиственницы, хорошо сочетающаяся с местным камнем конюшен, известняк («сланец») из Коллиуэстона.


Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Уэст-Бреттон близ Уэйкфилда
Архитекторы: Feilden Fowles
673 м2
 
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mikael Olsson
  • zooming
    1 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Peter Cook
  • zooming
    2 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Peter Cook
  • zooming
    3 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mikael Olsson
  • zooming
    4 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mike Dinsdale
  • zooming
    5 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mikael Olsson
  • zooming
    6 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Peter Cook
  • zooming
    7 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mark Fleming
  • zooming
    8 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mike Dinsdale
  • zooming
    9 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mikael Olsson
  • zooming
    10 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Peter Cook
  • zooming
    11 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Peter Cook
  • zooming
    12 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © David Grandorge
  • zooming
    13 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mikael Olsson
  • zooming
    14 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mike Dinsdale

Йоркширский парк скульптур был создан в 1977 на территории имения Бреттон-Холл. С тех пор там появилось несколько крытых пространств, все они по желанию заказчика тщательно вписаны в ландшафт. Это справедливо и для The Weston. Главный фасад представляет собой бетонную стену 50 метров длиной с единственным проемом – входом. Он напоминает о существовавшей здесь каменоломне, в том числе составом, включающим местные заполнители, и защищает интерьер от шума шоссе. С запада галерея, напротив, превращается в легкое сооружение из стекла и дерева.

22 Июля 2019

Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Под сенью столетних деревьев
Бюро Flanagan Lawrence спроектировало для Сент-Андрусского университета центр музыки с реверберационной камерой и механическим полом. Уникальная постройка получила Национальную премию Королевского института британских архитекторов (RIBA).
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Гуманизм при растущем уровне моря
Международную премию RIBA, на которую может претендовать сооружение в любой точке планеты, получила больница на юго-западе Бангладеш по проекту Кашефа Чаудхури и его бюро Urbana.
Торжество регионального подхода
Притцкеровский лауреат, патриарх индийской архитектуры Балкришна Доши стал лауреатом Золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA) – и припомнил, как такое же награждение воспринял его учитель Ле Корбюзье.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Мирный атом
Лучшим зданием Шотландии–2018 стал Nucleus, архив гражданской ядерной энергетики и графства Кейтнесс, а «Домом года» Великобритании – жилище художника-керамиста в шотландских горах.
Награда офису Блумберга
Лучшим зданием Великобритании 2018 года названа штаб-квартира агентства Bloomberg в Лондоне. Для Нормана Фостера это уже третья премия Стерлинга.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.