Такие стеклянные «бабочки»

Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.

18 Февраля 2021
Технологии Реклама
mainImg
Компaния:
представительство компании Larta Glass на Архи.ру
Контакты:
390011, Рязань, район Южный Промузел, 17а
Телефон: +7 4912 95 66 86
Телефон отдела клиентского сервиса: +7 4912 95 66 21
0 Мы рассказывали о доме на Малой Ордынке, 19 несколько раз: проект был завершен и согласован в 2016 году, а строительство закончено два года назад, в 2019. Дом стал героем профессиональной прессы – кажется, нет такого критика, которому бы он не нравился, поскольку авторам, Андрею Романову и Екатерине Кузнецовой и бюро ADM architects удалось «попасть» в формат исторического центра как масштабно, так и фактурно, – создав притом образ, лишенный какого-либо притворства и заметной стилизации, а во многом – даже остросовременный.
Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Дом состоит из двух секций, но уличный фасад ради лучшего соответствия ритму окружающей застройки разделен не на две, а на три части. Южная треть, как и фасады со стороны двора, решена в белом камне в сочетании с деревом – материале, который стал вполне традиционным для клубных домов московского центра. Центральная часть фасада отделана дорогим темным кирпичом с вкраплениями орнаментальной кладки и сложной раскладкой цвета от терракотового до блестящего металлической окалиной. Кирпичный фасад стал оммажем промышленному прошлому Замоскворечья – он перекликается с соседним зданием конца XIX века в «кирпичном стиле».
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Во всех окнах «Малой Ордынки, 19» использовано стекло Guardian Glass. И для того, чтобы совместить визуальный эффект с практическим требованием приватности жильцов, архитекторы ADM, после консультаций с экспертами компании Guardian, решили использовать во всех уличных окнах комплекса мультифункциональное стекло со средней зеркальностью «SunGuard® HP Neutral 60/40». Как правило Андрей Романов и Екатерина Кузнецова предпочитают зеркальному стеклу стекло с самой высокой степенью прозрачности, – но в данном случае, поскольку дом невысокий, окна выходят в переулок, стекло «SunGuard® HP Neutral 60/40» стало основой для разумного компромисса – не слишком блестящее и все же защищающее внутренние пространства от сторонних взглядов. Кроме того, будучи использовано во всех трех частях фасада, это стекло стало объединяющим элементом: в солнечный день хорошо видно, как отражения неба «прошивают» весь дом, беря на себя роль некоего бэкграунда, подчеркивающего целостность разнообразного архитектурного решения.

Но самой заметной, футуристичной и современной стала северная часть фасада – целиком стеклянная.
  • zooming
    Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Северная треть фасадов состоит из панорамных окон «в пол», что позволяет хорошо осветить квартиры естественным светом, сделав пространство внутри «дорогим» по ощущениям, что вполне соответствует заявленному классу жилья. Но помимо витражного остекления, которое давно стало привычным, здесь использованы элементы моллированного стекла – своего рода изогнутые блестящие «шторки», которые, с одной стороны, прикрывают зону спален, а с другой – превращают стеклянный фасад в скульптуру, самую яркую и привлекательную часть всей композиции, в ее главный акцент. Сам по себе мотив раскрытой книги или своего рода объемной «бабочки» может напомнить бруталистское здание IBM в Мадриде, но его композиция – вольно-асимметричная и исполнен он из стекла. Моллированное стекло пока не очень часто используется в московской архитектуре и поэтому гарантированно привлекает внимание.
  • zooming
    1 / 3
    Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    2 / 3
    Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    3 / 3
    Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

И, конечно, с точки зрения стекольной продукции стеклянные «бабочки» – самая интересная часть проекта, как визуально, так и технически. Блестящие изогнутые «шторки» придают фасаду воздушность и легкость, – но их, однако, оказалось непросто реализовать. Дело в том, что в России чаще всего используют печь закалки, которая не может согнуть деталь радиусом менее 60 сантиметров. В данном случае требовался более острый «угол». После долгих поисков было решено использовать другой, более трудный и редкий способ моллирования – гравитационный: он позволил сделать радиус всего в 4,5 см, в тринадцать раз меньше.

Полностью лист стекла в разные стороны гнуть не стали, его разделили на части, и каждую прикрепили отдельно, но вплотную друг к другу, создавая эффект единого полотна – на схеме кружками обозначены стыки.
zooming
Элемент фасадной облицовки «Бабочка»
Предоставлено компанией Guardian Glass

Первоначально планировать именно изогнутые элементы – «шторки» сделать зеркальными, а стекло позади прозрачным, однако зеркальное покрытие сильно повреждалось в процессе гибки и, кроме того, опасность «эффекта линзы» увеличивалась во много раз. Поэтому эстетику «перевернули»: «SunGuard® HP Neutral 60/40» со средней зеркальностью теперь изящно оттенял прозрачное моллированное стекло «Guardian ExtraClear®».

Безопасность конструкций также стояла в приоритете – они необычны и нестандартны, нужно было просчитать любые вероятные события, и для этого использовалось два приема.

Во-первых, сами «бабочки» изготовлены из триплекса, поэтому если стекло разобьется, оно не упадет вниз дождем из осколков, а лишь потрескается и останется на месте.

Во-вторых, разработчики учли «эффект линзы», о котором упоминалось выше. Стекло, как известно, способно не только пропускать и отражать, но и фокусировать свет – особенно изогнутое стекло; известно, что зеркальные небоскребы поджигали машины, плавили краску на соседних зданиях и асфальт на тротуарах, а иногда даже случайные прохожие получали легкие ожоги – все это при том что фасад зданий был едва изогнут.

В ситуации с волнообразными «бабочками» этот момент было необходимо учесть, так как изгибы могли выступить в роли увеличительного стекла, поэтому только после расчета моделирования переотражений света стало понятно, что бабочки безопасны для соседних зданий, машин и проходящих мимо жителей города.

Разработка проекта длилась три года, и на протяжении всего времени бюро ADM architects продолжало искать способы осуществления идеи «бабочек». В какой-то момент «северный» корпус даже предложили просто облицевать кирпичом, но воздушный стеклянный вариант смотрелся настолько изящней и гармоничней, что архитекторы ADM предпочли продолжить поиски, нежели перекраивать идею, и опытные эксперты Guardian производили расчеты, консультировали и помогали в реализации проекта в течение всего периода проектирования и реализации.

Для Москвы архитектура «Малой Ордынки, 19» уникальна, больше нигде подобная идея – гнутое текло как элемент декора и своеобразная ширма – до 2020 года не использовалась. Ее реализация смелой современной идеи стала следствием совместных усилий архитекторов экспертов Guardian.

Проект стал, в частности, финалистом конкурса Urban Awards 2019 в категории «Жилой комплекс года элит-класса».

Поставщики, технологии

18 Февраля 2021

Авторы текста:

Арина Стрижова, Юлия Авдеева
Larta Glass: другие статьи и новости
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Прозрачное жилище
Дом из стекла La Casa del Desierto – экспериментальный проект компании Guardian Glass, архитекторов Ofis и инженеров AKT II и Transsolar в испанской пустыне.
Белое дерево
ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Прозрачность империи
В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.
Колосс-интроверт
МФК «Лотос» хорошо известен среди московских построек недавних лет. Рассматриваем, что получилось, анализируем образ и впечатления.
Белоснежный квартал. На набережной
Офисный комплекс «Аквамарин» построен на Озерковской набережной на месте бывшей промзоны, и архитекторы бюро «SPEECH Чобан&Кузнецов» фактически заново переосмыслили градостроительную структуру этого места.
Технологии и материалы
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Сейчас на главной
Трапеза с видом
Для интерьера ресторана Da Vittorio в основании башни Allianz в Милане Андреа Маффеи выбрал стиль, который по его мнению больше всего подходит крупным современным мегаполисам и ориентирован на активную городскую молодежь.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Храм спорта
В Ла-Пас началось строительство стадиона для футбольного клуба «Боливар», сильнейшего в Боливии. Авторы проекта – испанцы L35 Arquitectos.
Три проекта для Подмосковья
Публикуем три из пяти проектов, представленных в рамках VI Форума проектировщиков Московской области в качестве образцовой работы с территориями и с проектной документацией. Надеемся чуть позже показать еще два, более масштабных.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.