Эффективный паблик-арт

Уже 17 мая в Никола-Ленивце стартует двухмесячный онлайн-курс «Public art: зачем, когда и как?». Управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова рассказала о том, почему и насколько востребован паблик-арт, и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана.

mainImg
Юлия Бычкова, директор арт-парка Никола-Ленивец, продюсер фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» и «Архстояние Детское», управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец». Эксперт в области развития городских и природных территорий.
zooming

Искусство на улицах: как паблик-арт делает город дружелюбнее и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана?

Последние пять лет спрос на паблик-арт проекты в России неуклонно растет как со стороны администраций городов и органов госвласти, так и со стороны частных фондов и девелоперов. Опираясь на 20-летний опыт работы в сфере культуры и эту тенденцию, мы создали Школу Никола-Ленивца, где учим студентов искать культурный код места и менять привычные пространства – в том числе с помощью паблик-арта.
Николай Полисский. Тетрапилон или Белые ворота, 2016
Фотография © Александра Гадеева

Что такое паблик-арт? Это искусство, представленное в городской или природной среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с окружающим пространством. Термин появился в Америке в середине прошлого века для обозначения искусства, которое вышло за пределы мастерских скульпторов и художников в общественные пространства. От привычных горожанам бронзовых памятников правильно спродюсированный паблик-арт отличается тем, что учитывает контекст места, в котором находится, и создает пространство для диалога с ним. Кроме того, монументальное искусство в классическом понимании, как правило, фиксирует манифесты прошлого или какую-то память об ушедшей эпохе, в то время как паблик-арт может обращаться и к прошлому, и к настоящему, и к будущему.
Николай Полисский. Бобур, 2013
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
Николай Полисский. Вселенский разум, 2012
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Паблик-арт может принимать самые различные формы от той же монументальной скульптуры и концептуальной архитектуры до мурала, видео-арта и временных медиа, или объединять все эти направления в одном объекте. Неотъемлемыми чертами такого искусства являются долговечность, всесезонность, антивандальность и зрелищность. Кроме того, паблик-арт обязан быть безопасным, так как подразумевает взаимодействие с неподготовленным, зачастую весьма любопытным зрителем.

Я уверена, что при правильной интеграции в городскую среду паблик-арт становится не просто объектом искусства, привлекающим туристический поток, но важным и эффективным социокультурным инструментом. Доказано, что качественный паблик-арт может влиять на снижение преступности – город, в котором современное искусство становится частью повседневности, ощущается более комфортным и безопасным. В грамотно организованном общественном пространстве, где есть хороший, качественный паблик-арт, зритель может испытывать целую гамму ощущений – от восторга до игнорирования, но никогда не будет сопротивления.
Фестиваль в окрестностях объекта Вселенский разум
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Паблик-арт может создавать платформу для диалога городских сообществ, что позволяет привлекать к проекту различных стейкхолдеров. Для администрации города или для владельцев частных территорий это инструмент формирования ответственного отношения горожан к окружающей среде. Для архитектора, ландшафтника или градостроителя, который создаёт работу паблик-арта в своем проекте, это понятный и эффективный способ транслировать идентичность места, будь то городское или природное пространство любого масштаба. Интегрированный в проект на уровне генплана объект искусства способен принести политические, имиджевые и репутационные дивиденды. Так, в некоторых странах существуют организации, занимающиеся развитием общественных пространств, которые прицельно занимаются производством и размещением паблик-арта. Кроме того, с помощью паблик-арта можно протестировать новые материалы и технологии и сделать действительно инновационные проекты.
Ленивый зиккурат, Проектная группа ПОЛЕ-ДИЗАЙН, Архстояние 2014
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Правильное производство проектов паблик-арта всегда обусловлено комплексностью подхода. Для понимания необходимости и уместности его установки необходимо проводить предпроектные исследования, включая кабинетный и полевой анализ. На основе программных решений архитекторам и ландшафтным дизайнерам остается спроектировать паблик-арт, причем делать это стоит уже на уровне проекта генплана. Необходимо также учитывать демографический аспект: станет ли выбранное вами пространство местом притяжения для окружающих жителей или привлечет внешнюю аудиторию?
Дом с люстрой, АБ ХВОЯ, Архстояние 2017
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Несмотря на то, что в России при разработке городского пространства к практикам современного искусства обращаются не так часто, как хотелось бы, уже существует немало примеров паблик-арт проектов – более или менее успешных.

В 2021 году на Красной площади прошла выставка российского паблик-арта «Красный сад» от галереи ГУМ RED-Line и фестиваля «Архстояние», которую посетили более 10 млн человек. Каждый объект изначально был «выращен» непосредственно под конкретный архитектурный проект компании ИНТЕКО. После завершения выставки арт-объекты разъехались по своим «домашним» местам, где и находятся с тех пор. Интеграция паблик-арта в проект территории на этапе разработки важна, так как дает возможность полноценной коммуникации между искусством и окружающей средой. Кроме того, заблаговременное решение о строительстве арт-объекта поможет избежать ситуации технического несоответствия территории выбранному объекту – например, из-за чрезмерного размера или веса последнего.

Еще один хороший пример паблик-арт проекта появился в результате конкурса «Говорящий город 2.0», проведенного Бюро «Никола-Ленивец» с Москомархитектурой. Участникам предлагалось создать большой интерактивный арт-объект специально для катка в Парке им. Горького. Победителем стало проектное бюро АПЕКС с проектом «Облако мысли» – «световым лесом» из гирлянд, внутри которого спрятана зеркальная комната. По задумке авторов объект одновременно отражает динамичность большого города и предлагает замедлиться, посмотреть на себя и внутрь себя.
Арт-объект «Облако мысли», победитель конкурса «Говорящий город 2.0» на арт-объект для катка в Парке Горького. АПЕКС
© АПЕКС / Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Есть интересные примеры возникновения паблик-арта и вне городского пространства. В 2022 году в Доме творчества «Переделкино» был реализован ландшафтный проект Николая Полисского «Архилес». Конструкции из сплетенных стволов орешника и черемухи, напоминающих языки пламени, были воздвигнуты на месте – точнее, прямо на пнях – шести погибших старых елей. Получившаяся скульптурная композиция образует своего рода мемориал и в то же время может служить сценой для перформансов и камерных концертов под открытым небом.
  • zooming
    1 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
  • zooming
    2 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
  • zooming
    3 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Однако паблик-арт – это искусство, которое направлено не только на благоустройство, но и на проявление эмоции, отклика со стороны горожан – в том числе, непонимания и неприятия. Наиболее ярким примером противоречивого объекта сейчас является, пожалуй, «Большая глина №4» Урса Фишера. Это качественное современное искусство, которое довольно резко внедрили в контекст окружающего пространства, поэтому горожане в массе своей отнеслись к нему негативно. Это говорит о том, что, несмотря на ориентированность паблик-арта на неподготовленного зрителя, подготовительная работа все равно необходима. В противном случае даже хороший, тщательно спроектированный, учитывающий контекст и правильно размещенный объект может оказаться чуждым за счет отрицательной реакции горожан.

Насколько я знаю, сейчас в Москомархитектуре разрабатывается регламент согласования паблик-арта для городских территорий. Подобный ориентир поможет застройщикам и владельцам территорий, которые хотят заказывать и приобретать объекты паблик-арта, сделать это наиболее выгодно и эффективно.

Самая распространённая ошибка и архитекторов, и ландшафтников, и градостроителей – придумать архитектурный проект, реализовать его, а потом вдруг вспомнить о существовании паблик-арта. Есть прекрасный пример Парка Галицкого (официально Парк «Краснодар») в Краснодаре, который действительно опередил всех: все арт-объекты – кстати, очень высокого качества, от хороших авторов – были заложены в проект на уровне генплана. Все скульптуры вписаны в окружающее пространство и решают действительно большие задачи, а парк – получает большие дивиденды. А главное, что тщательно продуманный, заблаговременно спроектированный объект практически никогда не подвергается вандализму.

Здесь не могу не привести в пример арт-парк Никола-Ленивец, где каждый объект продумывается в течение нескольких лет, а также учитывает градостроительные, ландшафтные нюансы. У нас нет видеонаблюдения, нет охраны арт-объектов, но тем не менее вандализм составляет <1%. Не последнюю роль здесь играет коммуникация с окружающей средой – в создание каждого нового арт-объекта вовлечены практически все местные жители. Участвуя в производстве арт-объектов, они присваивают себе его ценность, начинают считать парк своим и транслируют это восприятие всему окружению. К тому же мы стараемся делать дорогое искусство, которое будет ценно всем, поэтому его никто не портит.
Маяк, Николай Полисский, 2004
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
Штурм неба, АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, Архстояние 2012
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

В России нет федеральной программы поддержки паблик-арта, но такие проекты поддерживаются многими городскими администрациями и частными фондами. Процесс идёт не только в Москве, но и во всех крупных городах, например в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Выксе, Перми и Самаре. Поэтому, скорее всего, со временем будет разработан и единый федеральный регламент. Я бы очень этого хотела.

Специалистам, которые хотят сделать паблик-арт, я рекомендую идти в Школу Никола-Ленивца – у нас как раз появился курс, посвященный этой теме, – чтобы проверить понимание предмета и свою готовность делать такие проекты, потому что здесь есть свои сложности. И, конечно, нужно пробовать, чтобы на собственном опыте убедиться в том, насколько это эффективно.

12 Мая 2023

Похожие статьи
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».