Эффективный паблик-арт

Уже 17 мая в Никола-Ленивце стартует двухмесячный онлайн-курс «Public art: зачем, когда и как?». Управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова рассказала о том, почему и насколько востребован паблик-арт, и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана.

mainImg
Юлия Бычкова, директор арт-парка Никола-Ленивец, продюсер фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» и «Архстояние Детское», управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец». Эксперт в области развития городских и природных территорий.
zooming

Искусство на улицах: как паблик-арт делает город дружелюбнее и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана?

Последние пять лет спрос на паблик-арт проекты в России неуклонно растет как со стороны администраций городов и органов госвласти, так и со стороны частных фондов и девелоперов. Опираясь на 20-летний опыт работы в сфере культуры и эту тенденцию, мы создали Школу Никола-Ленивца, где учим студентов искать культурный код места и менять привычные пространства – в том числе с помощью паблик-арта.
Николай Полисский. Тетрапилон или Белые ворота, 2016
Фотография © Александра Гадеева

Что такое паблик-арт? Это искусство, представленное в городской или природной среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с окружающим пространством. Термин появился в Америке в середине прошлого века для обозначения искусства, которое вышло за пределы мастерских скульпторов и художников в общественные пространства. От привычных горожанам бронзовых памятников правильно спродюсированный паблик-арт отличается тем, что учитывает контекст места, в котором находится, и создает пространство для диалога с ним. Кроме того, монументальное искусство в классическом понимании, как правило, фиксирует манифесты прошлого или какую-то память об ушедшей эпохе, в то время как паблик-арт может обращаться и к прошлому, и к настоящему, и к будущему.
Николай Полисский. Бобур, 2013
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
Николай Полисский. Вселенский разум, 2012
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Паблик-арт может принимать самые различные формы от той же монументальной скульптуры и концептуальной архитектуры до мурала, видео-арта и временных медиа, или объединять все эти направления в одном объекте. Неотъемлемыми чертами такого искусства являются долговечность, всесезонность, антивандальность и зрелищность. Кроме того, паблик-арт обязан быть безопасным, так как подразумевает взаимодействие с неподготовленным, зачастую весьма любопытным зрителем.

Я уверена, что при правильной интеграции в городскую среду паблик-арт становится не просто объектом искусства, привлекающим туристический поток, но важным и эффективным социокультурным инструментом. Доказано, что качественный паблик-арт может влиять на снижение преступности – город, в котором современное искусство становится частью повседневности, ощущается более комфортным и безопасным. В грамотно организованном общественном пространстве, где есть хороший, качественный паблик-арт, зритель может испытывать целую гамму ощущений – от восторга до игнорирования, но никогда не будет сопротивления.
Фестиваль в окрестностях объекта Вселенский разум
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Паблик-арт может создавать платформу для диалога городских сообществ, что позволяет привлекать к проекту различных стейкхолдеров. Для администрации города или для владельцев частных территорий это инструмент формирования ответственного отношения горожан к окружающей среде. Для архитектора, ландшафтника или градостроителя, который создаёт работу паблик-арта в своем проекте, это понятный и эффективный способ транслировать идентичность места, будь то городское или природное пространство любого масштаба. Интегрированный в проект на уровне генплана объект искусства способен принести политические, имиджевые и репутационные дивиденды. Так, в некоторых странах существуют организации, занимающиеся развитием общественных пространств, которые прицельно занимаются производством и размещением паблик-арта. Кроме того, с помощью паблик-арта можно протестировать новые материалы и технологии и сделать действительно инновационные проекты.
Ленивый зиккурат, Проектная группа ПОЛЕ-ДИЗАЙН, Архстояние 2014
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Правильное производство проектов паблик-арта всегда обусловлено комплексностью подхода. Для понимания необходимости и уместности его установки необходимо проводить предпроектные исследования, включая кабинетный и полевой анализ. На основе программных решений архитекторам и ландшафтным дизайнерам остается спроектировать паблик-арт, причем делать это стоит уже на уровне проекта генплана. Необходимо также учитывать демографический аспект: станет ли выбранное вами пространство местом притяжения для окружающих жителей или привлечет внешнюю аудиторию?
Дом с люстрой, АБ ХВОЯ, Архстояние 2017
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Несмотря на то, что в России при разработке городского пространства к практикам современного искусства обращаются не так часто, как хотелось бы, уже существует немало примеров паблик-арт проектов – более или менее успешных.

В 2021 году на Красной площади прошла выставка российского паблик-арта «Красный сад» от галереи ГУМ RED-Line и фестиваля «Архстояние», которую посетили более 10 млн человек. Каждый объект изначально был «выращен» непосредственно под конкретный архитектурный проект компании ИНТЕКО. После завершения выставки арт-объекты разъехались по своим «домашним» местам, где и находятся с тех пор. Интеграция паблик-арта в проект территории на этапе разработки важна, так как дает возможность полноценной коммуникации между искусством и окружающей средой. Кроме того, заблаговременное решение о строительстве арт-объекта поможет избежать ситуации технического несоответствия территории выбранному объекту – например, из-за чрезмерного размера или веса последнего.

Еще один хороший пример паблик-арт проекта появился в результате конкурса «Говорящий город 2.0», проведенного Бюро «Никола-Ленивец» с Москомархитектурой. Участникам предлагалось создать большой интерактивный арт-объект специально для катка в Парке им. Горького. Победителем стало проектное бюро АПЕКС с проектом «Облако мысли» – «световым лесом» из гирлянд, внутри которого спрятана зеркальная комната. По задумке авторов объект одновременно отражает динамичность большого города и предлагает замедлиться, посмотреть на себя и внутрь себя.
Арт-объект «Облако мысли», победитель конкурса «Говорящий город 2.0» на арт-объект для катка в Парке Горького. АПЕКС
© АПЕКС / Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Есть интересные примеры возникновения паблик-арта и вне городского пространства. В 2022 году в Доме творчества «Переделкино» был реализован ландшафтный проект Николая Полисского «Архилес». Конструкции из сплетенных стволов орешника и черемухи, напоминающих языки пламени, были воздвигнуты на месте – точнее, прямо на пнях – шести погибших старых елей. Получившаяся скульптурная композиция образует своего рода мемориал и в то же время может служить сценой для перформансов и камерных концертов под открытым небом.
  • zooming
    1 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
  • zooming
    2 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
  • zooming
    3 / 3
    Архилес, Николай Полисский, Переделкино, 2022
    Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

Однако паблик-арт – это искусство, которое направлено не только на благоустройство, но и на проявление эмоции, отклика со стороны горожан – в том числе, непонимания и неприятия. Наиболее ярким примером противоречивого объекта сейчас является, пожалуй, «Большая глина №4» Урса Фишера. Это качественное современное искусство, которое довольно резко внедрили в контекст окружающего пространства, поэтому горожане в массе своей отнеслись к нему негативно. Это говорит о том, что, несмотря на ориентированность паблик-арта на неподготовленного зрителя, подготовительная работа все равно необходима. В противном случае даже хороший, тщательно спроектированный, учитывающий контекст и правильно размещенный объект может оказаться чуждым за счет отрицательной реакции горожан.

Насколько я знаю, сейчас в Москомархитектуре разрабатывается регламент согласования паблик-арта для городских территорий. Подобный ориентир поможет застройщикам и владельцам территорий, которые хотят заказывать и приобретать объекты паблик-арта, сделать это наиболее выгодно и эффективно.

Самая распространённая ошибка и архитекторов, и ландшафтников, и градостроителей – придумать архитектурный проект, реализовать его, а потом вдруг вспомнить о существовании паблик-арта. Есть прекрасный пример Парка Галицкого (официально Парк «Краснодар») в Краснодаре, который действительно опередил всех: все арт-объекты – кстати, очень высокого качества, от хороших авторов – были заложены в проект на уровне генплана. Все скульптуры вписаны в окружающее пространство и решают действительно большие задачи, а парк – получает большие дивиденды. А главное, что тщательно продуманный, заблаговременно спроектированный объект практически никогда не подвергается вандализму.

Здесь не могу не привести в пример арт-парк Никола-Ленивец, где каждый объект продумывается в течение нескольких лет, а также учитывает градостроительные, ландшафтные нюансы. У нас нет видеонаблюдения, нет охраны арт-объектов, но тем не менее вандализм составляет <1%. Не последнюю роль здесь играет коммуникация с окружающей средой – в создание каждого нового арт-объекта вовлечены практически все местные жители. Участвуя в производстве арт-объектов, они присваивают себе его ценность, начинают считать парк своим и транслируют это восприятие всему окружению. К тому же мы стараемся делать дорогое искусство, которое будет ценно всем, поэтому его никто не портит.
Маяк, Николай Полисский, 2004
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
Штурм неба, АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, Архстояние 2012
Фотография предоставлена пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец

В России нет федеральной программы поддержки паблик-арта, но такие проекты поддерживаются многими городскими администрациями и частными фондами. Процесс идёт не только в Москве, но и во всех крупных городах, например в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Выксе, Перми и Самаре. Поэтому, скорее всего, со временем будет разработан и единый федеральный регламент. Я бы очень этого хотела.

Специалистам, которые хотят сделать паблик-арт, я рекомендую идти в Школу Никола-Ленивца – у нас как раз появился курс, посвященный этой теме, – чтобы проверить понимание предмета и свою готовность делать такие проекты, потому что здесь есть свои сложности. И, конечно, нужно пробовать, чтобы на собственном опыте убедиться в том, насколько это эффективно.

12 Мая 2023

Похожие статьи
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).