Уйти от «Березки»

Как превратить заброшенное советское кафе удаленного города металлургов в современный арт-центр с арт-резиденцией? Рассказываем об опыте архбюро «Новое», который, с учетом иных условий и исходных данных, все же, по подходу, вполне похож на «Гараж» Рема Колхаса. И даже ближе к людям.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Сергей Неботов
Мастерская:
Архитектурное бюро «Новое»
Проект:
Культурный центр «Волна»
Россия, Выкса, улица 1 Мая, 36

2019 / 2022

Заказчик: Благотворительный фонд «ОМК-Участие» и ОМК (Объединенная металлургическая компания)
0 Выкса – город металлургического завода ОМК, который, как известно, уже многие годы развивает фестивали современного искусства. Первая арт-резиденция, место, куда художники могут приезжать, поселяться для работы над объектами и проектами, которые впоследствии выставляют здесь же, появилась в Выксе в 2017 году – ее нам показывала тогдашний куратор выксунских фестивалей Юлия Бычкова. Теперь резиденция переехала на новое место, в культурный центр, расположившийся в кафе «Волна» на берегу Нижнего пруда. 

Здание построено в 1985 году по авторскому проекту архитектора Сергея Медведева – по его словам, это была редкая удача, работать с уникальным проектом, а вдохновлялся автор опытом Аалто и Райта, стремясь вписать постройку в природное окружение. Кафе предназначалось для двухсот японских рабочих, которые приехали на советский металлургический завод для настройки импортного оборудования. Рядом, для них же, но по типовому проекту, построили пластину общежития – одно из трех одинаковых зданий с фигурными балконами: типовые проекты в разных частях страны подчас отличались немалым разнообразием. Из общежития в кафе вел крытый переход. С 1986 по 1988 кафе кормило только японскую делегацию, туда доставляли продукты из «Березки»,  позднее оно стало первым в Выксе заведением, работавшим до 4 часов утра. 
Кафе _Волна_ зимой. Вид сверху
Предоставлено Сергеем Медведевым / и фондом «ОМК-Участие»
Кафе «Волна». Стройка
Предоставлено Сергеем Медведевым / и фондом «ОМК-Участие»

После реконструкции, заказанной фондом ОМК архитектурному бюро «Новое», здание кафе стало мультифункциональным арт-центром: в нем разместилась как резиденция для художников, так и помещения для открытых мероприятий, рассчитанных на широкую аудиторию, в том числе, для детей. Пространство резиденции адаптировано для художников с ограниченными возможностями.
  • zooming
    1 / 8
    Культурный центр «Волна»
    © Архитектурное бюро «Новое»
  • zooming
    2 / 8
    Культурный центр «Волна»
    © Архитектурное бюро «Новое»
  • zooming
    3 / 8
    Культурный центр «Волна»
    © Архитектурное бюро «Новое»
  • zooming
    4 / 8
    Культурный центр «Волна»
    © Архитектурное бюро «Новое»
  • zooming
    5 / 8
    Культурный центр «Волна»
    © Архитектурное бюро «Новое»
  • zooming
    6 / 8
    Культурный центр «Волна»
    © Архитектурное бюро «Новое»
  • zooming
    7 / 8
    Кафе «Волна»
    Предоставлено архивом ВМЗ
  • zooming
    8 / 8
    Кафе «Волна»
    Предоставлено архивом ВМЗ

По словам архитектора бюро «Новое» Сергея Неботова, работая над реконструкцией, он ставил перед собой задачу сохранить и максимально раскрыть авторский замысел, «восстановить оригинальную концепцию». Обнаруженный в процессе работ пол терраццо не удалось сохранить, поскольку он был поврежден, но его восстановили. Советскую напольную плитку – сохранили и отреставрировали.

Особенно интересным авторам показалось двусветное пространство бывшей кухни.
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»

Авторы реконструкции, по их словам, стремились сохранить в здании зонирование и атрибутику кафе советского кафе – так, в помещениях, где будут жить художники, на стенах появилась характерная масляная краска довольно-таки ярких оттенков. 
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»

К области ностальгического, вероятно, следует отнести ковры – впрочем, они на полу, а не на стенах, как мы привыкли в детстве; а также кургузые диваны и комоды, покрытые лакированным шпоном, восходящие к 1980-м. 
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Кафе «Волна». Интерьер, 1980-е гг.
Предоставлено Сергеем Медведевым / и фондом «ОМК-Участие»

Во всем это много узнаваемого, этаких деталей «из детства». Хотя надо заметить, что реконструкция отличается пуризмом, не характерным для первоначального кафе «Волна» – которое, напротив, отличалось, скорее позднесоветским вариантом роскоши. 
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»

Теперь вместо подвесных потолков – бетон, стены тяготеют к белизне, обстановка – к монашеской. Что, вероятно, правильно для современного искусства – художник же должен быть бедным – но заставляет увидеть в проекте реконструкции скорее перетолкование с элементами исследования здания 1985 года, нежели восстановление его духа. Впрочем надо ли нам возрождать его дух? 
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
  • zooming
    1 / 7
    Культурный центр «Волна»
    Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
  • zooming
    2 / 7
    Культурный центр «Волна»
    Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
  • zooming
    3 / 7
    Культурный центр «Волна»
    Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
  • zooming
    4 / 7
    Культурный центр «Волна»
    Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
  • zooming
    5 / 7
    Культурный центр «Волна»
    Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
  • zooming
    6 / 7
    Культурный центр «Волна»
    Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
  • zooming
    7 / 7
    Культурный центр «Волна»
    Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»

То же можно сказать о внешнем виде здания: оно носит отчетливый отпечаток видавшего виды советского кафе, несколько «подчищенного» под арт-резиденцию, но не сильно. И в то же время терраса, которая когда-то открывала вид на пруд, а теперь окружена деревьями, напоминает что-то неощутимо венецианское. Когда-то – наше кафе для японцев, стало нашей резиденцией, салютующей павильону Джардини с выксунских берегов? Не без нижегородского привкуса? Впрочем опять же, чем плох нижегородский привкус?

Сама по себе инициатива и визуальные особенности ее воплощения нельзя сказать, чтобы новы – скорее, они попадают в целую вереницу похожих историй. Взять, к примеру, хрестоматийный пример – ресторан «Времена года», превращенный по проекту Рема Колхаса в музей современного искусства «Гараж». Тоже модернистский общепит без охранного статуса с крайне бережным исследованием / сохранением / приспособлением, подчеркнуто простым и лаконичным, хотя не без доли пижонства. Конечно, «Гараж» больше, сложнее и богаче даже в смысле исходного материала, но в сущности «Волна» смотрится его выксунским «внуком». 
 
Архитектор:
Сергей Неботов
Мастерская:
Архитектурное бюро «Новое»
Проект:
Культурный центр «Волна»
Россия, Выкса, улица 1 Мая, 36

2019 / 2022

Заказчик: Благотворительный фонд «ОМК-Участие» и ОМК (Объединенная металлургическая компания)

05 Сентября 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.
Модуль и свобода
В новом отеле сети «Точка на карте» Rhizome продолжает исследовать возможности крупно-модульной технологии строительства и добивается все большего разнообразия пространств и скульптурности объемов.
Домик для чтения
Павильон библиотеки от бюро Хора обстановкой и атмосферой похож на дачную веранду: время за книгой здесь летит незаметно, но в любой момент чтение можно отложить и отправиться на прогулку.
Обновление для познания
После реконструкции главная мечеть Альметьевска получит новые объемы и функцию просветительского центра. Фасады украсит каллиграфия с подсветкой и перфорированные панели из архитектурного бетона, а на месте бывшей парковки появится двухуровневая площадь с видами на Каскад прудов.
Веер впечатлений
Торговый центр на окраине Екатеринбурга берет на себя роль локальной доминанты и общественного пространства: пластичные фасады привлекательны отсутствием рекламных вывесок, главный вход решен как событийная площадь, внутри есть амфитеатр, спортивные площадки и экспозиционные пространства. Пятый фасад в темное время суток работает на соседние высотки и напоминает раскаленную руду.
Нежнее нежного
Для цветочной лавки в центре Калининграда Levkovich Architects предложили функциональные решения, которые помогают хранить и демонстрировать цветы, а также впечатляющий посетителей акцент – потолок, собранный из «лепестков» розы.
Держаться вместе
В культурном центре «Брусницын» открылся архитектурный коворкинг Klauzura. Пространство подходит небольшим бюро и настроено на коллаборации, взаимопомощь и получение нового опыта.
Прерванная дуга
Бюро SLOI спроектировало для Петроградской стороны жилой комплекс, выдержав баланс между соответствием историческому контексту и собственной индивидуальностью. Проект, к сожалению, не будет реализован, но прецедент достоин внимания.
Мучная пыль
Ресторан в центральной части Екатеринбурга, интерьер которого вдохновлен соседством исторической мельницы. Теплая по гамме и ощущениям обстановка внутри бетонной оболочки напоминает брутальный элеватор, в котором хранится зерно.
Индустриальное наследие
Реконструкция «безымянной» промышленной постройки 1960-х годов под современный офис: антресольный уровень, разные сценарии освещения и оттенки оранжевого.
Подмешан желток
Предчувствуя развитие нового творческого кластера у Левашовского завода и фабрики «Красное знамя», флагманский книжный магазин Masters Project обосновался в новом ЖК Futurist, разделив пространство с другим локальным проектом – кофейней Sibarictica. Фирменный желтый вступил в резонанс с юрским камнем и бетоном, заставляя вспоминать стихи Мандельштама о Ленинграде.
Лесной коридор
Для «Пасхального дома», расположенного на узком участке в сосновом бору, архитекторы выбрали линейную композицию, лаконичные фасады и окна, берущие в рамку виды на деревья. Охраняющий вход в дом истукан ассимилировался и превратился в лесного духа.
После пашни
Ресторан All Grain в бывшем пивоваренном заводе Степана Разина: элеватор, бетонные «мешки», светильники-плуги и охапки колосьев.
Бруснично-кирпичный
Новая точка притяжения и джентрификации по соседству с Севкабель портом: обновленная территория бывшего кожевенного завода с «лоджиями» у Финского залива, эстетичными руинами и краснокирпичной архитектурой.
Прозрачный Монье
Работая над проектом комьюнити-центра для клубного дома «Чистые Пруды», архитекторы бюро APREL предложили сохранить, очистить и реставрировать стены конца XIX – начала XX века, подойдя в то же время к реконструкции творчески: степень открытости-закрытости помещений градуировано варьируется вправо и влево от детской площадки.
Деловые процессы
Офис для крупной компании, расположенный на 17 этаже «Нева Тауэрс»: преобладание незакрепленных рабочих мест, комнаты-трансформеры, разнообразные переговорные и обилие естественного света.
Потоки воздуха и света
Для офиса, расположенного в БЦ «Атлантик» и предназначенного под сдачу, archCLOUD выбрали вневременный дизайн, предметы искусства и «старомодные» кабинеты вместо открытых рабочих мест.
Кристальная ясность
Аскетичный интерьер стоматологической клиники, холодность которого разбавлена кобальтовым синим, супрематическим крестом и исторической чугунной лестницей.
Серьезный разговор
Детская клиника со «взрослым» интерьером: разбавленный фирменным синим монохром, стальной блеск и футуристичный геометризм.
Степенная богема
Ольга Трейвас создала звенящий и хрупкий интерьер для офиса сообщества МИРА, в котором хранят, экспонируют, изучают и создают новые произведения искусства.
Яркий купаж
Винный бар в культурно-деловом кластере «Басманный двор», идеи для которого архитекторы позаимствовали у модернистской курортной архитектуры, добавив сочные цвета и винтажную мебель.
Спорт за окном
Скейт-площадка для линейного парка от XSA Ramps: профессиональный и любительский спорт, зрелищность и альтернативные сценарии досуга как часть благоустройства территорий жилых массивов.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Технологии и материалы
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Сейчас на главной
Перфоманс солнца
Набережную Федоровского реконструировали к 800-летию Нижнего Новгорода по проекту Arch Group. Крутой склон превратился в световую инсталляцию, а променад с террасами – в излюбленное место для прогулок и любования знаменитыми волжскими закатами.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.
Ослепляющий камуфляж
Электростанция на биотопливе Powerbarn по проекту Giovanni Vaccarini Architetti недалеко от Равенны – часть плана по превращению промзоны в центр производства «зеленой» энергии.
Модуль и свобода
В новом отеле сети «Точка на карте» Rhizome продолжает исследовать возможности крупно-модульной технологии строительства и добивается все большего разнообразия пространств и скульптурности объемов.
Реконструктивная операция
Бюро из Гонконга Cheng Chung Design попыталось залечить один из шрамов, оставленных на поверхности земли деятельностью человека. Так на месте заброшенного карьера возник люксовый отель Banyan Tree Nanjing Garden Expo.