Спорт и социум. Номинанты Архитектурной премии Москвы

Продолжаем рассказывать о номинантах и победителях Архитектурной премии Москвы. Вторая по счету и малочисленная номинация объединяет музей, реконструкцию Дворца спорта в Лужниках, 2 школы и один детский сад. Практически все проекты – в историей и предисторией разной степени давности. Победили Лужники.


Премию Москвы в области архитектуры вручил мэр города Сергей Собянин 13 июля, тогда же стали известны победители, а праздничное награждение для профессиональной тусовки состоялось вчера. Но мы рассказали пока что только о двух самых многочисленных номинациях: небоскребах (победил Fili Tower ADM architects) и «коммерческой недвижимости» (победила Павелецкая площадь компании Апекс).
Вручение Архитектурной премии Москвы, 14.07.2022. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Теперь рассказываем о следующей номинации, тоже сборной – она посвящена одновременно спортивным, культурным и социальным объектам, здесь объединены две школы, один детский сад, один музей и Ледовая арена в Лужниках, проект реконструкции которой разработан ТПО «Прайд». Она-то и победила. 
Реконструкция Дворца спорта «Лужники»
© ТПО «Прайд» / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Реконструкция Дворца спорта «Лужники»

Мастерская
ТПО «Прайд»
Где
Россия, Москва. ул. Лужники, д. 24, стр. 2
Даты
— 2022 / 2022 —
Функция
Спортивный / Спорткомплекс
Дворец спорта расположен в северо-западной части территории Лужников – реконструкция последних лет коснулась ее в наименьшей степени. Согласно отчету сайта mos.ru, сейчас в Лужниках реализовано и строится 22 объекта. В центре – Большая спортивная Арена, реконструированная СПИЧ, в восточной части Дворец водных видов спорта UNK, Центр Ирины Винер Сергея Кузнецова и Прайд, у ТТК достраивается центр Единоборств по проекту, опять же, UNK; за Лужнецким мостом тоже идет интенсивное строительство – а здесь, со стороны Новодевичьего, пока как-то пустовато, не так много пафосных реализаций. Ближе всего к реконструируемому Дворцу спорта строится Ледовый дворец на месте открытого катка «Кристалл» по проекту ПИ Арена, согласованному архитектурным советом Москвы в 2016 году. 

Сам дворец спорта построен в 1956 году, а сейчас реконструируется тоже в ледовую арену. Пятно застройки, как сообщают коллеги из ПР, сохраняется, но высота комплекса становится больше – 6 этажей над землей при одном подземном ярусе. Признаться, сложно сказать, где здесь реконструкция, скорее уж мы имеем дело с регенерацией, и то не вполне в параметрах прежней застройки. Приз вручал Александр Асадов и он, как и другие присутствующие на церемонии, отметил брутальность решения нового здания: вместо регулярной пилонады с «кирпичной» облицовкой характерной «сталинской» плиткой в проекте предложена пилонада с шершавой шубой из натурального камня и, к тому же, асимметричная, со сбитым ритмом – этакий Стоунхендж. В этом отличие проекта «Прайда» от симметричной ему на плане территории Лужников реконструкции Дворца водных видов спорта, реализованной UNK по результатом победы в конкурсе – там хотя и произошло значительное расширение объема, но во главу угла был поставлен мотив исходной постройки, а фигуративный рельеф старого дворца был повторен в новом масштабе из фибробетона. 

В данном случае над утяжеленной пилонадой нижней части возвышается стеклянный овал фонаря, который будет освещать главный зал Ледовой арены.
  • zooming
    1 / 4
    Реконструкция Дворца спорта «Лужники»
    © ТПО «Прайд»
  • zooming
    2 / 4
    Вручение награды ТПО «Прайд»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Реконструкция Дворца спорта «Лужники»
    © ТПО «Прайд» / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    4 / 4
    Реконструкция Дворца спорта «Лужники»
    © ТПО «Прайд» / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Филиал Государственного Эрмитажа на территории бывшего завода ЗИЛ, 2021 г.
© СПИЧ / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Филиал Государственного Эрмитажа на территории бывшего завода ЗИЛ

Автор
Сергей Чобан
Руководитель авторского коллектива
Игорь Членов
Руководитель авторского коллектива
Мастерская
Авторский
коллектив
Сергей Чобан, Игорь Членов, Антон Чернышев
Где
Россия, Москва. пересечении бульвара Братьев Весниных и улицы Родченко
Даты
— 2021 / 2022 —
Функция
Культурный / Музей
Как известно, одной из ключевых особенностей проекта ЗилАрт, реализуемого в северо-восточной части территории бывшего завода ЗиЛ стала насыщенность городской среды разнообразными функциями – не только общественными бульварами, набережной, магазинами и кафе, то есть вещами, которые сейчас уже воспринимаются в кварталах новой застройки как стандартные – но и сложными, «якорными», сюжетами. Главный из них – музей, московский филиал Эрмитажа; идея присутствия большого ключевого музея фигурировала еще в конкурсной концепции Юрия Григоряна, победившей в 2012 году – впрочем, на том конкурсе участники рассматривали север и юг ЗиЛа вместе, и почти половину (в основном юг) оставляли промышленной и административной функции. 

Здание филиала Эрмитажа строится в восточной части ЗилАрта, на границе с Тюфелевой рощей, рядом с жилым домом-«ананасом» ZilArt Diamond от Neutelings Riedijk. С 2015 по 2018 годах проектом музейного здания занималось архитектурное бюро Asymptote, но позже от концепции американских архитекторов заказчик решил отказаться. Разработку новой концепции поручили бюро СПИЧ. В актуальном проекте здание имеет кубическую форму, стеклянные фасады решены в виде крупной сетки скошенных по диагонали трапеций из металлических лент медного оттенка. В отделке интерьеров планируется использовать натуральное дерево. На пятом этаже – открытая терраса с деревянной перголой. 
  • zooming
    1 / 3
    Филиал Государственного Эрмитажа на территории бывшего завода ЗИЛ, 2021 г.
    © СПИЧ / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    2 / 3
    Филиал Государственного Эрмитажа на территории бывшего завода ЗИЛ, 2021 г.
    © СПИЧ / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    3 / 3
    Филиал Государственного Эрмитажа на территории бывшего завода ЗИЛ, 2021 г.
    © СПИЧ / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Ссылки
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project

Школа в «Садовых Кварталах»

Мастерская
Авторский
коллектив
UNK project: Юлий Борисов, Павел Култышев, Дмитрий Захаров
Умная школа: Марк Сартан, Константин Серегин
Storaket: Нарбэ Бедроссян, Меружан Минасян, Нарек Нерсисян, Сона Манукян, Марианна Саркисян, Лилит Тадевосян
Где
Россия, Москва. ул. Усачева
Даты
4.2020 — 6.2020 /
Функция
Образование и наука / Школа
Три следующих здесь по порядку здания – школьно-образовательные.

Проект UNK занял второе место в конкурсе 2020 года, который можно без преувеличения назвать самым обсуждаемым в профессиональной среде за последние 2-3 года. Он утвержден Москомархитектурой в октябре 2021 года. Оператором школы выступает МГИМО, а «технологическую», то есть функциональную часть проекта, отвечающую за воплощение в здании современных образовательных методик, для данного проекта разработала «Умная школа» – девиз их программы Strong knowledge – soft power. Прозрачная консоль-хаб связывает воедино классы начальной, средней и старшей школы и предполагает до 30 вариантов трансформации под различные сценарии. Снаружи консоли вторит лестница – «зеленый холм», которая спускается к склону пруда «Садовых кварталов». 
  • zooming
    1 / 7
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    2 / 7
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    3 / 7
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    4 / 7
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    5 / 7
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    6 / 7
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    7 / 7
    Школа в «Садовых Кварталах». Три основных блока школы
    © UNK project
Детский сад «Времена года». Вид сверху со стороны главного входа
© Сити-Арх

Детский сад «Времена года»

Мастерская
Авторский
коллектив
​Руководитель авторского коллектива: А.В. Лукомский 
Авторы: А.В. Лукомский, Н.В Лукомская, А.В. Попов, А.А. Городнова 
Где
Россия, Москва. поселение Сосенское, пос. Коммунарка
Даты
12.2018 — 6.2019 / 2021 —
Функция
Образование и наука / Детский сад
Кажется, это единственный проект в подборке, у которого нет предыстории и предшественников. Детский сад строится по проекту АБ Сити-Арх в Коммунарке, на территории крупного ЖК «Скандинавия» девелопера А101, и развивает принципы «новой образовательной среды», заданные как стандарт для всех многочисленных образовательных учреждений комплекса – в общей сложности зданий планируется около 12, пять уже построены. Предложенная концепция современного образовательного пространства оказалась очень созвучна архитектором, а проектирование и реализация в рамках крупного девелоперского проекта открыла больше возможностей, чем это как правило бывает в рамках госпрограмм. Авторы сделали ставку на создание гибкого трансформируемого пространства с многофункциональным ядром-шарниром двухсветного игрового атриума. 
  • zooming
    1 / 7
    Детский сад «Времена года». Ситуационный план
    © Сити-Арх
  • zooming
    2 / 7
    Детский сад «Времена года». Ситуационный план
    © Сити-Арх
  • zooming
    3 / 7
    Детский сад «Времена года». Благоустройство территории
    © Сити-Арх
  • zooming
    4 / 7
    Детский сад «Времена года». Территория детского сада.
    © Сити-Арх
  • zooming
    5 / 7
    Детский сад «Времена года». Вид сверху
    © Сити-Арх
  • zooming
    6 / 7
    Детский сад «Времена года»
    © Сити-Арх
  • zooming
    7 / 7
    Детский сад «Времена года»
    © Сити-Арх
Общеобразовательная школа на 550 мест
© Градостроительный институт «Мирпроект» / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Общеобразовательная школа на 550 мест

Мастерская
Градостроительный институт «Мирпроект»
Авторский
коллектив
Руководитель: А.П.​ Левенкова 
ГАП: С.В. Чегодаева
ГАП (до июня 2021 г.): А.С. Бавыкин 
ГИП: Э.Р. Яруллин 
Главный конструктор проекта: И.Ю. Тарабара 
Ведущий архитектор BIM: Д.С. Дудаков 
Ведущий архитектор: Д.Р. Муслимова,  К.А. Алоян 
Где
Россия, Москва. Бескудниковский район, мкр. 6, корп. 16
Даты
2021 — 2022 /
Функция
Образование и наука / Школа
Проект школы за четвертым московским кольцом, недалеко от метро Селигерская, тоже имеет предысторию, но небольшую. Он разработан МНИИТЭП и утвержден Москомархитектурой в 2017 году; здание начали строить, но не завершили. Его особенность – круглый объем на «ножках», размещенный в створе двух крыльев, поставленных под углом 90° друг к другу. К цилиндрическом объеме планировалось разместить: актовый зал на 330 мест на 3 этаже и малый спортзал и зал хореографии на 2 этаже. 

Новый вариант разработан Градостроительным институтом «Мирпроект», он учитывает сложившиеся объемно-планировочные решения – здание почти построено, но решен в монохроме. Сейчас близкое к завершению здание отличается не желтыми, как у МНИИТЭПа, а ярко-красными фасадами; интересно, каким будет результат после завершения строительства. 
  • zooming
    1 / 7
    Общеобразовательная школа на 550 мест
    © Градостроительный институт «Мирпроект»
  • zooming
    2 / 7
    Общеобразовательная школа на 550 мест
    © Градостроительный институт «Мирпроект»
  • zooming
    3 / 7
    Общеобразовательная школа на 550 мест
    © Градостроительный институт «Мирпроект»
  • zooming
    4 / 7
    Общеобразовательная школа на 550 мест
    © Градостроительный институт «Мирпроект»
  • zooming
    5 / 7
    Общеобразовательная школа на 550 мест
    © Градостроительный институт «Мирпроект»
  • zooming
    6 / 7
    Общеобразовательная школа на 550 мест
    © Градостроительный институт «Мирпроект»
  • zooming
    7 / 7
    Общеобразовательная школа на 550 мест
    © Градостроительный институт «Мирпроект» / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

17 Июля 2022

Похожие статьи
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Черное и белое
На MosBuild 2022 вручили награды премии MADA, нацеленной на продвижение молодых архитекторов. Если смотреть на победителей, то тренд – белые и черные (темно-серые) стены, причем где-то решение продиктовано темой, потому что иначе нельзя, где-то местом, где-то – применено для красоты и светлости.
«Харизма без притворства»
Притцкеровская премия за 2022 год присуждена Дьебедо Франсису Кере из Буркина-Фасо: это первый лауреат африканского происхождения за историю этой награды.
Гуманизм при растущем уровне моря
Международную премию RIBA, на которую может претендовать сооружение в любой точке планеты, получила больница на юго-западе Бангладеш по проекту Кашефа Чаудхури и его бюро Urbana.
Торжество регионального подхода
Притцкеровский лауреат, патриарх индийской архитектуры Балкришна Доши стал лауреатом Золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA) – и припомнил, как такое же награждение воспринял его учитель Ле Корбюзье.
Транспорт налаживается: номинанты премии Москвы
Еще одна номинация Архитектурной премии, очень важная для города, посвящена транспорту. В ней 3 станции метро, причем 2 из них открыты в декабре 2021 года в составе БКЛ, пешеходный мост зоопарка от ПТАМ Виссарионова и паркинг с фасадами от итальянского архитектора.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Золотое острие: номинанты премии Москвы в области...
Самая напряженная номинация премии 2022 года объединяет элитные клубные дома с торгово-развлекательными и ресторанными центрами. Без преувеличения можно сказать, что все штучное и дорогое «толпится» здесь, претендуя на одну премию для 8 участников. Среди них 3 проекта Апекс, 2 ЦЛП, по одному у Wall, Kleinewelt Architekten и АБ ASADOV.
Башни над городом. Номинанты премии Москвы
Рассматриваем претендентов на Архитектурную премию Москвы начиная с высотных комплексов, номинации новой – и сразу одной из самых многочисленных. Среди них три проекта ADM architects, по два – ATRIUM и Kleinewelt Architekten, один от группы KAMEN.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.