Горизонт Венеции

В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Венецианская выставка, впервые показанная фондом Кверини-Стампалья летом и осенью 2021 года, дополнена гравюрами из фондов Музея архитектуры и развернута в пространстве Аптекарского приказа. Главный герой экспозиции – диорама Венеции, написанная Джованни Бьязина для Национальной художественной выставки 1887 года, которая проходила в Джардини и стала предтечей и прообразом будущих биеннале, – показана видеопроекцией, но дополнена фрагментами панорамы-копии, написанной, как считают историки, при значительном участии сына художника, с надеждой показать ее на Всемирной выставке в Чикаго. «Главных героев» сопровождает обширная подборка панорам и ведут разного рода, подлинников, в основном из частных коллекцией Венеции, то есть таких вещей, которые в иных условиях крайне сложно увидеть в одном пространстве.
Панорама Джованни Бьязина, 1887. Видеопроекция. Выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Музей архитектуры, 25.11.2021–27.02.2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Музей архитектуры, 25.11.2021–27.02.2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Музей архитектуры, 25.11.2021–27.02.2022
Фотография: Архи.ру

Гравюры «погружены» в условное подобие вод лагуны – дизайнеры выставки, MSTRSK bureau, проявили смекалку, обернув стенки экспозиционного лабиринта матовой алюминиевой фольгой: где-то она образует переклички смутных отражений-рефлексов, где-то выстраивается в достаточно нейтральный, в целом, фон. Живопись на таком показывать, наверное, не следовало бы, но гравюра обладает необходимой мерой устойчивости к особенностям окружающей ее среды. С другой стороны, освещение, над которым работала компания …., увы, совсем не радует: временами совершенно неясно, куда направлен свет и почему так.
Выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Музей архитектуры, 25.11.2021–27.02.2022
Фотография: Архи.ру

К выставке подготовлен русскоязычный каталог, написанный совместно тремя кураторами: Джандоменико Романелли, который в 1979–2000 был директором организации, руководящей муниципальными музеями Венеции, – знатоком венецианских панорам, автором основной подборки; Паскалин Ватен, исследовательницей панорамы Бьязина; Карло Монтанаро со статьей «В ожидании кино»; и Юлией Ратомской, историком архитектуры и хранителем Музея архитектуры, она взяла на себя значительную часть труда по организации российской версии выставки, подбору дополнений из фондов и написала статью о значении панорам для изучения истории архитектуры Венеции.
Выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Музей архитектуры, 25.11.2021–27.02.2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Музей архитектуры, 25.11.2021–27.02.2022
Фотография: Архи.ру

Выставку также сопровождает цикл лекций и кинопоказов; лекцию главного куратора Джандоменико Романелли можно послушать здесь:


 
Панорамы Венеции поданы итальянскими кураторами как самоценное явление, которое приходит к апофеозу в виде диарамы и затем исчезает в XX веке, растворяясь, с одной стороны, в киносъемках: показаны 46 секунд панорамы Большого канала, снятого для братьев Люмьер в 1896 году, и фрагмент немого фильма «Чужие воспоминания» 1913 года с реконструированной фоновой музыкой, – это одна из ранних съемок Венеции в игровом кино, она неожиданно перекликается с ранними гравированными панорамами.
Выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Музей архитектуры, 25.11.2021–27.02.2022
Фотография: Архи.ру

С другой стороны, кино соседствует с сериями туристических открыток, среди которых традиционно популярны складные фотопанорамы. 
Выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Музей архитектуры, 25.11.2021–27.02.2022
Фотография: Архи.ру

Несколько удивляет то, что панорамы представлены на выставке вне европейской истории изображения городов вообще. А ведь изображения городов «целиком», как на отдалении, так и с птичьего полета, как вариант в виде планов, где прорисованы обобщенные домики и узнаваемые заметные строения – это развитый, распространенный и очень интересный жанр искусства Нового времени, отпочковавшийся из средневековых фонов и отчасти восходящий, над думать, как к паломническим изображениям Иерусалима и Святой земли, так и Иерусалима небесного, священного города. Нельзя сказать, чтобы панорамы были исключительной прерогативой Венеции, и в книгах, показанных вначале – «Краткой всемирной хронологии» 1480 года и «Иллюстрированной хроники от сотворения мира» 1493 года – Венеция показана в общем контексте, но книги раскрыты на ее страницах. Однако в целом на выставке мы видим только Венецию.

Признаем однако, что, при всей важности контекста истории изображений городских панорам в европейской культуре в целом, Венеция город уникальный. Во-первых, она крайне располагает к «разворачиванию» ее видов в форме панорам: мы ведь и сейчас, плывя на вапоретто, воспринимаем Венецию в большей степени строчно, дворец за дворцом, дом за домом склеиваются в ленту-линию. Прогулка пешком даже по проспекту такого эффекта не дает – там сильнее перспектива, это скорее Рим или Париж; а тут, в Венеции, можно плавать по кругу, и лента фасадов будет  замыкаться в практически бесконечную. Венеция входит в резонанс с жанром панорамы, я бы сказала даже, что панорама ей «идёт», как шляпка или шарф.
Выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Музей архитектуры, 25.11.2021–27.02.2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Музей архитектуры, 25.11.2021–27.02.2022
Фотография: Архи.ру

Во-вторых, Венеция-серениссима, город-республика, рано осознал себя как город-ценность, и именно это хорошо проявляет себя в панорамах – часть которых, как, в частности, мы узнаем на выставке, гравировали как подарки, подношения знатным, прежде всего венценосным, гостям и дожам в день коронации – в таких случаях в картуше гравировалось специальное посвящение – кому, в честь чего. Таким образом панорамы представляют Венецию еще и как город-явление, уникальный город, осознающий себя в качестве такового. Не исключено, что такое самоосознание и венецианская гордость стали особым вкладом Серениссимы в историю развития городских панорам Нового времени как жанра – как стали таким вкладом ведутты Каналетто, гравированные копии которых тоже присутствуют на выставке в качестве своего рода «фрагментов панорам». Так что самоценный, внеконтекстный подход к венецианской панораме как явлению, возможно, имеет право на существование.

Зачем идти на выставку? Увидеть вещи из частных коллекций. Гравюры – произведения тиражные, но будучи собраны вместе они производят крайне представительное впечатление. Особенно подлинники XV–XVIII веков. Кроме того некоторые ранние отпечатки к нашему времени стали уникальными.

Разглядывать детальную графику и наблюдать за ее развитием во времени, в сторону веризма-реализма. Оценить инерцию повторений: как рассказывают кураторы, гравюры не только какое-то время могли печатать с одной доски, их даже вырезали на новых досках, повторяя старую иконографию – таким образом вид города, напечатанный и покупавшийся в XVIII и XIX веке, мог не включать заметных построек, существовавших к тому времени, к примеру, церкви Санта Мария Салюта, построенной в XVII веке… Ни граверов, ни покупателей гравюр не смущало, что изображенный город отставал во времени от реального. Еще можно восхититься панорамными обоями, показанными на макетах залов XIX века – этой практикой кураторы, в частности, объясняют тот факт, что главный герой выставки, диорама Джованни Бьязина, написана темперой на бумаге. Даже не на холсте. Можно вспомнить, что одна из сравнительно недавних экспозиций русского павильона венецианской биеннале перекликалась с той же традицией, поскольку представляла собой диораму – Вышнего Волочка, помещенную в пространство Джардини.

И, наконец, отдохнуть от разглядывания деталей можно перед проекцией «главного героя» выставки – жаль, что не удалось доставить в Москву и ее подлинник тоже, но одна проекция на фоне ряда аутентичных вещей оказывается даже в выигрышном положении, поскольку светится. Отыскать там, среди парусных судов, изображение вапоретто 1887 года. Но главное – погрузиться в ностальгию по городу, в который теперь, в карантинный период, так непросто попасть – как будто вернулось время туристических открыток и волшебных фонарей. 

24 Января 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Арх Москва 2022: награды
Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Технологии и материалы
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Сейчас на главной
I да офис!
Нидерландское бюро KAAN Arсhitecten завершило свой второй проект в Германии. Три корпуса офисного комплекса iCampus в Мюнхене получили жесткую сетку бетонных фасадов и впечатляющие 25-метровые атриумы.
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Ларец самоцветов
За лаконичными фасадами загородного дома семьи архитекторов из Уфы прячется личный «музей»: насыщенное по цвету и фактурам пространство, в котором каждый предмет и дизайнерское решение несет отпечаток индивидуальности хозяев.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Стихия воды
Ванная на 84 этаже, купание под звездами, заплыв к Финскому заливу и спуск к горному источнику – в нашей подборке спа-комплексов.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Зал торжеств
Недостроенный кинотеатр при санатории «Русь» в Геленджике архитекторы Fox Group Interiors превратили в конгресс-холл, где можно проводить мероприятия разной степени торжественности: от свадеб до бизнес-завраков и детских праздников.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Парк железнодорожников
После реконструкции районный парк Уфы получил больше площадок и сценариев отдыха, в их числе – терапевтический сад для людей с ограниченными возможностями и смотровая площадка. Дизайн малых архитектурных форм отсылает к железнодорожной станции Дёма.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Ландшафтная мимикрия
Массимо Альвизи и Дзюнко Киримото реконструировали виллу на севере Италии. Их минималистичный средовой проект одновременно традиционен и современен, став при этом неотъемлемой частью пейзажа.
Искусство чтения
«Хора» продолжает «библиотечную» серию: по проекту бюро пространство антресольного этажа Западного крыла Новой Третьяковки преобразовалось в книжную гостиную. Сюда можно прийти почитать или поработать без билета или абонемента.
«Звездное облако»
В Чэнду строится музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects: проектирование началось в 2022, а уже летом 2023-го он примет церемонию вручения международной премии Hugo – самой важной в области фантастики и фэнтези.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Природные оттенки
Кровля и фасады виллы на побережье Нидерландов по проекту Mecanoo полностью облицованы глазурованной плиткой голубых, серых и зеленых оттенков.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Сопка за стеной
Мастер-план микрорайона в Южно-Сахалинске, разработанный Институтом генплана Москвы при участии Kengo Kuma & Associates, основан на сложностях и преимуществах рельефа предгорья: дома располагаются каскадами, а многоуровневое благоустройство пронизывает все кварталы и соединяется с лесными тропами.