Новая высота

Бюро Visota представляет четвертый дом культуры, который ждет реновация в рамках проекта «Идентичность в типовом», на этот раз – в Якутске.

mainImg
К длинному списку новаций и реформ, системно внедряемых в архитектурно-градостроительную и социокультурную практику в Республике Саха (Якутия), добавляется программа модернизации культурно-досуговых учреждений, первым этапом которой стала разработка командой бюро Visota проекта реконструкции Дома Дружбы народов в Якутске.
Свежий взгляд на старую проблему

Для жителей городов и сел Якутии, как и для всех северных регионов с их тяжелыми климатическими условиями, огромное значение имеют общественные центры, выполняющие культурные и образовательные функции и восполняющие потребности в коммуникациях и творческом развитии. Дома и Дворцы культуры есть практически во всех населенных пунктах (общее их количество превышает 500), но их состояние и состав услуг по большей части не менялись последние 20 лет. Сейчас, когда руководство Республики ведет активную работу по повышению качества среды и уровню жизни, задача предоставить максимальному количеству жителей населенных пунктов Якутии современные по составу и форматам услуги в области творческого и развивающего досуга, приобретает особую актуальность.

Для поисков вариантов решения проблемы главный архитектор Якутии Ирина Алексеева пригласила руководителей бюро Visota и кураторов проекта «Идентичность в типовом» Дарью Наугольнову и Алексея Боева, с чьим проектом реконструкции городского Дворца культуры в Воронеже она познакомилась на фестивале Зодчество VRN 2019.
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
© Идентичность в типовом

Реконструкция Дворца культуры в Воронеже началась с воркшопа с участием молодых архитекторов. И в Якутии решили использовать формат брейншторминга, не раз доказывавшего свою эффективность в поисках нестандартных решений. Кроме того, активное привлечение молодежи к решению ключевых урбанистических и архитектурных проблем – это принципиальная позиция властей Республики Саха. Управление архитектуры и градостроительства при главе Якутии и Центр компетенций по вопросам городской среды LETO при поддержке заместителя председателя Правительства республики Ольги Балабкиной и заместителя минстра культуры республики Владислава Левочкина организовали в январе 2020 года первый архитектурный хакатон в Якутии «Новая жизнь Домов культуры», куратором которого выступила Дарья Наугольнова.
Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
© Идентичность в типовом

Команда из 18 человек, включающая архитекторов, дизайнеров и специалистов IT-сферы, работала над проектом переформатирования Дома дружбы народов имени Кулаковского – одного из наиболее популярных ДК Якутска. Причем в состав проекта входила как подготовка эскизного проекта реконструкции, так и разработка концепции веб-сайта и мобильного приложения.

Дарья Наугольнова в число приоритетов поставила анализ контекста и установление обратной связи с населением.
cic =

Дарья Наугольнова, партнер бюро Visota и куратор проекта «Идентичность в типовом»

К сожалению, не многие культурно-досуговые учреждения после реконструкции становятся более востребованными. При их создании никто не спрашивает у жителей, что они хотели бы видеть, какие зоны и функции необходимы. На этом хакатоне мы сфокусировались на работе с сотрудниками и пользователями ДДН, местными жителями, а также на анализе исторических ценностей системы ДК в Якутии, их социально-культурных функциях.

В итоге родились концепция реконструкции здания, отвечающая на вопрос, как сегодня можно использовать образец типовой советской архитектуры, предложения по новому логотипу и фирменному стилю. Также в рамках культурного апгрейда был создан прототип интернет-портала «Биир Ситим» для сети всех Домов культуры Якутии, который министерство культуры планирует использовать как инструмент для презентации деятельности системы ДК населению и одновременно для анализа деятельности всех ДК, который позволит с помощью рейтинга определять наиболее востребованные ДК и наиболее нуждающиеся в модернизации. 
  • zooming
    1 / 7
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Концепция
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    2 / 7
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Объемно-планировочная концепция
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    3 / 7
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Анализ идентичности диаспор, функционирующих в ДДН
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    4 / 7
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Логотип
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    5 / 7
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Навигация
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    6 / 7
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Фирменный стиль
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    7 / 7
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующая айдентика ДДН
    © Высота, АБ Baza14

После окончания хакатона Министерство культуры и Управление архитектуры и градостроительства при главе Якутии санкционировало продолжение работы над проектом реконструкции Дома дружбы народов. Был объявлен конкурс на разработку проекта, в котором победил консорциум из двух бюро: Visota и «База-14» (Якутия).
Дом счастливых людей

Дом дружбы народов имени А.Е. Кулаковского (Алексей Кулаковский – якутский писатель, просветитель, фольклорист, поэт) не случайно был выбран в качестве пилотного объекта модернизации.

Здание ДДН было построено в 1980 году по типовому проекту 169-129 (Проектный институт № 5), переработанному и адаптированному к якутским условиям местным архитектором Дмитрием Савиновым, заслуженным архитектором России. «Основные изменения типового проекта были продиктованы условиям вечной мерзлоты. Для этого здание было возведено на большой, земляной насыпи, которая несет как эстетическую, так и технологическую функцию. Дополнительно были скорректированы коммуникационные связи между сценой, оркестровой ямой и зрительным залом. Большое внимание при адаптации было уделено использованию декоративных элементов с национальными мотивами, которые разрабатывались с участием местных художников» – так комментирует Ирина Алексеева специфику здания Дома дружбы народов.

В 2007 и 2011 году в здании были проведены ремонтные работы: был добавлен этаж с витражным остеклением, сделан навесной фасад и выполнен ремонт интерьеров общественных зон.
  • zooming
    1 / 4
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующие положение
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    2 / 4
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующие положение
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    3 / 4
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующие положение
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    4 / 4
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующие положение
    © Высота, АБ Baza14

В настоящее время в ДДН занимается 32 творческих коллектива, из них 18 является коллективами национальных диаспор, реализуются различные национальные и культурные проекты, ведется большая научно-методическая и консультационная работа с десятками республиканских Домов народного творчества. Кроме того, ДДН является главной площадкой работы Ассамблеи народов республики Якутии и этнокультурного движения Якутска.
Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующие положение
© Высота, АБ Baza14

В конце июля 2020 года пост директора Дома дружбы народов им. Кулаковского, по итогам общереспубликанского конкурса, заняла Антонида Корякина, в программе которой были декларированы новые задачи для ДДН: внедрение инноваций, ребрендинг, создание уникальных творческих и социально-культурных проектов, поддержка инициатив граждан республики и соотечественников за рубежом. «Нам очень не хватает площадей для размещения и организации нашей работы. Необходима реновация, включающая в себя придание зданию нового облика, экологический дизайн, основанный на эргономичности и снижении энергопотребления, ребрендинг и стратегия эффективного функционирования, для увеличения производительности здания и охвата большей аудитории. Нам важно эффективно использовать пространство, увеличить время использования здания и расширить спектр услуг. Помимо искусства это будут наука и техника, здоровье и спорт, сообщества инициативы, знания и навыки истории и, конечно, традиции. А самое главное необходимо воплотить в жизнь наш новый бренд – Дом счастливых людей или просто «ДОМ», – уточняет стоящую перед командой проектировщиков задачу директор ДДН Антонида Корякина.
  • zooming
    1 / 5
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующие положение
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    2 / 5
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующие положение
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    3 / 5
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующие положение
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    4 / 5
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующие положение
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    5 / 5
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Существующие положение
    © Высота, АБ Baza14
Заполнение пустоты

Концепция, разработанная во время хакатона, была существенно переработана на основе уточненного технического задания, пожеланий руководства ДДН и новой программы его развития, а также с учетом результатов комплексного исследования состояния здания. 
cic =

Алексей Боев, партнер бюро Visota и куратор проекта «Идентичность в типовом»

Мы искали решение, которое позволило бы нам увеличить объем, не сильно искажая оригинальный проект. Ответ подсказало само здание, имеющее конфигурацию в виде несимметричной буквы «Н» или скорее даже буквы «П». Два основных крыла здания соединял блок, внутри которого располагается зрительный зал. С одной стороны к нему примыкали три этажа административных и кружковых помещений, а с другой располагался большой внутренний двор. На хакатоне ребята предлагали благоустроить этот двор, а мы увидели в нем больший потенциал. В условиях местного климата даже летом вероятность активного использования двора не так уж велика. Так почему бы не перекрыть двор и не превратить его в закрытое общественное пространство и создать дополнительные площади? И точно также с другой стороны мы предложили перестроить и надстроить административный блок. Встраивание двух новых объемов – это решение хоть и дорогостоящее, но эффективное. Оно дает возможность кардинально перепрограммировать функционал учреждения.

Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Увиличение объема здания
© Высота, АБ Baza14

Основной встраиваемый объем отводится под многосветное и многофункциональное пространство, которое большую часть времени будет использоваться как общественная гостиная, а в случае необходимости может работать как место проведения массовых мероприятий. Пространство окружено по периметру несколькими галереями, которые упростят внутреннюю систему коммуникаций между различными функциональными блоками. Эти блоки распределены по зданию таким образом, чтобы более эффективно использовать пространство без пресечения потоков посетителей, пользователей и администрации. Повысить вместимость здания также позволит демонтаж лишних перегородок, которые делят этажи на маленькие кабинеты и залы.
Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
© Высота, АБ Baza14

Изменения начнутся с первого этажа, где предусмотрены зона отдыха с кафе, коворкинг-пространство с библиотекой. Выделено место для магазина с сувенирной продукцией, зрительного зала, блока гримерок и подсобных помещений. Большая часть новых пространств сможет трансформироваться для проведения различных мероприятий. На втором этаже разместят универсальный малый кинозал, фойе, блок танцевальных залов и административных помещений со вторым светом. Третий этаж отдадут под мастерские, кружковые и многофункциональные помещения. Вокруг здания предложено организовать парковку, а на южной стороне насыпи, на границе с небольшим городским сквером появится сцена-беседка и амфитеатр.
Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Взрыв-схема
© Высота, АБ Baza14
Дерево во льду

В архитектурно-дизайнерском оформлении сочетаются два подхода. Все исторические и оригинальные элементы интерьера максимально сохраняются, а для новых конструкций используются экологичные решения, отражающие природно-климатическую идентичность Якутии.
cic =

Алексей Боев, партнер бюро Visota и куратор проекта «Идентичность в типовом»

Когда мы стали изучать архивные материалы, мы нашли фотографию, где были сняты колонны, которые были утрачены во время одного из предыдущих ремонтов. Мы решили их вернуть. Также мы выявили оригинальные декоративные элементы: прекрасные мозаики, барельефы с изображением локальной этники, витражи. И наша задача –сохранить архитектуру типового ДК и его идентичность, но сделать его актуальным и живым.

При выборе строительных и отделочных материалов авторы решили отталкиваться от двух характерных для Якутии мотивов: льда и традиционного якутского жилища – ураса. Первый послужил вдохновением для нового навесного фасада из анодированных алюминиевых кассет для существующего объема здания, имитирующего кристаллы льда. А фасады новых блоков, в виде ортогональной структуры из дерева напоминают каркас из жердей, используемый для строительства шалаша-ураса. Вместе они создают характерный для северной территории симбиоз уюта и сурового климата.
  • zooming
    1 / 4
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    2 / 4
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    3 / 4
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    4 / 4
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14

В интерьерах активно используется дерево, создающее очень теплую, комфортную обстановку, что будет более чем уместно во время долгой заполярной зимы. При этом отделка из дерева решает и акустические задачи. В колористических решениях интерьеров и экстерьера используются преимущественно природные оттенки: от светло-серого, голубого и белого до теплого цвета дерева.
  • zooming
    1 / 8
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    2 / 8
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    3 / 8
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    4 / 8
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    5 / 8
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    6 / 8
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    7 / 8
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    8 / 8
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
Следующий шаг

В конце мая 2021 года Правительством Республики Саха (Якутия) было принято решение о выделении финансирования на реализацию проекта реконструкции Дома дружбы народов имени А.Е. Кулаковского.

На очереди следующий шаг в процессе модернизации якутской системы Домов культуры – запуск Интернет-портала «Биир Ситим» и внедрение в практику подготовленной методики модернизации существующих культурно-досуговых учреждений на базе типовых ДК, а также нового проекта повторного использования для строительства в тех населенных пунктах, где ДК отсутствуют или не могут быть реконструированы.
  • zooming
    1 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    2 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    3 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    4 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    5 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. План-схема
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    6 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. План 2 этажа
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    7 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. План -1 этажа
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    8 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. План 1 этажа
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    9 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. план 3 этажа
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    10 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Разрез 1-1
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    11 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Разрез 2-2
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    12 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Разрез А-А
    © Высота, АБ Baza14
  • zooming
    13 / 13
    Дом дружбы народов им. А.Е Кулакова. Разрез Б-Б
    © Высота, АБ Baza14

28 Октября 2021

Похожие статьи
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Платан и фонтан
Кафе-терраса в сочинском парке «Ривьера» стремится раствориться в окружающей его буйной растительности: деревья растут сквозь перекрытия, в конструктиве предусмотрены отсеки для высадки растений, а панорамные окна истончают границы пространств.
В гостях у Фрэнка
Интерьеры лобби башен комплекса «Павелецкая сити» посвящены легендам американского кинематографа. Чтобы воссоздать атмосферу голливудской роскоши, бюро Олега Клодта обратилось к приемам ар-деко, фактурным материалам и арт-объектам.
Лучи пустыни
В Дубае по проекту бюро IND architects планируют построить школу, рассчитанную на 1750 учеников. Архитекторы учли локальные особенности, предложили «лучевую» планировку и пространства, в которых детям будет комфортно находиться на протяжении всего дня.
Сад Памяти
Сад Памяти – ландшафтное продолжение экспозиции Музея Истории ГУЛАГа. В основе его планировки – идея пути к свету через трудности памяти и опыта. Пустовавший ранее технический двор стал оживленным пространством для культурной программы музея и знакомства с историческими фактами. Рассказ о проекте – от автора.
Смотровая вышка
Дом в Красной поляне, спроектированный екатеринбургским бюро Марии Демидовой, занимает очень узкий участок. Архитекторы вытянули объем вверх и добавили террасы, тем самым раскрыв виды на горы и освободив место для патио и бассейна.
Хибинская сокровищница
Модернистское здание библиотеки в Апатитах после реконструкции превратилось в серьезный культурный центр: внутри экспонируется современное искусство, проходят концерты и мастер-классы. Один из участников проекта – телеведущий и коллекционер Андрей Малахов. Интерьерную концепцию разработала студия «Точка дизайна».
Дорога к храму
По гранту Конкурса Малых городов в селе Николо-Березовка рядом с Нефтекамском благоустроена главная улица и территория у храма. Консорциум APRELarchitects и «Новая земля» превращает село в музей под открытым небом, а также интегрирует руинированные постройки в общественную жизнь.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.