Сокольники: ковер из кирпича

Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.

mainImg
Пару месяцев назад Москомархитектуры показал проект благоустройства Сокольнической площади – пути от выхода из станции метро Сокольники ко входу в одноименный парк. Показал, и спрятал, потому что мы увидели лишь несколько очень привлекательных рендеров, а архитекторы почти не отвечали на вопросы, им было нельзя. И вот теперь стало можно: Megabudka опубликовали подробный рассказ на своей странице fb и чуть менее подробный на сайте. Так что теперь все всё могут узнать. Ну что же, рассмотрим.
Границы проектирования. Сокольническая площадь
© Megabudka

Прежде всего новое благоустройство понадобилось не исходя из абстрактных планов по украшению города, а потому что на площади сооружают станцию «Сокольники» Большого кольца московского метро. Ее рабочее название «Стромынка», проект, победивший в конкурсе и реализуемый сейчас, разработан MAParchitects. Строят открытым способом прямо под Сокольнической площадью, иными словами, площади, которую архитекторы предпочитают называть бульваром, пока что временно не существует, всё раскопано. Строители увезли оттуда и обещали сохранить 221 одну липу; архитекторы не верят в возможность пересадки деревьев «столь почтенного возраста», но считают липы важной частью идентичности места, и в любом случае предлагают восстановить четыре аллеи, высадив как можно больше деревьев высотой 5-7 метров, т.е. достаточно больших, надо думать примерно таких, какие «Стрелка» высадила на Садовом кольце, может быть, чуть меньше, но не тонких саженцев.

Спланировать аллеи оказалось не просто: часть места занята венткиосками будущей станции метро, нормативный отступ от которых – 25 м – преодолим через спец-тех-условия, но базовый отступ от фундаментов шириной 5 м все равно остается. Примерно посередине бульвара новая станция метро из-за неглубокого залегания подходит к поверхности так близко, что деревья в этом месте посадить тоже нельзя – в итоге в нескольких местах в липовых аллеях образовались лакуны. Но даже их архитекторы смогли несколько уменьшить, приподняв там, где это потребовалось, деревья на полметра над мощением.
  • zooming
    1 / 7
    Места расположения венткиосков и туалетаи необходимые отступы. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    2 / 7
    Проект посадки дерева в уровне мощения и в приподнятый газон. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 7
    План с учетом подземных конструкций метро. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 7
    Подземные коммуникации. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    5 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    6 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    7 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka

Для того, чтобы уместить четыре ряда деревьев и устроить дополнительные проходы, которые расширили пешеходную часть бульвара с 16 до 22 м, архитекторы предложили для крайних боковых рядов приподнятый ступенчатый газон-горку с волнистым краем и скамейками в основании. Он должен располагать к отдыху и прогулкам: если по центральной аллее можно пробежаться в нужном направлении, то здесь – брести, разглядывая растения (их состав еще не определен) и присаживаясь на скамейки.
  • zooming
    1 / 7
    Скамейки и ступенчатые клумбы. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    2 / 7
    Распределение центрального пешеходного потока и озеленения по краям. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 7
    Дополнительные аллеи. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 7
    Скамейки. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    5 / 7
    Форма клумб-скамеек внешнего контура. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    6 / 7
    Скамейки при клумбах внешнего контура. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    7 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka

В боковых аллеях, действительно, образуется своеобразное «парковое» пространство, насыщенное и располагающее к размеренному созерцанию.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Фонари выбрали похожие на те, которые были на площади в послевоенное время, но дополнили их «развесистыми» дугообразными.
  • zooming
    1 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    2 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    5 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka

Но, безусловно, главный, самый пластичный элемент проекта, то что делает его заметным и ярким, и что ни в коем случае не хочется потерять в процессе московской реализации – это мощение красным клинкером.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Архитекторы «Мегабудки» набросили его на площадь как подобие ковра, окутав кирпичом не только землю под ногами, но и будки венткамер, и объем туалета. На земле будет крупный полнотелый клинкер, на вертикальных поверхностях похожая на него клинкерная плитка, но важно лишь, что выглядеть они должны единообразно – как будто поверхность вспучилась и стволы необходимых объемов выросли, как грибы из-под асфальта, в той лишь разницей, что «ковер» очень лоялен к формам, облегает их аккуратно, безо всяких сладок и сломов. Очень интересный эффект, пространство обещает быть вполне футуристическим, своего рода кирпичной скульптурой, теплой, из-за кирпича по-своему консервативной, но привлекательной прежде всего свежестью формы, основанной на перетекании мостовой в стены.

Это главный сюжет, авторы подошли в нему максимально тщательно. Прорисовали варианты кладки кирпича, оговорившись, что пестро не будет, потому что тон – единый красный. Привели в пример кирпичное мощение «в елочку», восходящее к XIX веку и найденное на московских улицах в процессе работ по реновации. Перечислили известные здания из красного кирпича, в округе их много, сто лет назад она была промышленной, начиная со знаменитой каланчи. Подписали с авторами проекта станции «Стромынка», MAParchitects, договоренность, в которой те признали целостное решение бульвара и отдали форму венткиосков на усмотрение коллег из Megabudka. И наконец, привели главное знаковое обоснование – ветка метро-то «красная».
  • zooming
    1 / 4
    Примеры кирпичного мощения XIX века в Москве, найденные в процессе реновации
    Предоставлено Megabudka
  • zooming
    2 / 4
    Форма дополнительных объемов: венткиоски и общественный туалет. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 4
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 4
    Рисунок мощения. Сокольническая площадь
    © Megabudka

Перечислили достоинства клинкера: не бьется, сами кололи в мастерской, с трудом раскололи, от отличие от бетонной плитки; влагоустойчив, красив. Нарисовали эффектный вид широкой главной аллеи, где кирпич блестит под ногами, переливаясь как закатное небо.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Почему я тут дважды повторяю про «не хочется потерять».

Дело в том, что на «Активном гражданине» открыто голосование, которое предлагает выбрать между кирпичным мощением и тремя вариантами «бежевой плитки», нарисованными по нисходящей к варианту, где венткиоски вообще не декорируются. Превосходство первой версии вроде бы очевидно, но уже под статьей архитекторов, где все описано еще подробнее, чем здесь, развернулась нешуточная битва – есть жители Сокольников, которые предпочитают «сделать все как было», вот прямо до зеленых заборчиков по бокам. Так вот, хотелось бы призвать читателей голосовать за первый вариант. Честное слово, он намного лучше и только он даст интересную площадь – произведение искусства, – вместо стандартного благоустройства, которого в городе уже и так немало.

Увы, кое-что проект уже потерял в процессе доработки. К примеру, фонтан на выходе из павильона метро.
Фонтан. Отменен. Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Или качели. Не знаю, какому снобу не нравятся качели на Триумфальной, но позволю заметить – заняты они постоянно. Ну почему без качелей? Нет ответа.
zooming
Качели. Отменены
© Megabudka

Сейчас также, по-видимому, идет обсуждение транспортной схемы: ее более ранний вариант предполагал меньше парковок и остановки общественного транспорта на внутреннем контуре площади, что безопаснее.
Первоначальная транспортная схема, с меньшим количеством парковок и остановками общественного транспорта на внутреннем контуре площади. Сокольническая площадь
© Megabudka
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

И наконец, проект потерял часть функций, первоначальная программа была более насыщенной.
Первоначальная схема функций; сокращена. Сокольническая площадь
© Megabudka

Почему-то отменили даже предложенные поначалу внешние писсуары, удобный элемент городского благоустройства, антивандальный, позволяющий сохранить город чистым. Тут уже хочется сказать что-то словами профессора Преображенского, но не будем.
Сокольническая площадь
© Megabudka

Лучше покажем еще пару видов «кирпичной» площади и напомним, где в Москве можно найти мостовые из красного клинкера – вокруг домов Сергея Скуратова на улице Бурденко и в Тессинском переулке. Там можно пройтись и почувствовать, как оно ощущается под ногами.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

10 Февраля 2020

Похожие статьи
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.