Город архитектурных чудачеств

Во вторник в пресс-центре «РИА Новости» состоялся круглый стол, посвященный проблеме московского архитектурного наследия. Эту инициативу спровоцировал ряд недавних событий: открытие нового «Военторга», скандал с надстройкой дома Пастернака, нелепая история «подкопа» под Кремль рядом с Заиконоспасским монастырем, заявление столичного правительства о скором окончании реконструкции гостиницы «Москва», а также грозящая перестройка ансамбля Провиантских складов

mainImg

Заявленная РИА новости встреча власти и общественности состоялась не в полной мере, поскольку от лица власти была лишь заместитель руководителя управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства Росохранкультуры Светлана Жданова. Все остальные были общественностью – Евгений Асс, Юрий Аввакумов, Давид Саркисян, Андрей Бильжо. Позицию общественности, занятой защитой наследия, представили Рустам Рахматуллин, Клементина Сесил и Марина Хрусталева, а мнение «широкой и неискушенной», хотя тоже заинтересованной в сохранении наследия общественности озвучил руководитель проекта «Москва, которой нет» Адриан Крупчанский. Так что вместо конструктивного диалога получилась интересная дискуссия, участники которой в конечном счете разделились на пессимистов и оптимистов в вопросе возможного паритета общества и власти на предмет архитектурного облика столицы.

Дискуссию начал Давид Саркисян, сразу подчеркнув ее своевременность и обоснованность, поскольку, по его словам, количественные изменения в облике Москвы настолько наросли, что переходят уже в качественные. В этом директор Музея архитектуры лишний раз убедился, пока шел на пресс-конференцию от Воздвиженки до Зубовского бульвара: «У нас город наполовину заменен на отдельные версии, копии и фантазии, т.е. наше время просто стирает его и заменяет на какое-то придуманное представление о прошлом».

Общественность при этом не молчит, а активно действует, заметил Саркисян, указав на присутствовавших на круглом столе Адриана Крупчанского и Клементину Сесил, члена Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), да и власть в лице Москомнаследия – сказал директор Музея архитектуры, это «наши союзники, а не враги», так в чем же дело, откуда появляется «Военторг», хуже и уродливей которого, уверен Давид Саркисян – «ничего и придумать нельзя, который воплощает собой вообще «предел» возможного… Они думают, что так лучше – сломать старый дом и построить новенькую копию…».

Отсутствие авторитета специалиста в этом деле приводит к фатальным ошибкам, считает Светлана Жданова. Проблему можно обозвать и «неправильным вкусом власти», о чем говорил в своем выступлении Евгений Асс, и даже произволом, как отметил Юрий Аввакумов, когда власть вместо архитекторов сама проектирует и корректирует  проекты. Суть не меняется: реставраторы, по словам Светланы Ждановой, по-прежнему не имеют серьезного авторитета, который «слышали бы» чиновники, законодатель не опирается на профессионалов, и архитектура продолжает обслуживать строительство, как у нас исторически сложилось.

В число важных проблем с наследием, по мнению Светланы Ждановой, входит «запущенность» этого вопроса, десятилетиями, а то и столетиями не решавшегося, что вызывает естественное желание «быстрее привести все в порядок». Второе, это вопрос с новым законодательством, которое появилось в 2002-м, но все еще не действует из-за отсутствия подзаконных актов. В градостроительном кодексе, по словам Светланы Ждановой, даже нет такого понятия как реставрация. «На наследии сегодня зарабатывают все – считает представитель Росохранкультуры – у нас оно превратилось в «разменную монету».

Обсуждение проблемы размытости критериев и нечеткости законодательства поддержал Рустам Рахматуллин. Хотя в целом государство, по его мнению, все больше оказывается на стороне защитников наследия, по-прежнему из-за расплывшихся формулировок в законе возникает «поле для манипуляций». В качестве примера Рахматуллин указал на соседние с пресс-центром «РИА Новости» Провиантские склады, вокруг проекта реконструкции которых на последнем общественном совете развернулась нешуточная борьба. По плану мэрии они должны быть перекрыты стеклянной крышей. «Есть запрет на капительное строительство и одновременно есть разрешение на приспособление памятников», – пояснил Рахматуллин. Является ли капитальным строительством крыша над внутренним двором, в законе не уточняется.

Особая тяга московской мэрии к перекрытию пространств исторических памятников грозит, по мнению Рустама Рахматуллина, не только утратой их аутентичности, но и исчезновением городского пространства, куда можно прийти свободно и бесплатно в режиме прогулки. Если главный фасад памятника оказывается во дворе, как в случае с Монетным двором XVII века (его решено отдать Историческому музею и перекрыть) – тогда оказывается, что при реконструкции его исключают из нашего свободного доступа, хотя «общественным пространством» по билетам он по-прежнему остается.

Рустам Рахматуллин обратил внимание и на то, что пресловутые «крыши» часто предлагают класть «культурные организации» – в ближайшем будущем Консерватория может перекрыть усадьбу, где располагается Рахманиновский зал, ГТГ инициирует снос дома 10 по Кадашевской набережной, которая, по словам Рахматуллина, расчищается от последних остатков подлинной старины ради развития Третьяковки. А открыл эпопею с «крышами» литературный музей Пушкина, снеся при этом уникальные ворота по Хрущевскому переулку.

Третья проблема в этом контексте связана, по мнению Рахматуллина, с такими крупномасштабными событиями, как перекрытие Гостиного двора, Хлебного дома в Царицыно и достройка Большого дворца, в которых существовавшие ранее тенденции приняли угрожающий масштаб. Рустам Рахматуллин назвал их «любимыми проектами мэра»: «Они, как правило, царские, посвящены памятникам монументальным и самым величественным, и здесь оказываются возможными законодательные манипуляции». Но не только власть, но и отсутствие солидарности в реставрационном сообществе угрожают наследию, считает Рахматуллин: «Проектировщики разделились на тех, кто обслуживает власть и тех, кто никогда не будет этого делать. Я бы инициировал индивидуальную ратификацию Венецианской хартии, запрещающую то, что в последнее время делают некоторые архитекторы».

Несколько иначе взглянул на проблему Евгений Асс, увидев корень зла в «чудовищном инвестиционном прессинге», который испытывает Москва. По мнению Асса, очевидно, чьи интересы в данном случае отстаивает власть – инвестора, а не города. Существует еще и проблема так называемого «вкуса власти», который поддерживает сложившийся «климат», хотя, по мнению Евгения Асса, «у власти не должно быть вкуса вообще. Когда говорят, что у Лужкова и Ресина такой вкус – меня это пугает». Общественность из этого процесса просто напросто исключается в силу отсутствия в городе гражданского общества, считает Евгений Асс. Существует ЭКОС, но он «фактически стал инструментом манипуляции городского правительства. Такие конкретные случаи, как «Военторг», вообще на ЭКОС не выносились». 

Евгений Асс был полностью солидарен с Рустамом Рахматуллиным по поводу роли Венецианской хартии в вопросе с наследием, где четко прописано, что архитекторы не  должны воспроизводить исторический памятник, иначе, по словам Асса, это становится инструментом бизнеса: «А дальше появляются такие «украшения города», как Царицыно – это фантастика, история достойная Замятина, постройка наконец-то памятника Баженова и Казакова! Власть приватизировала историю и может разбираться с ней так, как нужно». А архитекторы ей в этом не противоречат. «Когда предлагают большие деньги, это сложный нравственный вызов», считает Евгений Асс, хотя в собственной реставрационной практике в Нижнем Новгороде он строго придерживается положений хартии.

Более резок в своем выступлении был Юрий Аввакумов, который назвал сложившуюся ситуацию с наследием следствием профессионального невежества и культурного хамства. Примером первого является Гостиный двор, пространство которого, по словам Аввакумова, больше городу не принадлежит, хотя задумывалось все как раз наоборот. Гостиный двор вместо площади стал зданием, причем всего на 2500 тыс. человек, хотя «размеры его равны площади Сан марко в Венеции, которую перекрыть никому в голову не приходило». С архитекторов Юрий Аввакумов отчасти снимает ответственность, поскольку, по его словам, «они не имеют возможности исправлять систему».

Ближе к завершению дискуссии ее участники коснулись самых острых памятников – гостиницы «Москва», «Военторга», Провиантских складов и ЦДХ. В случае с гостиницей, считает Давид Саркисян, жальче всего ее великолепные интерьеры: «они гибнут в России с дикой скоростью. Что до ее внешнего вида, то обещали, что она будет похожа на прежнюю, хотя как это возможно при другой высоте этажей, непонятно – на вид теперь желтенькая, и добавили коричневого». С «Военторгом», на взгляд Саркисяна, все гораздо хуже: «Он убил всю градостроительную округу. Рядом стоит свадебный дом Параши Жемчуговой, чудесный ампирный особнячок, который сейчас как жалкая серенькая будочка, которую тоже пора будет вскоре «менять». Я бы поступил с «Военторгом» так – отрезал бы верхушку и все, что там выросло – мансарду, купол…».

Чудовищными назвал Юрий Аввакумов проекты по двум другим известным объектам – ЦДХ и Провиантским складам. «Ансамбль из нескольких сооружений предлагают перекрыть, – не перестает удивляться Юрий Аввакумов по поводу творения Стасова, –  перекройте Парфенон тогда, от осадков будет охранять…». Проект «Апельсин» на месте ЦДХ нельзя назвать ничем иным как капризом – считает Евгений Асс, причем «капризом, который превращается в сложную градостроительную и социальную проблему». «Это будет национальный позор, – заявил Давид Саркисян, мы закрываем национальную галерею и делаем офисный центр, в который она будет включена! В городе, который мы оставим сейчас, будет много причуд, архитектурных чудачеств, причем неудачных. И если напротив Кремля будет стоять символ «оранжевой революции», то его никто не поймет, и выглядеть это будет довольно нелепо».

«Больной скорее мертв, чем жив», – констатировал ситуацию с наследием Андрей Бильжо, по профессии психиатр. Болезнь, одолевшая столичных инвесторов, власти и некоторых архитекторов называется «строительная шизофрения». Бильжо охарактеризовал ее такими признаками как булемия – отсутствие насыщения, агрессия и, в конечном счете, летальный исход. Не все участники дискуссии, правда, разделили столь глубокий пессимизм. Проект «Москва которой нет», по словам Адриана Крупчанского, «надеется сломить пассивное сопротивление чиновников Москомнаследия». Сейчас основой  задачей является обнародование списка памятников, находящихся в процессе рассмотрения, поскольку заявок туда поступило уже больше тысячи, а вот дальнейший путь их для общественности большой секрет.  

По словам Марины Хрусталевой (MAPS) выход из сложившейся ситуации с наследием все же возможен – стоит, хотя бы, обратиться к опыту Европы, где давно уже существует практика вложения капитала в реставрацию памятника с расчетом не на короткие деньги, а лет на 30-50, что в итоге все равно себя окупает. Московские же инвесторы пока рассчитывают на быстрые деньги.

Очередной разговор о наследии резюмировал самые громкие «дела» последних месяцев – начиная от Апельсина и заканчивая Военторгом. В перспективе – Провиантские склады. За них только взялись. Что-то с ними будет? Ведь диалог общественности / власти / инвесторов – это такой странный диалог. Он то налаживается, то обратно разлаживается. Вот между собой общественность, если ее представители в общем и целом сходятся, способна продуктивно обсудить проблему. И то хорошо. Во всяком случае, очевидно, что мы отмечаем веху в процессе уничтожения московского наследия: сданы громкие новоделы (полгода как сдают); объявлено о будущих разрушениях; а диалог – он вроде бы налаживается.

Слева: Рустам Рахматуллин, Клементина Сесил, Светлана Жданова, Евгений Асс, Андрей Бильжо, Давид Саркисян. Фото: Наталья Коряковская
Давид Саркисян и Адриан Крупчанский
Светлана Жданова
Евгений Асс и Андрей Бильжо

13 Августа 2008

Пресса: Жест отчаяния
Ожесточенные дебаты вокруг судеб архитектурного наследия Санкт-Петербурга, с одной стороны, и собственно московская новостная лента – от состоявшегося открытия «Военторга» и объявленного – гостиницы «Москва» до несанкционированных подземных работ под Заиконоспасским монастырем и возможной перестройки Провиантских складов, с другой, пришедшиеся на летние месяцы, вызвали очередной вал общественной критики, мишенью которой стали московские власти, девелоперы и – заодно с ними – архитекторы. В середине августа прошла пресс-конференция на тему «Архитектурное наследие Москвы: точка невозврата», собравшая архитекторов, охранителей, историков, журналистов, музейных работников и др.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.