Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

Семь часовен

Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.

0 Придорожные часовни – традиционный тип религиозного сооружения, часто скромный, но важный: это не только знак благочестия построившего его человека или общины, но и ориентир для путников, сохранявший важность вплоть до появления навигаторов, а в иных случаях – до сих пор.
 
В окрестностях города Диллинген-ан-дер-Донау в Швабии, на юго-западе Германии, фонд Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung решил продолжить эту линию в современном ключе. По замыслу специалиста по охране наследия и заместителя директора этого фонда Петера Фассля (Peter Fassl), семи архитекторам было поручено построить в долине Дуная по такой часовне.
 
Единственными условиями были выбор материала – дерево – и присутствие в проекте креста, но как именно он использован, оставалось на усмотрение авторов, – как и конкретное расположение часовни. Все эти сооружения находятся на велосипедных маршрутах вдоль Дунайского велопути и предназначены для велотуристов: внутри часовни или рядом с ней те могут отдохнуть, укрыться от непогоды, поразмышлять. По идее фонда, с появлением электрического личного транспорта эти маршруты станут еще популярнее, а часовни – еще более востребованными.
 
Продуман и кольцевой маршрут, объединяющий все семь часовен: он охватывает 130 км и намеренно проведен по лугам и лесам, мимо городов и сел – чтобы путешественники могли отдохнуть от повседневной суеты.
 
Выбор дерева как материала связан с тем, что основатели фонда, чета Денцель, была до выхода на пенсию предпринимателями в деревообрабатывающей отрасли. Но, конечно, не менее важна экологичность и долговечность древесины, легкость ремонта построек из нее.
 
Возведение часовен, которые открывались одна за другой с 2018-го по конец 2020 года, и их содержание полностью оплачивается фондом. Бюджет каждой постройки составил 100 000 евро. Все часовни были освящены по экуменическому обряду. Сайт проекта – 7kapellen.de.
 
 
Часовня Гундельфинген
Архитектор Ханс Энгель (Hans Engel)

 
Первая по времени появления, эта часовня задумана как крестообразный в плане «древнеримский» храм из лиственницы. Стены ее сделаны из стекла, на которое нанесены цитаты из религиозных и философских текстов (графический дизайнер Габи Фишер, Gabi Fischer), а наверху подвешены цветные стеклянные диски с вписанным крестом (художник Анита Рист-Гайгер, Anita Rist-Geiger).
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung

 
Часовня Унтерлицхайм
Архитектор Джон Поусон (John Pawson)

 
Похожая издали на штабель бревен, часовня британского архитектора-минималиста кажется совершенно естественным сооружением на опушке леса. В намеренно затесненном интерьере нет ничего, кроме скамьи вдоль одной стены, обычного окна и проема-креста, закрытого золотистым стеклом.
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Процесс строительства
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Процесс строительства
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung

 
Часовня Эмерзакер
Архитектор Вильгельм Хубер (Wilhelm Huber)

 
Часовня напоминает направленный в небо перст, хотя сам автор сравнивает ее с пнем, который с годами сольется с лесным окружением. Свет проникает в белый интерьер через синий абстрактный витраж наверху (автор Херберт Копп, Herbert Kopp). Простой металлический крест создан по эскизу самого Хубера.
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung

 
Часовня Обербехинген
Архитектор Франк Латке (Frank Lattke)

 
Часовня стоит среди полей, во все стороны открываются панорамные виды, а от Швабских Альп плывут живописные облака. Свет проникает внутрь сквозь решетчатую стену. Напоминающий абстрактную скульптуру металлический крест (автор Герольд Заутер, Gerold M. Sauter) вписан в восточный угол, выделенный высокими окнами сложного профиля.
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
В процессе строительства
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung

 
Часовня Людвигсшвайге
Архитектор Ален Яшаревич (Alen Jasarevic)

 
Обшитая гонтом часовня повторяет форму сложенных в молитве рук. Треугольная дверь ведет в освещенный сверху интерьер. Металлический крест укреплен на фоне этого окна в вершине постройки.
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung

 
Часовня Кессельостхайм
Архитектор Фолькер Штааб, Staab Architekten

 
Часовня-башня стоит на склоне над деревней и заметна издалека. Квадрат 4х4 м в плане, 14-метровое здание обшито снаружи горизонтальными ламелями. Свет, как и в большинстве остальных часовен, проникает в интерьер сверху, через квадратное окно во всю площадь башни, и крест помещен сразу под ним.
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung

 
Часовня Обертюрхайм
Архитектор Кристоф Мэклер (Christoph Mäckler)

 
Часовня завершила собой проект: ее достроили к Рождеству 2020 года. С одной стороны, она кажется традиционной постройкой, с другой – 12-метровая высота напоминает не о сельской часовенке, а об эпохе готики: соотношение высоты и площади у нее 4:1, в то время как у Кёльнского собора – 3,6:1. Продольные стены усеяны квадратными окнами из синего стекла, а на западной стене крестообразный проем забран золотистым стеклом, как будто снаружи горит вечный закат.
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung
Фото: Eckhart Matthäus © Siegfried und Elfriede Denzel Stiftung

18 Апреля 2021

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
Дом-гнездо
Шведский производитель спортивных электрокаров Polestar реализовал «концептуальную» модель домика на дереве, которая может сделать отдых на природе более экологичным.
Коридор над водой
Деревянный мост, спроектированный бюро LUO studio, соединил две части водного курорта «Береговая линия Гулоу». Его защищенное металлическими пластинами внутреннее пространство носит торжественный, почти сакральный характер.
Деревянные новации
Консорциум во главе с BIG победил в конкурсе на проект нового пирса аэропорта Цюриха. Большую часть сооружения выстроят из дерева.
Инновации продолжаются
На месте выставочного комплекса Экспо-2015 в Милане строится район MIND. Одной из ключевых его точек станет Центр инноваций по проекту бюро OBR.
Дом для школы
При проектировании школы во французской деревушке бюро HEMAA и Hesters-Oyon использовали в качестве прототипа традиционный для Бретани и Нормандии тип длинного сельского дома.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Балтийский эскапизм
Успевший стать знаменитым спа-комплекс в Янтарном расширяется – рядом появятся гостевые домики, придуманные в коллаборации с норвежцем Рейульфом Рамстадом.
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
По образцу шапито
Культурный центр по проекту K architectures рядом с городом Безье на юге Франции заключен в трех напоминающих цирковые шатры павильонах.
Береговые перископы
Архитекторы из Сантьяго-де-Чили Фелипе Кроксатто и Николас Опасо построили два крошечных домика для отдыха с видом на океанский прибой, скалистый остров, колонию морских львов и яркие крылья кайтов.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Черный лес
Небольшое помещение инфоцентра от бюро NOYD не просто знакомит посетителя с историей бывшего расстрельного полигона, но и вызывает глубокий эмоциональный отклик.
Тундра на крыше
Комплекс Living Landscape по проекту бюро Jakob+MacFarlane задуман как самое большое деревянное сооружение Исландии и «инструмент» для регенерации ее экосистем.
Минус дает плюс
«Углеродно негативный» культурный центр в Шеллефтео на севере Швеции построен из местного дерева, включая 20-этажный гостиничный корпус. Авторы проекта – бюро White.
Технологии и материалы
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Белые кровли
Офис продаж для жилого комплекса в Ухани в будущем превратится в детский сад для его обитателей. Архитекторы Atelier Xi заложили в свой проект оба варианта использования, чтобы не тратить ресурсы на снос и новое строительство.
Сохраняя историю Чистых прудов
Как сделать клубный дом комфортным, отвечающим требованиям дорогого современного жилья в центре города, сохранив максимум от подлинного здания 1915 года? Илья Уткин вместе с компанией Sminex решили этот ребус для Потаповского переулка, 5 – изучаем, как именно.
Яркий купаж
Винный бар в культурно-деловом кластере «Басманный двор», идеи для которого архитекторы позаимствовали у модернистской курортной архитектуры, добавив сочные цвета и винтажную мебель.
Звезды для Подмосковья
Выбрали 6 самых «звездных» и примечательных проектов Московской области из показанных на стенде «Зодчества» и рассматриваем их. Лидируют образовательные учреждения.
Спорт за окном
Скейт-площадка для линейного парка от XSA Ramps: профессиональный и любительский спорт, зрелищность и альтернативные сценарии досуга как часть благоустройства территорий жилых массивов.
Дом-гнездо
Шведский производитель спортивных электрокаров Polestar реализовал «концептуальную» модель домика на дереве, которая может сделать отдых на природе более экологичным.
Жизнь в лесу
Комплекс апартаментов в Рощино от бюро GAFA по своему устройству напоминает глэмпинг: жильцы наслаждаются нетронутой природой карельского перешейка, при этом располагают городскими удобствами и возможностями для общественной жизни.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.