Один памятник вместо другого

Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.

mainImg
Снос Пенсильванского вокзала, грандиозного сооружения 1910 года архитекторов McKim, Mead & White, стал в 1960-е причиной создания Нью-Йоркской комиссии по охране памятников (New York City Landmarks Preservation Commission), во многом изменив ментальность горожан, до того относившихся к регулярным сносам равнодушно, как к неизбежному знаку обновления. На месте вокзала в стиле бозар построили знаменитую арену «Мэдисон-сквер-гарден», а вся железнодорожная программа оказалась под землей, включая первоначальные 9 платформ и 17 путей.
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Lucas Blair Simpson © SOM

Эта новая Пенн-стейшн редко упоминается в архитектурных текстах без эпитетов «тесная» и «темная», особенно по сравнению с роскошными пространствами старой, вдохновленной термами Каракаллы. Отдельной проблемой стало то, что подземный вокзал рассчитан на 200 000 человек в день, т. к. в 1960-е популярность железнодорожного транспорта по многим причинам упала, и снижение вместимости сочли разумным, но пассажиропоток с тех пор постоянно рос, превысив в 2010-е годы 600 000 в сутки. Это создавало особые сложности и даже небезопасную давку в час-пик.
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Lucas Blair Simpson © SOM

Решение проблемы предложил сенатор Доминик Мойнихан. Рядом с вокзалом в 1913 по проекту тех же McKim, Mead & White, был построен вместительный почтамт, который к концу XX века опустел на 95% – для доставки посылок и писем уже не использовали поезда, заменив их грузовиками, которым не нужно было здание в центре города. Почтамт расположен над подземными платформами Пенн-стейшн, поэтому логичным было превратить его в «реинкарнацию» вокзала 1910 года. Проект в конце 1990-х был поручен SOM, но реализация его шла непросто, поэтому первая, небольшая очередь открылась в 2017, а основная часть, зал Мойнихана, названный в честь уже покойного идейного вдохновителя этого плана, заработал для пассажиров только 1 января этого года.
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Lucas Blair Simpson © SOM

Вокзальным пространством служит бывший сортировочный «цех» почтамта. Архитекторы с помощью немецких инженеров schlaich bergermann partner перекрыли его стеклянными сводами на тросах и жестких стальных конструкциях. Опираются они на три исторические фермы, скрывавшиеся ранее в кровле почтамта, но теперь открытые взгляду. По краям стеклянные панели (всего их 500) утолщаются, чтобы выдержать нагрузку, а по центру каждого свода стекло тоньше, площадь его больше – чтобы пропускать максимум света, который теперь проникает и под землю, к поездам. Именно таким, со светопрозрачной кровлей и солнечными лучами на подземных платформах, был вокзал 1910 года, поэтому авторы проекта говорят о «возращении» естественного освещения.
  • zooming
    1 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    2 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Lucas Blair Simpson © SOM
  • zooming
    3 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Lucas Blair Simpson © SOM
  • zooming
    4 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Lucas Blair Simpson © SOM
  • zooming
    5 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    6 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    7 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    8 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    9 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    10 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    11 / 11
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development

Почтамт обладает эффектным портиком, то есть у вокзала вновь есть парадный вход – наряду с несколькими другими. В интерьере широко использовали характерный для Нью-Йорка рубежа веков известняк – «теннессийский мрамор», чтобы обеспечить преемственность. Кроме собственно зала под стеклянными сводами, с напоминающими об традиционных часами авторства Pennoyer Architects, проект включает в себя зоны ожидания, билетные кассы и информационные киоски, фуд-корт, представительства железнодорожных компаний (их дизайном занимались другие бюро): все это значительно облегчает жизнь пассажирам, хотя большая на 50% площадь, свет и интуитивно понятная планировка – все же самое важное.
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development

Не забыли об искусстве: для зала Мойнихана поработали, в частности, скандинавские художники Элмгрин и Драгсет, создав на удивление нейтральную для них потолочную инсталляцию «Улей».
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Lucas Blair Simpson © SOM

Финансирование проекта (он обошелся примерно в 1,5 млрд долларов) частично обеспечили офисы для Facebook и железнодорожной компании Amtrak, магазины и рестораны. Когда появилась первая Пенн-стейшн, эта часть Манхэттена была во многом промышленной, но в наши дни, с реализацией масштабных проектов Hudson Yards и Manhattan West, обновленный вокзал, считающийся крупнейшим транспортным узлом Северного полушария, приобретает и «районное» значение общественного центра, считают архитекторы.
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    1 / 6
    Элмгрин и Драгсет. «Улей» (2020). Нержавеющая сталь, алюминий, поликарбонат, светодиодные лампы, лак. По заказу Empire State Development совместно с Public Art Fund для зала Мойнихана.
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development & Public Art Fund, NY
  • zooming
    2 / 6
    Элмгрин и Драгсет. «Улей» (2020). Нержавеющая сталь, алюминий, поликарбонат, светодиодные лампы, лак. По заказу Empire State Development совместно с Public Art Fund для зала Мойнихана.
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development & Public Art Fund, NY
  • zooming
    3 / 6
    Элмгрин и Драгсет. «Улей» (2020). Нержавеющая сталь, алюминий, поликарбонат, светодиодные лампы, лак. По заказу Empire State Development совместно с Public Art Fund для зала Мойнихана.
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development & Public Art Fund, NY
  • zooming
    4 / 6
    Элмгрин и Драгсет. «Улей» (2020). Нержавеющая сталь, алюминий, поликарбонат, светодиодные лампы, лак. По заказу Empire State Development совместно с Public Art Fund для зала Мойнихана.
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development & Public Art Fund, NY
  • zooming
    5 / 6
    Элмгрин и Драгсет. «Улей» (2020). Нержавеющая сталь, алюминий, поликарбонат, светодиодные лампы, лак. По заказу Empire State Development совместно с Public Art Fund для зала Мойнихана.
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development & Public Art Fund, NY
  • zooming
    6 / 6
    Элмгрин и Драгсет. «Улей» (2020). Нержавеющая сталь, алюминий, поликарбонат, светодиодные лампы, лак. По заказу Empire State Development совместно с Public Art Fund для зала Мойнихана.
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development & Public Art Fund, NY
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Lucas Blair Simpson © SOM
  • zooming
    1 / 3
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    2 / 3
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    3 / 3
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    1 / 3
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    2 / 3
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    3 / 3
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    1 / 5
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    2 / 5
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    3 / 5
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    4 / 5
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    5 / 5
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    1 / 5
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    2 / 5
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    3 / 5
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    4 / 5
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    5 / 5
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    1 / 7
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    2 / 7
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    3 / 7
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    4 / 7
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    5 / 7
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    6 / 7
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
  • zooming
    7 / 7
    Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
    Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
Фото: Nicholas Knight, предоставлено Empire State Development
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
© Empire State Development, предоставлено SOM | Public Square
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
© SOM
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
© SOM
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
© SOM
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
© SOM
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
© SOM
Зал Мойнихана на Пенсильванском вокзале
© SOM

26 Января 2021

HOK: другие проекты
Деревянные новации
Консорциум во главе с BIG победил в конкурсе на проект нового пирса аэропорта Цюриха. Большую часть сооружения выстроят из дерева.
Еще один пирс
В Чикаго представлены проекты финалистов конкурса на проект реконструкции Флотского пирса на берегу озера Мичиган. На сегодняшний день это последний из череды планов обновления прогулочных пирсов в США и Великобритании.
От Биеннале к Олимпиаде
Директор Венецианской Архитектурной Биеннале-2006 Ричард Бердетт стал советником по дизайну Комитета по проведению Олимпийских Игр-2012 (ODA) в Лондоне.
Арена-кактус
В Аризоне открылся новый стадион местной футбольной команды «Кардиналс» по проекту Питера Айзенмана и бюро HOK.
Водный аэропорт
Близ третьего по величине города Японии Нагои открылся новый Международный аэропорт Центральной Японии (Centrair), расположенный в океане на искусственном острове площадью 470 га.
Похожие статьи
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.