Ковчег неутомимый. Биеннале Чипперфильда, часть первая

В среду для посетителей откроется венецианская биеннале архитектуры. Сейчас ее показывают журналистам в рамках традиционного предпросмотра, и мы начинаем наши заметки о биеннале – с рассказа в трех частях о центральной экспозиции куратора Дэвида Чипперфильда.

mainImg
Ты когда-нибудь видела, как рисуют множества? – Множества чего?
– А ничего, просто множества…
Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

Надо думать, что куратор Аарон Бецки в 2008 году глубоко травмировал архитектурную биеннале – уже второй раз лейтмотивом выставки становится возвращение к архитектуре. В интерпретации куратора нынешнего года Дэвида Чипперфильда главной задачей стало «заново убедить всех в существовании архитектурной культуры, творимой не отдельными гениями (читай: звездами), а сообществом с общей историей, общими амбициями, предпосылками и идеями». Следовательно куратор дал всем приглашенным участникам основной программы биеннале непростое задание: показать свое самое главное, найти глубинный смысл (чтобы было meaningfull). Иными словами, искать корни, идентифицировать источники и составные части своего вдохновения, ключевые идеи и образы, исходную материю их творчества. Для того, чтобы потом объединить найденные ответы и увидеть, каким образом они будут взаимодействовать на общем common ground, что в данном случае означает – в пространстве выставки.

Тема биеннале Common ground, подсказанная Чипперфильду профессором социологии Ричардом Сенеттом, уже в манифесте трактована неоднозначно и многослойно, предоставляя участникам большую свободу. Первый слой самый понятный – это общественные пространства. Но не простые publiс spaces в каких-нибудь офисах и супермаркетах, тут же оговаривается Чипперфильд, а «тончайшие полутона» между частным и общественным, результаты извечной борьбы индивидуального и общего. Вторая из предложенных в кураторском манифесте трактовок темы – взаимодействие архитектора со смежными профессиями («архитектура требует совместной работы» – пишет Чипперфильд). И наконец третий слой самый тонкий – культурный и исторический back-ground, который у всех у нас так или иначе common (общий).

Первый зал Кордери. Фотография Ю.Тарабариной
Первый зал Кордери. Фотография Ю.Тарабариной

При входе в Кордери нас встречает белая стена поперек пустоватого зала, каменный венецианский колодец перед ней и несколько маленьких, на первый взгляд подобранных совершенно произвольно, экспозиций: три простейших формальных сопоставления, сопровожденных короткими глубокомысленностями от Бернарда Чуми; посвященная Венеции выставка-газета с интервью местных жителей; и забавнейший «Памятник модернизму», «трехмерный коллаж» шедевров XX века (включая мельниковский клуб Русакова), придуманный архитектором Робертом Бурхартом в 2009 году для вполне определенного места в Берлине. Три маленьких (прямо скажем, далеко не самых значительных на этой биеннале) выставочных проекта не связаны между собой совершенно никак. Единственная связь между ними – общее пространство зала и написанное на стенке common ground. Они разные, эти проекты, но они сосуществуют и между ними неизбежно возникают какие-то связи.


Роберт Бурхарт. «Памятник модернизму», 2009, проект. Фотография Ю.Тарабариной

Этот странноватый первый зальчик на самом деле представляет собой самый ясный манифест всей выставки Чипперфильда. Дальше по Кордери будет то же самое: чередование, соседство и смесь крупного с мелким, зрелищного с информативным, формального с сюжетным, молодых архитекторов со старыми, безвестных индийских строителей со знаменитыми британскими звездами – список почти бесконечный. Куратор Дэвид Чипперфильд как будто бы задался целью собрать здесь спектр разнообразия архитектурного мира, по-видимому для того, чтобы всем вместе выплывать из очевидного кризиса архитектурной мысли. Ковчег, не иначе. Хотя бы по одному экземпляру каждой твари здесь найдется.


Надо сказать, что выглядит первый зал немного пугающе: похож на заштатную выставку, которой не хватило материала, чтобы удивить зрителя. Далее (за стенкой) следует строгий рад фотографий Томаса Струта, который не сразу избавляет зрителей от опасливого подозрения, что им тут и дальше по всей Кордери будут показывать только картинки в рамочках и картонные макетики. Но дело обстоит иначе: совершенно изумительные, если к ним присмотреться, фотографии Струта на самом деле составляют «стержень» всей кураторской экспозиции Арсенала – его выставка разбита на четыре части, которые потом встречаются в самых неожиданных местах. Она называется 'Unconscious places' (бессознательные места) и показывает виды «исторически сложившихся» городских пространств, коих, как известно, в мире большинство: начиная от окраинных улиц Петербурга периода эклектики, беспорядочных окраин Лима, и до жуткой многоэтажной застройки азиатских городов.

Томас Струт. ‘Unconscious places’. Фотография Ю.Тарабариной

Итак, выставка выстроена, на самом-то деле, очень ясно, даже классично: после короткого манифеста-вступления следует начало «стержневой» экспозиции. В следующем зале – сенсорный удар инсталляции Нормана Фостера: темное пространство, где на черном полу, заползая на фусты колонн Кордери, мельтешит проекция имен архитекторов от Гипподама до Айзенманна (следуя принципу многообразия там много имен малоизвестных). Имена архитекторов оказываются под ногами, как надгробные плиты смиренных аббатов в католических храмах. Правда в отличие от плит эти имена такие подвижные, что, если долго на них смотреть, закружится голова. Выше, на стенах, сопровожденные то волнами шума, то тишиной, мелькают фотографии, собранные в несколько тематических групп: революции (среди них украинский майдан и фемен), молитвы, руины, последствия катастроф, какие-то эффектные здания – визуальный ряд впечатляет и принуждает досмотреть. Этот зал, определенно – первый аккорд симфонии.


Зал Нормана Фостера. Фотография Ю. Тарабариной
Зал Нормана Фостера. Фотография Ю. Тарабариной

Подобное чередование: ярких эмоциональных залов, моно-залов одного объекта, и наконец, залов, почти что доверху набитых небольшими выставками – продолжается в Арсенале и дальше. Можно подумать, что Чипперфильд взял от биеннале Седзимы образные инсталляции, от биеннале Бецки объемные объекты, разбавил все это «обычными архитектурными» выставками – и заставил как участников, так и зрителей искать во всем этом смысл. Что неплохо, потому что заставил ведь думать. Выставка не очень-то развлекает (хотя и это есть, разнообразие ведь), она заставляет вчитываться и всматриваться, искать ключевое понятие и рассуждать о том, насколько оно раскрыто. В зале Фостера, например, раскрыто буквально: имена архитекторов сталкиваются и суетятся на общем полу-граунде. Но и не только, разумеется. Это очень цельная инсталляция включающая всех зрителей в общее (common) переживание звука и картинок.


За черным залом Фостера следует зал-коммуна нескольких участников: развернуто, с макетами показан кампус – штаб-квартира фармацевтической компании Новартис в швейцарском Базеле. Рядом миниатюрная персональная выставка 80-летнего швейцарского архитектора Луиджи Сноцци, «посвятившего сорок лет работе для общественного блага» и видеопроекция проекта «Путь пилигрима», в рамках которого  молодые мексиканские архитекторы создали некоторое количество видовых площадок,  часовен и приютов на 117-километровом пути паломников к образу Девы Марии из Тальпа. Единственный крупный акцент в этом зале – объект 'Vessel' («сосуд» или «корабль») ирландских архитекторов Шейлы О'Донелл и Джона Туоми, сложенная из деревянных плашек деревянная беседка «для созерцания» (в этом качестве он немного напоминает «Ухо», построенное Владом Савинкиным и Владимиром Кузьминым в Николо-Ленивце). Словом, разнообразие налицо.

Штаб-квартира Новартис в Базеле. Фотография Ю. Тарабариной
Третий зал. Шейла О’Донелл и Джон Туоми. Объект ‘Vessel’. Фотография Ю. Тарабариной

Далее – артистическая пауза в маленьком зале шведского архитектора Петера Мяркли и его коллеги Стива Рота. Здесь расставлено несколько скульптурных металлических фигур, вокруг самой ценной из которых, «Венецианской женщины VIII» Альберто Джакометти, гуляет охранник. Смысл инсталляции – вполне классический: сопоставление человеческой фигуры (которая в показанных скульптурах впрочем угадывается после некоторого напряжения) с колонной: архитекторы расположили фигуры на пересечении воображаемых прямых, соединяющих колонны зала по диагонали. Хотя этот тонкий замысел можно считать только по приложенной схеме – менее внимательный зритель сочтет, что фигуры попросту выстроены у него на пути, и возможно даже с досадой обойдет их, покосившись на охранника и не оценив изысканности Джакометти. Между тем замысел зала Мяркли больше всего напоминает предыдущую биеннале Седзимы: его смысл состоит в рефлексии архитектуры Арсенала, это бесконечная биеннальская тема, хотя ею замысел не исчерпывается: наличие классического пропорционального сюжета здесь важнее.


Зал Петера Мяркли. На первом плане скульптура Джакометти. Фотография Ю. Тарабариной

Затем начинается самое интересное: немецкая классика, Заха Хадид, Херцог & де Мерон и безвестные индийские строители с венесуэльскими сквоттерами. О них мы расскажем чуть позже. Следите за обновлениями.

27 Августа 2012

Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что...
Архитектурные выставки, и фестиваль «Зодчество», в том числе, – это всегда поиск баланса между профессиональным дискурсом и популярной подачей. О специфике трансляции профессиональной информации для широкой аудитории мы говорим с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым
Пресса: О венецианском призе
На Венецианской архитектурной биеннале проект "Сколково" представляет Россию. "Золотого льва" биеннале получила Япония, а Россия получила вторую премию, разделив ее с США. Биеннале продлится до 25 ноября. О венецианском павильоне и Сколково — специальный корреспондент "Ъ" Григорий Ревзин, исполнявший в этом году обязанности комиссара павильона.
Пресса: Обобщение архитектуры
Common Ground, слайд-шоу Нормана Фостера, самодеятельное благоустройство в Америке и QR-коды Сколково на XIII Архитектурной биеннале в Венеции.
Архитектурное вторсырье
На 13-й Венецианской биеннале актуальной оказалась тема реконструкции «новой» архитектуры: ей посвятили выставки в своих павильонах немцы и эстонцы.
Пресса: «У вас жесткий климат и невыносимое автомобильное...
Что такое человеческий масштаб в организации городской среды? Может ли мегаполис в принципе быть комфортным для жизни? На эти и другие градостроительные темы французский архитектор Жан Пистр размышляет в интервью «Газете.Ru».
Пресса: Города будущего на Архбиеннале в Венеции
Снаружи - классический особняк начала 20 века, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева, а внутри - инновационный город будущего. Преобразование возможно только при помощи ай-пэда. Планшетники при входе получают все посетители российского павильона. На 13-ой Архитектурной биеннале в Венеции он был признан одним из лучших и отмечен специальным призом жюри.
Пресса: Сколково представляет Россию на венецианской выставке
На престижной Венецианской биеннале архитектуры Россию представляет команда из Сколкова, проектируемого города будущего. Елена Шипилова побеседовала с Григорием Ревзиным, членом градсовета Сколкова, о том, что Сколково планирует достичь на выставке.
Пресса: Своим путем на биеннале
На 13-й архитектурной биеннале в Венеции российскому павильону, пространство которого стало великолепной метафорой современной России, достался специальный приз жюри.
Пресса: Биеннале архитектуры. Что было на главном архитектурном...
Как искали «общие основания», почему в павильоне Америки оказался партизанский урбанизм, за что Израиль назвали «авианосцем» и заслужила ли Россия «специальное упоминание» жюри — корреспондент «Афиши» побывал на 13-й Биеннале архитектуры в Венеции.
Пресса: О происхождении понтов
Я думаю, что одним из главных бизнесов, которые существуют в России, является как раз бизнес по продаже идеалов. Идеалы у нас получается продавать лучше всего, потому что продавать их мы начали раньше, чем что-либо другое, и они не были в дефиците.
Пресса: Код в помощь. XIII Архитектурная биеннале
Развитие общественных пространств, новые взаимоотношения архитектора и общества, реабилитация неоклассики — мировая повестка дня, как можно судить по XIII Архитектурной биеннале.
Пресса: Дружба просит кирпича
Архитектурная биеннале в Венеции доказывает, что архитектура способна объединить людей, страны, эпохи
След русского авангарда
Этой осенью вклад России в культурную жизнь Венеции не исчерпывался национальным павильоном на 13-й биеннале архитектуры. В городе были показаны две выставки, организованные университетом Ка’ Фоскари и МГХПА им. С.Г. Строганова: «Профессор Родченко. Фотографии из ВХУТЕМАСа» и «Артефакты. Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова».
Архитектурное вторсырье
На 13-й Венецианской биеннале актуальной оказалась тема реконструкции «новой» архитектуры: ей посвятили выставки в своих павильонах немцы и эстонцы.
Made in Italy: эко-социализм, легкая промышленность, архитектура
Экспозиция итальянского павильона на XIII биеннале архитектуры в Венеции напоминает о том, какую роль сыграла архитектура для экономики малых предприятий, а малые предприятия — для страны, и предлагает возможные перспективы их совместного развития.
Награда за идею
На XIII архитектурной биеннале в Венеции вручены знаменитые «Золотые львы» – призы лучшим участникам. Премию получил и павильон России.
Общеархитектурные ценности. Биеннале Чипперфильда,...
По традиции, часть экспозиции Венецианской архитектурной биеннале размещена в Центральном павильоне сада Джардини. В отличие от выставок в Арсенале, здесь представлены более конкретные и «прикладные» проекты.
Россия на экспорт. Почему современная русская архитектура...
«Афиша» вспоминает русские архитектурные проекты последних лет, которые обсуждали всем миром, критик Григорий Ревзин объясняет, почему наших архитекторов не зовут строить за рубежом, а главный редактор Wallpaper предсказывает будущее русских строек.
Утопии прошлого и взгляд в будущее
Дэвид Чипперфильд в Венеции, здание «Ллойдс» среди шедевров архитектуры, Фрэнк Гери на «Грэмми», и многое другое в нашем последнем в 2011 году обзоре зарубежной прессы.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.