Всеамериканский мемориал

В прошлое воскресенье в Нью-Йорке на месте разрушенных башен-близнецов открылся мемориал в память о погибших 11 сентября 2001.

mainImg
Мемориал, спроектированный архитектором Майклом Арадом и ландшафтным архитектором Питером Уокером, имеет статус национального, поэтому он посвящен не только погибшим во Всемирном Торговом Центре (причем не только в 2001, но и при теракте 1993, когда у подножия Северной башни взорвался заминированный грузовик), но также и при атаке на Пентагон и крушении захваченного террористами самолета в Пенсильвании.
Национальный мемориал 11 сентября © The Port Authority of New York and New Jersey
zooming
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: NormanB via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0


Имена всех 2 983 погибших нанесены на бронзовые панели, обрамляющие две огромные прямоугольные «лакуны»: они находятся там, где стояли башни-близнецы. Почти с самого начала долгого и сложного процесса реконструкции ВТЦ было решено, что это пространство должно остаться свободным от каких-либо коммерческих заведений; мемориал включает в себя не только «отпечатки» оснований башен, но и окружающую их плазу общей площадью 3,24 га.
zooming
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: Kai Brinker via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0


Из-под бронзового обрамления по периметру каждого из «квадратов» вниз падают потоки воды: сначала до глубины в 10 м, где расположен мелкий пруд, а потом еще 10 м – в квадратное отверстие в центре его дна. Это грандиозное зрелище заставило одного из критиков сравнить эти водопады с «кубической Ниагарой». Этот размах в определенной степени отвлекает от главной функции любого мемориала: настраивать на размышление, тихо помогать вспомнить о погибших.
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: Dan DeChiaro via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-2.0


Вымощенная серым гранитом плаза с гранитными же блоками-скамьями засажена 442 двуцветными дубами одинаковой высоты – 11 футов (3,35 м). Пока вокруг комплекса идет строительство, и допуск посетителей осуществляется по бесплатным билетам через КПП, но после завершения работ предполагается, что мемориал станет также и общественным пространством, где смогут отдохнуть горожане.
zooming
Национальный мемориал 11 сентября. Фото: Kai Brinker via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0


Главная для комплекса мемориала стройка – это его музей (официальное название объекта – «Национальные мемориал и музей 11 сентября»). Он расположится под плазой, в пространстве 21 м высотой. «Центр свободы», планировавшийся рядом, решили не создавать, чтобы избежать лишней политической риторики. Но чтобы сохранить созданный бюро «Снёхетта» для него проект, здание решили все-таки возвести – как входной павильон музея. Павильон и музей откроются через год, 11 сентября 2012. Общий бюджет мемориала и музея – 700 млн. долларов.
Национальный мемориал 11 сентября © Handel Architects


С остальными постройками ситуация менее определена. Как известно, ВТЦ начали восстанавливать по проекту Даниэля Либескинда, но его символическое «видение» не выдержало испытания нью-йоркской реальностью. Проблема заключалась в том, что, несмотря на «потерю» значительной территории в пользу мемориала, было необходимо восстановить в полном объеме все офисные площади, существовавшие там до 11 сентября 2001. Таковы условия договора, заключенного с городом девелопером Ларри Сильверстайном, ставшим владельцем ВТЦ (башен-близнецов и 5 зданий меньшего размера) незадолго до трагедии. Поэтому остальную территорию пришлось застраивать очень плотно максимально «эффективными» зданиями. Но здесь вмешалась экономическая ситуация, и пока активно строится только бывшая «Башня Свободы» (теперь просто – «ВТЦ Башня 1», потерявшая, кроме названия, также и задуманную Либескиндом символическую высоту в 1776 футов (541 м) – 4 июля 1776 была принята Декларация независимости США: башня по техническим причинам будет несколько выше).

Также идет строительство транспортного терминала по проекту Сантьяго Калатравы: несмотря на значительное упрощение его замысла (в частности, «крылья» перекрытий не смогут раскрываться в солнечные дни) бюджет проекта составил более 3 млрд. долларов. Открытие запланировано на 2014.

Судьба четырех офисных башен, по проектам Нормана Фостера, Ричарда Роджерса, Фумихико Маки и бюро KPF, пока неясна: во время кризиса для них оказалось сложным найти арендаторов, а без определившихся основных клиентов вести такое строительство сложно. Также на территории ВТЦ запланирован центр исполнительских искусств, но его возведение начнут лишь после 2014: его место пока занимает временный транспортный узел.

13 Сентября 2011

PWP Landscape Architecture, Snøhetta: другие проекты
Грядут перемены
Проект бюро Snøhetta победил в международном конкурсе на реконструкцию территории у Центрального вокзала Хельсинки. Там создадут современную пешеходную зону и построят новый многофукциональный комплекс.
Стальные грани
В музее Ордрупгор в пригороде Копенгагена открылось для публики подземное крыло по проекту бюро Snøhetta: его перекрытия покрыты многогранным стальным «кожухом», который преломляет и отражает свет.
Штрихи современности
Открылся после реконструкции музей истории Парижа – Карнавале: в команде проекта архитекторы Snøhetta отвечали за новшества.
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Сделали мостик
Парижская штаб-квартира медиа-группы Le Monde по проекту Snøhetta перекинута как мост над подземными платформами вокзала Аустерлиц.
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
Философский маршрут
Бюро Snøhetta оформило тропу в Австрийских Альпах над Инсбруком смотровыми площадками, местами для отдыха и цитатами Людвига Витгенштейна.
Лес в стеклянном ларце
В сингапурском аэропорту Чанги по проекту Safdie Architects построен торгово-развлекательный комплекс Jewel с тропическим лесом и самым высоким в мире – 40-метровым – «интерьерным» водопадом.
Движение по спирали
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект Большого оперного театра в Шанхае, ключевого объекта как для нового мастер-плана города, так и для 13-й пятилетки КНР.
«Умный» город из дерева
Архитекторы Snøhetta и Heatherwick Studio разработали проект «умного» района на берегу озера Онтарио в Торонто с многоэтажной деревянной застройкой. Заказчик – Sidewalk Labs, «сестринская» компания Google’а, канадская штаб-квартира которого появится рядом.
Живая лаборатория
Snøhetta и Гарвардский университет превратили довоенный дом в Кембридже в энергоэффективный офис, способный адаптироваться к погодным условиям и смене времен года.
Библиотека как мост
Новое здание Центральной библиотеки по проекту бюро Snøhetta в Калгари перекинуто над путями легкого метро, соединяя два района города.
Солнце и планеты
Архитекторы Snøhetta спроектировали посетительский центр и планетарий для Солнечной обсерватории в Харестуа близ Осло.
Кольцо на воде
Бюро Snøhetta спроектировало на севере Норвегии отель Svart – первое в мире «активное» гостиничное здание за Северным полярным кругом.
Футуризм в розовом цвете
Snøhetta оформила очередное помещение для магазина натуральной косметики и парфюмерии Aesop. Место для седьмого совместного проекта норвежского бюро и австралийской марки нашлось в Лондоне.
Замковый камень
Представлен проект Центра исполнительских искусств Перельмана, который завершит комплекс Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
Голубь складывает крылья
На Манхэттене открылся Транспортный терминал Всемирного торгового центра по проекту Сантьяго Калатравы: его строительство потребовало более 10 лет и 4 миллиардов долларов.
Смена караула
Последнюю башню нью-йоркского Всемирного торгового центра вместо Нормана Фостера спроектирует бюро BIG.
Функция порога
В Нью-Йорке открылся Мемориальный музей 11 сентября с входным павильоном, спроектированным бюро Snøhetta.
Пресса: Стекло за $10 млн для небоскреба на Ground Zero оказалось...
Призматическое стекло за 10 миллионов долларов для фасада небоскреба, который строится в Нью-Йорке на Ground Zero, где стояли башни Всемирного торгового центра (ВТЦ), разрушенные в результате теракта в 2001 году, оказалось непригодным для облицовки фасада.
Обычный общинный центр
Бюро Soma Architects представило свой «ориентировочный» проект исламского центра на Манхэттене, который планируется построить рядом с местом, где раньше стояли башни-близнецы.
Пресса: В "Башне Свободы", которую построят на месте башен-"близнецов",...
Первый контракт на аренду помещений под офис в будущей "Башне Свободы" был подписан в четверг в Нью-Йорке. Небоскреб будет построен в 2013 году на месте, где стояли уничтоженные во время терактов 11 сентября 2001 года башни-"близнецы" всемирного торгового центра. Первым "жильцом" оказалась китайская компания по торговле недвижимостью Beijing Vantone Real Estate Company, сообщает ИТАР-ТАСС.
Пресса: Новый Вавилон
Америке не позавидуешь. Как ни крути, а должность мирового жандарма или глобального милиционера не слишком уютная. На самом деле, куда комфортнее быть критиком всякой милиции и всякой жандармерии и забрасывать ее гнилыми помидорами, оставшимися от красной идеологии в нашем турбулентном мире, чья хаотичность только у самых отъявленных оптимистов может рождать надежду на синергетическое воскрешение порядка.
Конец свободы в ЦМТ
Губернатор штата Нью-Йорк объявил об отмене реализации проекта Международного Центра Свободы на «нулевом уровне» в Нью-Йорке.
Технологии и материалы
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Сейчас на главной
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.