Пазл

Здание спорткомплекса Чкалов Арена, открывшееся в этом году в Тушино, спроектировано АБ «Меерсон и Воронова», при участии SOM в качестве консультантов, на основе победившей в конкурсе 2017 года концепции OFIS Arkitekti. Рассматриваем здание и историю его трансформаций.

mainImg
Архитектор:
Виктория Воронова
Мастерская:
АК «Меерсон и Воронова»
Ofis
SOM - Skidmore, Owings & Merrill
Проект:
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Россия, Москва, ул. Лётная, 73

Авторский коллектив:
OFIS Arhitekti
Шпела Видечник

Skidmore, Owings & Merrill
Дэн Рингельштейн, (Dan Ringelstein)

АК «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА»
Руководитель проекта, автор: Андрей Лисицин
ГАП, автор: Татьяна Лушанина
Автор: Михаил Шишков, Лев Игнатьев
ГИП: Юрий Покид

8.2019 / 5.2021

Адаптация проекта: ПромСтройИнжиниринг МСК
Заказчик: ФГУП Министерства спорта  РФ «НАК России им. Чкалова»
 
Спортивный комплекс Чкалов Арена расположен на бывшем Тушинском аэродроме, на территории общей площадью 65 га, с которой работает девелопер ASTERUS, входящий в группу компаний Vi Holding, управляемой, в качестве генерального директора, Каримой Нигматуллиной, в 2013-2015 годах – директором Института Генплана Москвы. Территория ASTERUS занимает северо-западную часть бывшего аэродрома и в плане приближается к прямоугольному треугольнику, больший катет которого – западная граница – примыкает к Москве-реке, что создает выгодные условия для развития набережной и жилого комплекса с видом на реку. Такой комплекс – ЖК ALIA, занимает наибольшую, южную часть треугольника, сейчас идет закрытый конкурс на концепцию домов самой лакомой прибрежной части. Северная часть, «малый катет» треугольника, отданы двум очередям бизнес-парка Ростех-Сити, первая из которых построена по проекту SOM, также разработавших «концепцию мастер-плана» всех 65 га, а о проектировании второй очереди ими же недавно объявлено.

Все это строительство ведется на территории бывшего спортивного аэродрома, а обязательством девелоперов по инвестконтракту стало строительство значительного спорткомплекса, который расположился в северо-западном углу территории и получил название Чкалов Арена (заказчик проекта – ФГУП Министерства спорта  РФ «НАК России им. Чкалова»).
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Его общая площадь 32 800 м2, он объединяет несколько функций, в том числе три основных: ледовые арены, приспособленные для использования как хоккеистами, так и фигуристами, в поддержанием оптимальной температуры -4 C° для одних, и -6 C° для других, причем одна арена – североамериканского формата 26 х 56 м, другая европейского, 30 х 60 м; единственный в Москве профессиональный комплекс для тренировок фехтовальщиков с установленными в нем постоянными дорожками; залы для профессиональных занятий художественной гимнастикой с тонко настроенной вентиляцией, не мешающей полету лент – предположительно, в них разместится очередной центр Ирины Винер. Кроме того в комплексе имеется бассейн, кафе и фитнес-центр – словом, всё для многофункциональности и окупаемости здания, которое смогут использовать как профессиональные спортсмены, так и детские спортивные студии. Чкалов Арена открылась весной 2021 года, ее официально представили СМИ и мэру города в октябре.

Внутри здание организовано разумно и эргономично; если перемещаться в качестве экскурсанта по лестницам и коридорам между разными частями, можно быстро запутаться, но поскольку здесь объединены разные функции с отдельными входами, использовать их, однажды привыкнув, должно быть удобно.
  • zooming
    1 / 5
    1 этаж. Слева центр художественной гимнастики, справа две ледовые арены и центр фехтования. Посередине -- открытый проход, разделяющий две части здания. Зеленым цветом отмечены кафе на углах. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    2 / 5
    2 этаж. Слева второй свет залов художественной гимнастики, финтес-центр и техпомещения. Справа второй свет ледовых арен, фехтовальный центр и ресторан. Две части здания разделены открытым проходом. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    3 / 5
    3 этаж. Слева третий свет гимнастических залов, второй ярус фитнес-центра с бассейном, справа третий свет ледовых арен и вестибль с балконом и видом на них. В правой части (красным) третий ярус фехтовального центра. Два корпуса в 3 этаже соединены навесным переходом. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    4 / 5
    4 этаж. Слева верхний свет гимнастических залов, 3 ярус фитнес-центра и переход между корпусами. Справа техпомещения, кровля ледовых арен и залы для тренировки хоккеистов с пластиковым покрытием. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    5 / 5
    5 этаж. Кровля и техпомещения. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS

Зал гимнастики высотой 16 метров, допускающей соревнования профессионалов, в высоту занимает 4 этажа; с ним соседствует фитнес-центр с бассейном, который в процессе проектирования перенесли на 3 этаж. Они составляют западный блок помещений, почти квадратный в плане. Восточный блок, несколько более объемный и вытянутый, отдан двум ледовым аренам, которые дополнены тренировочными залами с пластиковым полом, приспособленным к катанию на коньках. К восточному торцу примыкают залы фехтовального центра.
  • zooming
    1 / 12
    Фехтовальный зал. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    2 / 12
    Ледовая арена. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    3 / 12
    Ледовая арена, вид с балкона. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    4 / 12
    Зал для тренировки хоккеистов. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    5 / 12
    Зал художественной гимнастики. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    6 / 12
    Зал художественной гимнастики. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    7 / 12
    Зал легкой атлетики. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    8 / 12
    Тренажеры. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    9 / 12
    Раздевалка. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    10 / 12
    Парковка. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    11 / 12
    Кафе. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    12 / 12
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Два основных объема, таким образом, обособлены, имеют отдельные входы и отдельные кафе на углах первых этажей. Но в южной части они объединены широкой перемычкой в уровне 3 и 4 этажей – ее занимает часть помещений фитнес-центра, висящих, таким образом, в воздухе. 
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Отдельный вход в фитнес-центр устроен по открытому маршу лестницы, ведущему с улицы на второй этаж.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

В целом здание, как можно заметить, напоминает объемный пазл разномасштабных и разнофукнциональных помещений, выстроенных, с одной стороны, в продиктованных участком пространственных границах параллелепипеда, но – с другой стороны, честно отражающих структуру здания вовне.

Его северный фасад очень лаконичен: две масштабные плоскости, покрытые паттерном алюминиевых треугольников, разделены массивной вертикалью, расчерченной ламелями. Визуально это решение напомнило мне вход в центр современного искусства «Гараж» Рема Колхаса, хотя повышенная (а с другой стороны выступающая) часть скрывает за собой не только декоративный подъем, а два этажа помещений, включая балкон с видом на ледовые арены и техническую часть, и прорезает-соединяет два корпуса, обозначая поперечную ось всей композиции.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Южный фасад, в отличие от строгого северного, сложен, отчего открыт и дружелюбен: кубические и прямоугольные объемы громоздятся здесь в порядке, напоминающем гору, перерастая вверху в техпомещения и не скрывая вентвыходов.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Именно здесь расположены две открытые лестницы, в том числе широкий марш, ведущий в фитнес, здесь мы видим «арку» навесного перехода, здесь преобладают вертикальные ламели, защищающие стеклянные витражи от солнца и в то же время пропускающие естественный свет, которого больше всего с юга.

Иными словами, именно этот фасад, обращенный к строящемуся ЖК ALIA, где, вероятно, буду жить работники Ростех-Сити, – воспринимается как главный и парадный. Суровый северный фасад по проектируемому проезду №1057, сейчас, пока идет стройка, обращенный к главному въезду, привлекательно лаконичен, но в будущем он – скорее тыльный. 

На южном фасаде прочитывается, особенно в ракурсе, крупная надпись с заголовком Чкалов Арена – распространенный прием современной работы с фасадом из ламелей, лично мне вспоминается Баргатионовский рынок и БЦ «Академик» на проспекте Вернадского. Такая же надпись расположена на восточном торце, обращенном в сторону города, Ростех-Сити и Волоколамскому шоссе, – что обозначает два главных фасада комплекса. Прием позволяет создать одновременно очень крупную надпись, читаемую издалека, и с другой стороны – заштриховать ее, представив не слишком гигантской и в целом ненавязчивой. Впрочем обычный заголовок тоже есть, на северо-западном углу со стороны въезда в парковку.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Отдельных слов заслуживает вечерняя подсветка здания, красноватая на орнаментальных плоскостях, и острая, акцентирующая отдельные фрагменты, на ламелях. Так днем здание светло-желтое, ночью разноцветное со всполохами.
  • zooming
    1 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    2 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    3 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    4 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    5 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    6 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    7 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Далее необходимо коснуться истории проектирования здания. Сразу скажу, реализованный проект в части архитектурной образности и объемного построения разработан архитектурным бюро «Меерсон и Воронова». Представители девелопера, однако, подчеркивают роль знаменитого американского SOM в качестве консультантов – акцентируя предложенное Skidmore, Owings & Merrill решение максимально остеклить первые этажи. Впрочем нельзя сказать, что остекление первых этажей для Москвы последних 70 лет – такая уж редкая идея даже для спортивных сооружений. Вот к примеру фасады бассейна «Олимпийский», построенного в 1977-1980-х годах и снесенного к 2020 году, вообще были полностью стеклянными, исключая бетонный конструктив в торцах. 

В закрытом конкурсе на эскизную концепцию Чкалов Арены, который был проведен в 2017 году, участвовали 4 консорциума: 
  1. Magma architecture, Германия +Ove Arup & Partners International, Великобритания + A24 Landschaft, Германия +Wood Group, Германия 
  2. NL Architects, Нидерланды +Masa Architects, Нидерланды +APEX project bureau, Россия
  3. Steven Holl Architects +Art-Group «Kamen», Россия
  4. и словенское Ofis Arhitekti
Победили OFIS Architekti, и сложно отрицать, что их проект выглядел совсем не так.
zooming
Проект OFIS Arhitekti, победивший в закрытом конкурсе 2017 года
© OFIS Arhitekti / предоставлено ASTERUS
zooming
Проект OFIS Arhitekti, победивший в закрытом конкурсе 2017 года
© OFIS Arhitekti / предоставлено ASTERUS

С образной точки зрения мы сейчас видим перед собой совершенно другой проект. Так бывает с конкурсами. Но хотелось бы почетче обозначить различие. В планировочном отношении, как рассказывают представители ASTERUS:

«Исходная концепция Спорткомплекса была создана словенским архитектурным бюро «OFIS ARHITEKTI». Первоначальную Проектную документацию разрабатывала российская компания «ПромСтройИнжиниринг МСК» и защищала ее в МГЭ.
 
Архитектурная компания «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА» подключилась к проектированию в начале строительства объекта. Основная сложность проектирования состояла в параллельной разработке документации для строительства и концептуальном переосмыслении фасадов, которые, по мнению Заказчика и Инвестора, не вполне отражали основное функциональное назначение объекта. Кроме того, был внесен ряд изменений в объемно-планировочном решении комплекса:
  • Перенос бассейна на 3-й этаж
  • Увеличение высоты потолков ледовой арены соразмерной площади
  • Изменение компоновки первого этажа гимнастики за счет высвобождения площади под бассейном
  • Увеличение зоны фуд-корта
  • Добавление хореографии для гимнасток, раздевалок, салона красоты, массажного кабинета и пр.
Работа над поиском образа продолжалась несколько месяцев и прошла несколько этапов, от первых эскизов, на которых были представлены принципиально разные художественные приемы: изменение цветового решения, использование перфорации со спортивной тематикой и применение ламелей, защищающих внутреннее пространство от солнца, проникающего через огромные площади витражного остекления, до последних этапов, когда на основе уже выбранной темы дорабатывались детали, выбирались материалы и паттерны для рисунка перфорации, и определялись узлы декорирования инженерного оборудования на кровлях.
 
Особенностью поиска архитектурного решения была необходимость скрыть некоторую дробность композиции, найдя темы, которые позволили бы систематизировать и объединить сложные разновысокие объемы. На основе первых эскизов были выбраны две главные темы для фасадов – ламели и перфорированные панели, с помощью которых нужно было выявить динамическую напряженность образа, отражающую спортивную функцию комплекса, не разрушив при этом его цельность. Распределение тем по фасадам опиралось на выявлении внутренней пространственной структуры: два основных спортивных объема – ледовый центр и центр художественной гимнастики – выявлены на фасадах перфорированными металлическими панелями, все остальные, более мелкие объемы и большие плоскости витражей, объединены металлическими ламелями.
 
Рисунок паттернов перфорации явился предметом особо долгого выбора, поиск решения в этой части образа лежал на разных полюсах художественного континуума: от «литературного» приема переноса рисунков хоккеистов и гимнастов на фасады здания через абстрактные динамические композиции до нейтральных декоративных рисунков.
 
Надо отметить профессиональную и творческую помощь, которая была оказана консультантами проекта, компанией SKIDMORE, OWINGS & MERRILL (EUROPE) LLP, London, (SOM). Архитекторы SOM помогали в поиске образа и фасадных решений на всех этапах, предлагая референсы, давая оценки эскизам, выбирая варианты из нескольких архитектурных решений, указывая предпочтения по паттернам перфорации и цветам материалов для отделки фасадов. Команда «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА» была рада использовать идею, предложенную SOM, сделать более прозрачным первый этаж, это позволило, с одной стороны, объединить все объемы единой витражной лентой первого этажа, а с другой – сделало здание более дружелюбным, открытым для окружения и пешеходов, создавая желание у всех, кто оказывается рядом, зайти внутрь, посмотреть, как устроен комплекс и, возможно, в будущем прийти на соревнование или самим потренироваться в фитнес-центре и покататься на ледовой арене».

 
В целом сходство с исходным проектом прослеживается в двухчастности здания, навесной перемычке верхних ярусов, и тяготении к орнаментальному прорезному металлу. Изменился цвет, полностью исчезли консоли. С другой стороны, появились открытые лестницы и здание в целом стало каким-то образом напоминать – в некоторых ракурсах – восстанавливаемый сейчас ИНИОН: протяженностью, прямоугольностью, сочетанием вертикальных ламелей с крупными плоскостями.

Впрочем его отличает ощутимая дробность, которая объясняется многофункциональным устройством и становится даже признаком некоторой честности работы с формой. Можно было заключить все набранные здесь объемы в какой-то общий кожух, прямоугольный или скульптурный, но это было бы, вероятно, дороже и образовало бы, может быть, много лишних пространственных «карманов». Кроме того, в отличие от упомянутого выше олимпийского бассейна 1980 года, здание вовсе не подчинено одной крупной функции, которая провоцировала бы крупную форму. Можно было бы, напротив, активнее акцентировать различное назначение объемов, следуя принципу изнутри-наружу, но более ясно обозначив функции на фасадах. Между тем здесь мы наблюдаем средний вариант: различие замаскировано или даже «успокоено», приведено к двум знаменателям, но – слегка. 

Отдельный вопрос – правильно ли так поступать с результатами конкурса и остаются ли OFIS авторами проекта хоть в какой-то его части. Но так или иначе, в результате мы имеем пазл, и объемный, и функциональный, и даже, образно говоря, пазл истории проектирования. А жители района и спортсмены уже пользуются новым многофункциональным спортивным сооружением. 
Архитектор:
Виктория Воронова
Мастерская:
АК «Меерсон и Воронова»
Ofis
SOM - Skidmore, Owings & Merrill
Проект:
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Россия, Москва, ул. Лётная, 73

Авторский коллектив:
OFIS Arhitekti
Шпела Видечник

Skidmore, Owings & Merrill
Дэн Рингельштейн, (Dan Ringelstein)

АК «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА»
Руководитель проекта, автор: Андрей Лисицин
ГАП, автор: Татьяна Лушанина
Автор: Михаил Шишков, Лев Игнатьев
ГИП: Юрий Покид

8.2019 / 5.2021

Адаптация проекта: ПромСтройИнжиниринг МСК
Заказчик: ФГУП Министерства спорта  РФ «НАК России им. Чкалова»
 

05 Ноября 2021

Похожие статьи
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.