Верх деликатности

Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.

mainImg
Презентация старта проектных работ состоялась 4 марта, в четверг, а за день до этого Музей архитектуры заключил соглашение с Группой ЛСР, которая взяла на себя финансирование как разработки проекта реставрации в 2021 году, так и его реализации, которую планируется осуществить в последующие 3 года, 2022–2024. Генпроектировщик реставрации – АБ «Рождественка» Наринэ Тютчевой, будет руководить международным коллективом, который уже был задействован в подготовительных исследованиях дома Мельникова. 
Наринэ Тютчева, глава и основатель АБ Рождественка, генпроектировщик проекта реставрации дома Мельникова
Фотография: Архи.ру

Планируется укрепление межэтажных деревянных перекрытий – кессонных мембран, придуманных Мельниковым для своего дома как экономный вариант с малым весом и пострадавших по время войны, реставрация рам шестигранных окон и витража над входом, исследование и сохранение авторских цветовых решений в интерьере. Планируется установить леса и «вычистить» штукатурку фасадов, убрав поздний цемент и законсервировав остатки первоначального покрытия. Еще один сюжет – восстановление системы воздушного отопления: «консервация «тепловых аккумуляторов» – заполнений, заложенных в ходе строительства 57 шестиугольных проемов во внешних кирпичных стенах» и переход от неконтролируемой подачи тепла в калориферную систему к регулируемой его подаче. Реставрация отмостки вокруг дома должна помочь отвести воду подальше от стен. 
Павел Кузнецов, директор Музея Константина и Виктора Мельниковых
Фотография: Архи.ру

Также планируется завершить воссоздание исторического сада (его площадь 840 м2). Сад был открыт для посещения в 2015 году и с тех пор последовательно восстанавливается по архивным документам, фотографиям, картинам и воспоминаниям. Восстановлен забор и скамейки, а также сарай, сооруженный Мельниковым в 1940-е годы – сарай построен Александром Бродским при участии Наринэ Тютчевой и служит теперь музейным киоском. Бюро Бродского также спроектировало и реализовало в 2018 году домик охраны и шкаф, которые теперь находятся в саду. 
  • zooming
    1 / 12
    Восстановление сада и сарай-киоск. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    2 / 12
    История дома. Видны, в числе прочего, мембраны межэтажных перекрытий. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    3 / 12
    Дорожная карта работы над реставрацией дома Мельникова стр. 1. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    4 / 12
    Дорожная карта работы над реставрацией дома Мельникова / стр. 2. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    5 / 12
    Дом Мельникова. Вид сверху с северо-востока
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    6 / 12
    Дом Мельникова. Мастерская на 3 этаже
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    7 / 12
    Дом Мельникова. Гостиная на 2 этаже
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    8 / 12
    Дом Мельникова. Спальня на 2 этаже
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    9 / 12
    Дом Мельникова. Вид на дворовый (северный) фасад
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    10 / 12
    Дом Мельникова. Вид на уличный (южный) фасад
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    11 / 12
    Архитектор К.С. Мельниковой с женой у строящегося дома. 1927
    © Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    12 / 12
    Дом Мельникова. Вид на уличный (южный) фасад. 1930
    © Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Важной частью работ должно стать продолжение всестороннего исследования здания, начатого в 2017 году на грант фонда Getty ($120 000). Предреставрационным исследованием 2017–2019 годов руководил директор «Музея Константина и Виктора Мельниковых» Павел Кузнецов, а также эксперт-реставратор Тапани Мустонен / Tapani Mustonen из Финляндии и российский архивист Татьяна Царева. Оно показало, в частности, устойчивость конструкций дома и достаточно хорошую гидрологию, несмотря на строительство 1990-х – 2000-х годов по соседству – подчеркнул на презентации проекта Павел Кузнецов. Единственным аварийным объектом в доме признан нижний брус витражного окна, в остальном же, при соблюдении температурно-влажностного режима, продолжении наблюдений гидрологии и ограничении числа посетителей дом пригоден для работы в качестве музея. Вероятно, он продолжит работать как музей в течение всего периода реставрации, – заметил Павел Кузнецов. Работы будут проходить под наблюдением международного наблюдательного комитета, которым руководит хорошо известный историк авангарда Жан-Луи Коэн (комитет был создан в 2017 году, тогда же, когда музей получил грант Гетти). 
Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры
Фотография: Архи.ру

Участники проекта всячески подчеркивают, что работа будет исключительно консервационной, вмешательства – минимально необходимыми, планируется использовать строительные технологии столетней давности и привлекать специалистов, которые ими владеют. 

С этого начала свое выступление Наринэ Тютчева: речь не о реставрации, а о сохранении, и главное слово в этом проекте – сохранение. От себя замечу, что определение понятия «реставрация» в нашем сознании до сих пор расплывчато: под реставрацией понимают то консервацию, то воссоздание в прежних формах, хотя она, строго говоря, включает то и другое, и еще исследование памятника. Так вот, в данном случае для сада применяется воссоздание, для дома – исследование и консервация. Предполагается также реставрация интерьеров и предметов хранения, фонда Константина и Виктора Мельникова, с целью создания/поддержания экспозиции аутентичного интерьера дома. Заметим, что идея приоритета консервации была заявлена еще на музейном конкурсе 2013 года, где кто только не участвовал, а победили Citizenstudio и Нина Федорова с проектом «Тапки», основанном на мысли, что в доме ничего не надо менять, только сохранять. 
Наринэ Тютчева, глава и основатель АБ Рождественка, генпроектировщик проекта реставрации дома Мельникова
Фотография: Архи.ру

Тютчева также заметила, несколько разойдясь в этом с позицией руководства музея – маловероятно, что по результатам работ можно будет «написать учебник» по реставрации авангарда (эту надежду озвучила директор музея Елизавета Лихачева, в пресс-релизе также дважды говорится, что проект станет полигоном для разработки методики обследования и консервации памятников авангарда в целом). По словам Наринэ Тютчевой, «скорее это будет увлекательный роман».

И с архитектором можно согласиться – дом Мельникова очень уникальная постройка во многих отношениях, недаром он никогда не был положен в основу типового строительства, ни одного даже поселочка на его основе не получилось, а если бы получилось, неизвестно, было бы это хорошо или нет. В нем многое уникально, попытки его буквально цитировать как правило выглядят не более чем забавно. Да и ключевые памятники авангарда – яркие авторские произведения – надо думать, требуют не универсального, а индивидуального подхода. 
Иван Романов, заместитель генерального директора ЛСР
Фотография: Архи.ру

Возвращаясь к консервации дома Мельникова – ее планируется провести на деньги Группы ЛСР, девелопера и производителя стройматериалов. Причем компания – это подчеркнула Елизавета Лихачева, с этим согласился представитель компании – выступает в роли именно мецената, а следовательно, дает деньги и получает полный отчет об использовании, но не вмешивается в работу профессионалов ни на каком уровне. По словам замгендиректора ЛСР Ивана Романова, у компании уже есть опыт такого рода работы с восстановлением исторических зданий, в том числе с применением старых строительных технологий: к примеру, в Архангельском, <...> или в Петербурге на Невском проспекте, 1, или с восстановлением Преображенских казарм. На исследование и проектирование компания выделила 16 с чем-то млн рублей, дальнейшие расходы будут уточнены результатами работ 2021 года. 

Определенно, позиция мецената в данном случае – наилучшая и стремящаяся к идеалу, будет интересно наблюдать за развитием этих отношений. 

Надо сказать, что и выбор Наринэ Тютчевой в качестве проектировщика относится к ряду вариантов, стремящихся к идеалу. Сама презентация проходила во флигеле-Руине, лучшем примере из портфолио «Рождественки» в части реставрации и реконструкции: в 2015–2017 годах романтичная, но холодная Руина, превращенная в экспозиционное пространство Давидом Саркисяном, по проекту Тютчевой стала комфортным местом, не утратив своего полуразрушенного шарма. 

Все в целом говорит о том, что планируется показательная работа с идеальными ингредиентами, да и работа по консервации – очень благородная, поскольку практически исключает самовыражение, в том числе архитектора. Если все это получится с хорошим исследованием, без вторжений, то надо согласиться с Елизаветой Лихачевой, консервация дома Мельникова имеет шансы стать своего рода идеальным примером сохранения памятника авангарда, как уже стала таким примером недавно завершенная реставрация дома Наркомфина (эта работа – еще один претендент на то, чтобы стать основой для методики сохранения памятников авангарда).

Только в доме Наркомфина функция сохранена с добавлением небольшого музея, а тут нет, поскольку здание полностью музеефицировано. Что, к слову, представляет собой достаточно сложный и спорный пункт в деле сохранения наследия – какую роль в сохранении здания играет сохранение его функции? «Убивает» ли само пребывание в музее предмет, хранящийся в нем? Или способствует лучшему изучению и сохранению? Строго говоря ответа на этот вопрос нет, точнее, надо думать, ответ двоякий: и убивает, и помогает изучить, сохранить ценную оболочку в новом статусе. 

В этой связи, думаю, необходимо вспомнить травматичную историю передачи дома-памятника в собственность государства и под управление музея. Половину дочери Константина Мельникова государству передал Сергей Гордеев, а тяжбы вокруг второй половины, наследства сына архитектора, художника Виктора Мельникова, длились в активной фазе около 10 лет. Кульминацией стало насильственное выселение внучки Мельникова Екатерины Каринской, которое СМИ сравнивали с рейдерским захватом. Статей на этот счет очень много, подробности хорошо описаны, в частности, «Афишей» или в статье Марины Хрусталевой, нашу подборку прессы по теме можно найти здесь. Собирали подписи под открытым письмом. История была долгой и неприятной, и в ней, конечно, есть две правды: и дом надо реставрировать и музеефицировать, но и выбрасывать живого человека, наследника дома, на улицу тоже как-то неловко. Осадок остался. Сейчас в свете прогрессивных мероприятий стало не принято об этом вспоминать: во-первых, победителей не судят, во-вторых, музей после того, как получил здание, работает с памятником очень последовательно и аккуратно, привлекает Бродского и Тютчеву, открыл и восстанавливает сад, организует экскурсии, сделал собственную опись архива (из множества статей, связанных с тяжбой, известно, что какая-то опись и раньше была). В 2017 году музей издал книгу о доме. В 2015 году дом вошел в список уникальных жилых домов Iconic Houses, в 2016 стал «побратимом» виллы Савой Ле Корбюзье, в 2017 на вилле прошла выставка «Мельников / Ле Корбюзье». Музей реставрирует предметы обстановки, стол, лампы, ковры, шезлонг Мельникова. Музей отдает много сил и внимания мемориальному дому. Ну то есть делается все, чтобы та болезненная история оказалась не зря; и все же забывать о ней, думаю, будет неправильно. 

В 2019 ИКОМОС-Россия поддержал идею включения дома Мельникова вместе с садом и архивом в список ЮНЕСКО «Память мира» – оно станет возможным после завершения реставрации. В декабре 2021 года запланирована выставка в честь 130-летия Константина Мельникова и каталог с публикацией его архива, причем авторами будущего каталога названы три зарубежных исследователя творчества архитектора: Фред Старр, Жан-Луи Коэн, Хинес Гарридо. Позднее музей предполагает выставочный проект и в честь сына Мельникова Виктора. В 2022-2024 планируется выложить оцифрованный архив Мельникова в открытый доступ. 

09 Марта 2021

Дом – музею
Основатель фонда «Русский авангард» Сергей Гордеев передал в дар Музею архитектуры им. Щусева выкупленную им в 2006 году половину дома архитектора Константина Мельникова. В истории великого памятника авангарда закончился частный период, и начался государственный.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.