Работа над ошибками

Продолжается архитектурный конкурс на жилую застройку района «Технопарк» инновационного центра «Сколково». Победители первого этапа встретились с организаторами конкурса и обсудили правила игры, многие из которых пришлось корректировать прямо на ходу.

mainImg
22 декабря, спустя 6 дней после объявления решения жюри, в Центре международной торговли собрались представители всех 30 команд, вышедших в финал конкурса. Архитекторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ульяновска, Тюмени, Вильнюса, Риги и Парижа, именитые и пока еще малоизвестные, приехали в столицу, чтобы вместе с представителями Фонда «Сколково» и Института «Стрелка», выступающего консультантом конкурса, обсудить задание следующего этапа и более подробно ознакомиться с концепцией всего инновационного центра и района «Технопарк».

Эта встреча была необходима по нескольким причинам. Организаторы планировали познакомить финалистов с замечаниями к конкурсным работам, а также с изменениями, которые были внесены в сам проект планировки и нашли отражение в задании на второй тур (теперь оно включает не только скорректированный генплан и геоподоснову, но и разработанные недавно «Зеленые коды»). Существенные изменения коснулись и формата подачи конкурсных работ в финале. Со всеми новыми вводными архитекторам-финалистам предстояло ознакомиться за два с половиной часа, потом еще полчаса позадавать вопросы и отправиться на короткую экскурсию на территорию района «Технопарк», чтобы лично удостовериться в царящей там пустоте, а вечером подписать контракты на разработку архитектурных концепций.

Таков был план. Реальность же, как принято говорить, внесла свои коррективы. Оказалось, что у собравшихся уже накопилось немало вопросов к организаторам, а информация о новых конкурсных требованиях сработала как детонатор, запустивший термоядерную реакцию многочасовой дискуссии. И если на известие о введении трех категорий застройки (пока условно называемых «S», «M» и «L» – предназначенные для аренды различными группами будущих обитателей «Сколково», они  будут различаться между собой метражом, уровнем комфорта и качеством отделки) архитекторы прореагировали весьма индифферентно, то информация о корректировке плотностных показателей и уменьшении высотности многоквартирных домов (с 7 этажей до 5 максимум) вызвала у аудитории неподдельное волнение. Тревога еще больше усилилась после объявления о смене участков проектирования. Три участка, выделенные на первом этапе конкурса под проектирование трех типов застройки, – это лишь малая часть запланированных жилых кварталов, и теперь для того, чтобы приблизить работу конкурсантов к реальной ситуации, организаторы распределили 30 проектов-финалистов по всем имеющимся «островам» (так кураторы района «Технопарк» называют жилые кварталы). Причем распределили не случайным образом, а сгруппировав проекты по принципу сходности объемно-планировочного решения. Сделано это было лично председателем жюри Жаном Пистром, который также сопроводил каждый вышедший в финал проект небольшим списком замечаний и рекомендаций. Как не странно, сами эти рекомендации, которые изначально планировалось открыто обсудить, не вызвали особого интереса. Чего нельзя сказать о смене локализации и снижении показателей плотности застройки. В них присутствующие увидели серьезную проблему, опять-таки наиболее актуальную для авторов больших домов, ведь изменение диаметра пятна застройки (в некоторых случаях в 1,5 раза) вкупе с уменьшением этажности и плотности неизбежно повлечет за собой полную переделку проекта.

В условиях, когда большая часть отпущенного времени (сдача проектов запланирована на 3 февраля) приходится на новогодние и рождественские праздники, столь существенное увеличение объема работы не могло не вызвать встречной реакции. К общему сожалению, организаторы категорически отказались менять дату сдачи проектов или возвращаться на исходные позиции. Зато ощутимый реванш архитекторы взяли, когда речь зашла об объеме и составе конкурсных проектов. По изначальному предложению организаторов, финальная подача должна была быть представлена на 8 (!) планшетах формата А0 (и это после 1 планшета на первом туре) и состоять из основных проекций (планы, разрезы, фасады) в масштабе 1:100, визуализаций и даже эскизов интерьеров. Объем, сопоставимый с дипломной работой в архитектурном ВУЗе, категорически не устроил мэтров, у многих из которых за плечами, как они не преминули отметить, тысячи подобных конкурсов. С их стороны поступило жесткое встречное предложение сократить количество планшетов до 2, максимум 3, свести к минимуму «показушные» визуализации, отказаться от интерьеров и радикально уменьшить масштабы проекций до 1:200, а еще лучше унифицировать состав проекций и их размещение на листах, для удобства сравнения достоинств архитектурных проектов. В благородном гневе старших товарищей потонули слабые заверения молодых авторов в том, что они спокойно сделают и 8, и 10 планшетов. А организаторы поторопились скорректировать конкурсные условия (за вычетом унификации подачи), чтобы включить их в договора с участниками.

Как оказалось, состав проектов – это отдельная «больная тема». Публикация проектов-финалистов на Архи.ру позволила всем участникам сравнить свои работы и обнаружить существенные, порой принципиальные расхождения. В адрес жюри было высказано немало претензий по поводу того, что эксперты столь снисходительно отнеслись к допущенным отдельными конкурсантами нарушениям не только заданных градостроительных и проектных параметров, но и общего требования представить свою работу на одном планшете. Попытки организаторов обратить внимание недовольных, что в первом туре требования были не столь жесткими исключительно из-за желания собрать в финале наиболее талантливые и перспективные коллективы, особого эффекта не возымели. И перед устроителями был жестко поставлен вопрос о недопустимости подобных поблажек.

В общем, три часа пролетели незаметно. Количество вопросов и уточнений, которые участники конкурса адресовали присутствующим представителям организаторов, а также отсутствующим членам жюри и идеологам проекта «Сколково», впечатляло. В какой-то момент было даже трудно понять, что именно движет архитекторами: профессиональное возмущение непродуманностью конкурса, амбициозное желание прояснить все нюансы, чтобы сделать качественный проект и победить, или патриотичное стремление уличить «чужаков», посягнувших на «общую поляну» в тотальном незнании местных «правил игры». Азарт вопрошающих и их нередкое невнимание к ответам не только организаторов, но и своих же коллег, нередко заставлял сомневаться в желании вести конструктивный диалог.

Несомненно, и сам проект «Сколково» и данный конкурс оказались на острие архитектурной дискуссии не случайно. На него спроецировались многие проблемы, тяготящие профессиональное сообщество на протяжении последних 10 лет.. Это и захват рынка иностранными «гастролерами», и теневые игры при распределении крупных и значимых заказов, и двойные, если не тройные стандарты в прохождении экспертизы различными проектами, и утрата хоть сколько-нибудь заметного влияния на этот процесс профессиональных общественных организаций. Возможно, именно проект «Сколково», в рамках которого предполагается провести еще несколько конкурсов, станет катализатором качественного изменения ситуации, но произойти это может только благодаря совместной работе обеих сторон. Впрочем, организаторы конкурса несколько раз повторили, что все замечания и предложения, высказанные участниками семинара, чрезвычайно важны для них и будут учтены.

По итогам второго тура конкурса не менее 10 участников получат контракт с Фондом «Сколково». В случае, если в их числе окажутся молодые архитекторы, не имеющие собственных проектных бюро, они получат поддержку выбранного Фондом Генерального проектировщика, задачей которого является подготовка необходимой документации.

PS Многие вопросы архитекторов на семинаре были адресованы организаторам конкурса и членам жюри. Судя по репликам выступающих, в роли первых выступал исключительно Фонд «Сколково» (на самом деле непосредственно координацией конкурса занимается институт «Стрелка»), а вторые ассоциировались лично с Жаном Пистром. Как-то в стороне оказалось соображение, что все ключевые вопросы архитекторы могли адресовать не только сюда, но и в Союз архитекторов России, т.е. в свою собственную общественную организацию. Как указано в анонсе состязания на сайте САР «Цель конкурса, подготовленного Фондом «Сколково» совместно с Союзом архитекторов России, – выбор эффективного архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решения объектов жилых кварталов района «Технопарк». Правда, после объявления о начале приема заявок 16 октября 2011 года на «Зодчестве», в котором принимал участие Андрей Боков, Союз архитекторов занял позицию избирательной вовлеченности в процесс проведения конкурса. Характерно, например, что на сайте САР проекты победители I тура так и не были опубликованы. Официальные представители Союза не присутствовал и на семинаре, хотя там должны были быть определены принципы проведения второго – решающего – этапа конкурса и преодолены все вскрытые проблемы, о которых заявляли сами деятели Союза. Иными словами, отстаивать интересы архитекторов, принимающих участие в конкурсе, пришлось самим архитекторам, а никак не той общественной организации, которая как бы обязана осуществлять эти функции, в том числе и в силу  своего официального участия в подготовке конкурса.

Ознакомительный семинар второго этапа конкурса на архитектурную концепцию жилых кварталов района «Технопарк» инновационного центра «Сколково»
Участники семинара - представители 30 архитектурных команд, победивших в первом туре конкурса
Ведущие семинара (слева-на право): Джемал Сурманидзе, Наиль Бородина, Анна Тургеньева, Ольга Хохлова, Гари Вентворт
Директор района «Технопарк» Гари Вентворт
Смену «островов» комментирует Наиль Бородина, менеджер проекта
Корректировка условий конкурса по замечаниям архитекторов
На переднем плане: Сергей Скуратов и Дмитрий Буш
На переднем плане: Дмитрий Величкин и Николай Голованов
Михаил Белов
Справа: Вера Бутко и Антон Надточий
Сергей Скуратов
Андрей Савин и Михаил Хазанов
Выступает Левон Айрапетов
Георгий Снежкин (Санкт-Петербург)

27 Декабря 2011

Жилая спираль
Проект жилого квартала №11 в районе D2 «Технопарк» иннограда «Сколково», который строится по проекту французского бюро Agence d’Architecture Anthony Bechu.
Экологичный тетрис
В иннограде Сколково близится к завершению строительство трех жилых кварталов в районе D2 «Технопарк». Один из них, десятый, реализуется по проекту UNK project, который в 2012 году победил в открытом конкурсе.
Книга архитектора
Книга «Гиперкуб» Бориса Бернаскони – не только рассказ об одноименном здании в «Сколково», но и отражение времени и взгляда на него архитектора.
В Венеции Россия будет представлена проектом Сколково
В преддверии открытия 13-й Веницианской архитектурной биеннале Сергей Кузнецов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан рассказали о том, что ждет зрителей в российском павильоне. Правда, завесу тайны они приподняли не полностью: теперь всем известно, что именно будут показывать в павильоне, но не известно – каким образом. Кураторы обещают завораживающую и по-настоящему инновационную эскпозицию.
Жизнь в два яруса
Один из проектов, победивших в конкурсе на жилые кварталы района «Технопарка» в Сколково – квартал таунхаусов Веры Бутко и Антона Надточия. Он похож на скульптуру гигантского механизма, и, по-видимому, обыгрывает таким образом специальность своих будущих жителей.
Катализатор инноваций
15-16 июня в Суздале прошло заседание Градостроительного Совета при Фонде «Сколково». Основным предметом обсуждения стали среда будущего иннограда, а также посвященная ему экспозиция российского павильона на XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции.
Пропуск в Сколково
Первый за историю развития проекта «Сколково» открытый конкурс на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) завершился. На этой неделе были объявлены 10 команд, по чьим проектам будут построены дома для будущих жителей инновационного центра.
Круг успеха
Подведены результаты первого тура конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково. Из 300 проектов отобраны 30 финалистов. В их число вошли как признанные лидеры российской архитектуры, так и немало талантливых архитекторов, еще пока не известных широкой общественности.
Сколково: открытый конкурс
Фонд Сколково собирает заявки на участие в первом открытом конкурсе эскизных концепций жилья для будущего иннограда. Конкурс открыт для профессиональных проектировщиков с законченным высшим образованием, которым предлагается поработать с тремя основными типами жилья: многоквартирными домами, таунхаусами и коттеджами. Подать заявку на участие можно до 16 ноября.
Инноград Сколково: конкурсы для российских архитекторов
Григорий Ревзин, архитектурный критик, куратор и эксперт, входящий в состав градостроительного фонда «Сколково», выступил на Арх Москве с лекцией, в которой рассказал о перспективах привлечения российских архитекторов к участию в конкурсах на проектирование объектов иннограда. Приглашаем всех архитекторов, которым это интересно, участвовать в обсуждении планируемых архитектурных конкурсов на Архи.ру.
Сколково будут строить по генплану AREP
Совет Фонда развития инновационного центра «Сколково» определил победителя конкурса на градостроительную концепцию первого российского иннограда. Им стало французское архитектурное бюро AREP; сейчас проект-победитель обсуждается Советом в Париже.
Улица новаторов
Неделю назад, 20 декабря, градостроительный совет фонда Сколково выбрал двоих победителей конкурса на градостроительную концепция иннограда: голландско-международное бюро ОМА и французское AREP, с двумя принципиально разными концепциями. Предлагаем вашему вниманию рассказ обо всех шести проектах, участвовавших во втором туре.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.