Поэтика незамечаемого

Какие упражнения помогают студентам МАРШ исследовать повседневность и ловить гения места – рассказывают кураторы Школы на примере итоговых работ двух студий бакалавриата 2021 года.

mainImg
Студенты Архитектурной школы МАРШ работают по авторским брифам преподавателей – практикующих архитекторов, определяющих тематику студий и порядок работы, благодаря чему студенты знакомятся с разными стратегиями проектирования. Особое внимание уделяется исследовательской и аналитической работе, обсуждению контекста и формированию программы проектирования. Студия предлагает не модель реальности, а специально сконструированные обстоятельства, цель которых – развитие студента.

В 2020-21 учебном году преподаватели двух студий бакалавриата предложили студентам обратить пристальное внимание на то, с чем они сталкиваются каждый день: студия «Метаморфозы повседневности» первого года бакалавриата (руководители Ася Котенко, Владимир Гуманков, Елена Мануилова) исследовала путь от дома до Школы МАРШ, а студия бакалавров-дипломников Via Via под руководством Михаила Микадзе и Оята Шукурова обратилась к феномену придорожной архитектуры.

Показываем четыре проекта, отмеченных кураторами Школы, с другими работами можно ознакомиться на выставке «МАРШоу», которая работает до 29 августа в Школе, а также на онлайн-платформе

 

 
Студия Via Via

Дипломная студия бакалавриата исследовала феномен придорожной архитектуры ― строений на обочине, которые воспринимаются на большой скорости и часто кажутся незначительными или непривлекательными. Студенты изучали пространство и время дороги, осмысляли связанные с ней ощущения и размышления, анализировали определяющие ее ландшафты и объекты.

Каждый студент в начале учебного года проехал по индивидуальному маршруту, фиксируя на подмосковных трассах примечательные объекты, звуковой ландшафт и собственные впечатления. Это исследование синтезировалось в трех упражнениях: проектировании закусочной для парковки из фотоэссе Эдварда Руша, создании хорографического атласа дороги М-2 и макете архитектурного каприза ― художественного высказывания в виде скульптурного объема, отражающего собственные размышления о пространстве дороги.

Основная же проектная работа сосредоточилась на трех разных по характеру участках автомагистрали М-2. Для этих мест каждый студент предложил свой архитектурный ансамбль, состоящий из временного жилья, ресторана, автомобильной заправки и некоторой дополнительной функции, специфичной для каждого отдельного проекта.

Руководители студии: архитекторы, партнеры бюро ХОРА Михаил Микадзе, Оят Шукуров.

Студенты: Юлия Александровская, Софья Балыкина, Вадим Галичян, Валерия Глебова, Марина Горлова, Али Жумагали, Полина Игошина, Юнона Кондратьева, Трифон Миляев, Александр Репринцев, Михаил Сапожников, Михаил Сиротинин,  Кристина Степанян, Алена Толстикова.
zooming
Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
© Студия Via Via
Придорожная резиденция
Софья Балыкина

В ходе размышлений о восприятии придорожного ландшафта Софья развила особую эстетическую систему видовых раскрытий, на основе которой выстроила свой архитектурный ансамбль. Согласно проекту, со стороны автотрассы открываются два типа кадров: «видовые линии» и «ландшафтные комнаты». Этот прием создает контраст к монотонности автомобильной трассы.

Несколько небольших домиков разбросаны по участку, формируя «ландшафтные комнаты». Они отличаются друг от друга тем, как создаются границы из рельефа, деревьев и зданий и как они группируются друг с другом, создавая «закрытые», «проходные», «смежные» пространства и «анфилады». С дороги видны только некоторые главные здания, а большая часть распределена по «комнатам».
  • zooming
    1 / 3
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    2 / 3
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    3 / 3
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via

Этот ансамбль – не пространство кратковременного пребывания, как большинство проектов студии, а придорожная резиденция. В ней есть отель, индивидуальные жилые домики, мастерские, ресторан, лодочная станция, а также закусочная с магазином для тех, кто не собирается задерживаться.

Основной материал сооружений – древесина. Двускатные кровли и вытянутые корпуса напоминают типичную для этой местности архитектуру СНТ и сельскохозяйственных комплексов. Из этого масштаба выбивается только длинный и узкий трехэтажный корпус отеля. Витражные окна галерей, выходящих на дорогу, делают его самым заметным с дороги объектом, особенно в темное время суток.
  • zooming
    1 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    2 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    3 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    4 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    5 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    6 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина
    © Студия Via Via
  • zooming
    7 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина. План площадь
    © Студия Via Via
  • zooming
    8 / 8
    Проект «Придорожная резиденция» Автор: Софья Балыкина. Генеральный план
    © Студия Via Via
Рынок на Оке
Александр Репринцев

Своим проектом придорожного ансамбля Александр поставил задачу акцентировать природное окружение трассы М2 и раскрыть живописные панорамные виды на заливные луга и Оку.

Сооружение представляет собой длинный вытянутый корпус со сплошным остеклением, слегка развернутый относительно трассы. Подъезд к нему осуществляется через «шпильку» ― дорогу с поворотом на 180 градусов. Вся площадь автомобильной стоянки вокруг ансамбля замощена природным камнем, что подчеркивает связь объекта с речным берегом.
Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
© Via Via

Сквозь прозрачный фасад здание демонстрирует проезжающим автомобилистам летящие горизонтали перекрытий, строгий ритм 36 колонн и три внутренних объема. В центральном просматриваемом насквозь объеме расположен продуктовый рынок с панорамным рестораном над ним.

В северной части строения расположены основной вестибюль, drive-in, станция зарядки электромобилей, технические помещения и кухня ресторана, в южной – отель и бар. Почти из любой точки внутреннего пространства открываются панорамные виды: нашедшие здесь временное пристанище путники могут любоваться просторами, рекой, заливными лугами и закатным солнцем.
  • zooming
    1 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    2 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    3 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    4 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    5 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    6 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via
  • zooming
    7 / 7
    Рынок на Оке Автор: Александр Репринцев
    © Via Via


 
Студия «Метаморфозы повседневности»

Студия первого года бакалавриата предложила своим студентам игру с городом через поэтику повседневности. Исследование повседневности производилось в самом близком для каждого студента контексте ― на пути от дома до Школы. Этот путь был тождественен поиску: из него вычленялись образы, ситуации, проблемы городской ткани и среды.

Студенты двигались на пути от личного ― своего жилища ― к общественному, создавая в процессе серию проектов-метаморфоз. Одним из них стал проект виртуального музея повседневности, который объединил подвергнутые особой трансформации дома студентов ― оцифрованные крупномасштабные макеты. 

Исследование завершилось заданием найти на ежедневном маршруте особенный, пустой или заброшенный участок, свойства которого студенты отразили в серии художественных работ на тему гения места. В этом пространстве студенты спроектировали небольшие, не более 200 м², здания, функциональная программа которых определялась каждым индивидуально и предполагала ответ на локальные социальные и пространственные вопросы, поставленные в ходе исследования.

Руководители студии: архитекторы Ася Котенко, Владимир Гуманков, Елена Мануилова.

Студенты: Анна Белашова, Азат Бикмуллин, Алиса Бикчурина, Залму Буттанова, Елена Иванова, Маргарита Игнатенкова, Наталья Калинина, Елизавета Ковальчук, Максим Ковтун, Майя Кузьмина, Филипп Кусок, Надежда Мартыненко, Филипп Осмаков, Виктория Петрова, Анна Смирнова, Диана Снисарь, Юлия Степанова, Алена Сухорукова, Галина Томсен, Елизавета Шевчук, Кирилл Ширяев.
Водочная
Наталья Калинина

На пути от дома до Школы Наталья Калинина выбрала участок на Ракетном бульваре в тихом спальном Алексеевском районе. Между кирпичными и панельными пятиэтажками она предложила разместить небольшое питейное заведение для местных жителей.

Неподалеку от найденного места когда-то располагалась пивная, и после ее сноса посетители переключились на ближайшие лавочки. Уставшим после работы или просто уставшим мужчинам средних лет новая водочная помогает скрасить вечерний досуг.

Водочная возводится из железобетонных панелей, оставшихся после демонтажа жилых домов, сохраняя в себе память места. Перфорация новых монолитных стен пропускает внутрь здания мягкий приглушенный свет, создавая атмосферу интимности и уединения.
  • zooming
    1 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    2 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    3 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    4 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    5 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    6 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    7 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    8 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    9 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    10 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    11 / 11
    Водочная Автор: Наталья Калинина
    © Метаморфозы повседневности
Тетрапилон
Кирилл Ширяев

Кирилла заинтересовал фрагмент пространства между спортивным парком «Динамо» и офисно-жилым комплексом ВТБ Арена Парк, вытянутый полумесяцем участок, на котором сейчас начато строительство Академии спорта. Поперечно участку проходит пешеходная дорожка, по которой жители домов Верхней Масловки срезают путь к метро.
Тетрапилон. Участок. Автор: Кирилл Ширяев
© Метаморфозы повседневности

Студент предлагает озеленить участок, превратив его в продолжение парка Динамо, а посередине дорожки разместить павильон, призванный проявить пространственно-планировочную структуру и ценность места.
zooming
Тетрапилон. Ситуационный план. Автор: Кирилл Ширяев
© Метаморфозы повседневности

Согласно замыслу, павильон помещается в центральной части пространства, на пересечении главного пути пешеходов, бегущих к метро, с аллеями парка. Он перехватывает их внимание, делает попытку «сбить» человека с намеченного маршрута, предлагая ему что-то не менее ценное, чем ежедневная городская суета. В одной части павильона – гончарная мастерская, в другой – общественное пространство.
  • zooming
    1 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    2 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    3 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    4 / 6
    Тетрапилон Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    5 / 6
    Тетрапилон Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности
  • zooming
    6 / 6
    Тетрапилон. Автор: Кирилл Ширяев
    © Метаморфозы повседневности

Для усиления перцептивного восприятия павильон окружен прудом и немного приподнят над уровнем земли. Главное архитектурное качество, которое студент искал в форме, – легкость и простота конструкции. Прототипом послужил тетрапилон, четырехопорная арка, символ прошлого. В античности эта типология использовалась для придания торжественности перекресткам. В московском парке она должна напомнить горожанину о чем-то утраченном, но знакомом, о наложении ежедневных процессов и интимных внутренних переживаний.

Главная задача проекта – акцентировать ценность паркового пространства в противовес интенсивно развивающейся вокруг масштабной городской застройке. С этой задачей согласились и местные жители, с которыми студент провел несколько интервью.

17 Августа 2021

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.