English version

Школа нового поколения

Какой должна быть школа, в которой нет места для скуки? Ответ на этот вопрос дало бюро UNK project в своем проекте образовательного комплекса в Южно-Сахалинске, который получил название «Нескучная школа».

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Россия, Южно-Сахалинск, Больничная улица, 2

11.2018 — 12.2018
Идея образовательного комплекса, или как теперь принято говорить кластера, не нова. Еще в советское время существовали комбинаты, объединявшие детские учреждения – ясли, сады и школу общей территорией. Иногда к ним привязывались и профессиональные образовательные учреждения среднего звена, например, педагогические училища. Сегодня почти каждая школа предлагает дополнительное образование в послешкольное время, предоставляя детям возможность гармоничного развития, а родителям – время, освободившееся от транспортировки ребенка к месту послешкольного обучения. Но занятия, как правило, проходят в тех же классах, что и общеобразовательные уроки, и очевидно, что эта ситуация, особенно в типовых школах с их ограниченными ресурсами, далека от идеальной.

Образовательный комплекс, который архитекторы UNK project предложили для конкурса в Южно-Сахалинске, включает в себя не только разные ступени образования, но и школу искусств. Такой подход чрезвычайно актуален, поскольку позволяет рассматривать современную школу как дом, где дети проводят большую часть своего времени в течение дня и года. Немаловажным аспектом стала и связь комплекса с городом – с его жителями и средой. Сделав целью проекта создание креативного и открытого культурного пространство для учащихся и города, архитекторы предложили свой взгляд на современный образовательный процесс через пространственные формы. Концепция выиграла конкурс, вот-вот должна начаться реализация.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Учиться играя
Работа над проектом началась с анализа типовой школы и ее архитектуры, базирующейся на классической модели классно-урочной системы – образцовой системы, когда знания передаются от учителя к ученику: типовые коробки с унифицированной и негибкой структурой кабинетно-коридорной системы, которые зачастую являются вещью в себе и легко распознаются в городской среде в силу своей типичности, не имея никакой визуальной связи с окружением. Старая образовательная система, основанная на копировании образца, которая работала достаточно долгое время, сегодня оказалась не очень применима. Еще в 1930-х Йохан Хейзинга провозгласил, что игра – неотъемлемая часть культуры. Его Homo Ludens – человек играющий – оказался идеальной моделью для человека нового времени, а игра – идеальным средством обучения в чрезвычайно быстро меняющемся мире.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Интересно, что разрабатывая свой проект архитекторы опирались не только на собственный, уже достаточно богатый опыт проектирования школ – сейчас полным ходом идет строительство «Умной школы» в Иркутске по совместному проекту датской Cebra и UNK project, – но и на опыт работы с IT кластерами.

«В IT кластерах мы создаем условия, где взрослые могут творить, развиваться и, как ни странно, играть, говорит Юлий Борисов. – Образовательный кластер создается именно для тех, кто в будущем будет востребован и конкурентоспособен. А для этого нужно развивать такие качества как креативность, коммуникабельность, способность к обучению и самообучению. Игра дает шанс к самоутверждению и самовыражению. И кроме того, увлекает, дает почувствовать себя живым, борющимся человеком».

В проекте для Южно-Сахалинская игра начинается уже с визуального образа – комплекс обращен к городу сблокированными корпусами общеобразовательной школы и школы искусств, которые к тому же объединены участком эксплуатируемой кровли. Эта компоновка позволила создать достаточно большое спортивное ядро на крайне стесненном участке, что, к слову, удалось не всем участникам конкурса. В удаленной от улицы части территории расположился детский сад.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Образ «школы-события» формируется за счет яркого колористического решения: каждый из корпусов получает собственную окраску: школьное здание – оранжевый, школа искусств – голубой, начальная школа – фиолетовый. Это же цветовое кодирование используется в интерьерах и навигации.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Спортивное ядро, состоящее из футбольного поля, легкоатлетических зон, беговой дорожки, трибун и зоны скалолазания, служит ключевым звеном связи школы и города. Обращенное в сторону реки и лесопарковой зоны, оно может использоваться не только для нужд школы, но и местными жителями.

Парк – место особого внимания, это не только место созерцания, но и активного отдыха – здесь запланированы скейт-парк, зоны для медитаций, йоги.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Школа как дом и город
Отказываясь от традиционного подхода к проектированию – того самого, который укладывается в формулу «функция / фасады / экономика строительства», – UNK project прежде всего обращает внимание на процессы, связанные с обучением. А ведь дети учатся не только на уроке, но и каждую минуту пребывания в школе. Сегодня обучение рассматривается как непрерывный процесс, одна из важных составляющих которого – коммуникация, которая происходит не только в классе во время урока, но и в столовой, и в рекреациях. Концепция не предполагает отказа от учебных классов, но расширяет спектр возможностей образования: предусмотрены и мини-классы для индивидуальной работы с преподавателем, и быстрая трансформации стандартных классов под разные сценарии, а также их объединение, и большие аудитории для нескольких групп. При этом комплексная образовательная среда формируется не только за счет разных масштабов аудиторий, но и за счет рекреационных зон. Изменяемость и гибкость здесь – основы креативного, проектного мышления, которое формируется самим пространством школы.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Анализируя день ребенка с момента прибытия в школу до ухода, архитекторы предлагают посмотреть на него со стороны. В какой-то степени в организации кластера реализуется метафора города с улицами, жилыми кварталами, площадями, зелеными зонами и парками. При проектировании входной группы, отделенной от улицы площадью, внимание акцентировано на начале дня, приходе в школу и времени до занятий, отведенного на переодевание. Она, своеобразная визитная карточка школы, должна быть удобна для малоподвижных групп граждан, и защищать на случай непогоды. Пространство вестибюля, которое в типовых школах нередко напоминает КПП особо охраняемой территории, здесь – двусветное, открытое, из него легко просматриваются различные функциональные зоны школы.

Деталь, говорящая о внимании к комфорту детей: гардеробы снабжены индивидуальными ящиками и различаются по цвету от класса к классу.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Перетекающие друг в друга рекреации разделяются на подгруппы – транзитные, для тихого отдыха и для игр: коридоры решены как благоустроенные улицы с местами для отдыха в нишах стен, что исключает монотонность. Кроме того, от лишних коридоров позволяет избавиться атриум с большой лестницей. Он формирует центральную площадь – место встреч и проведения мероприятий. Это пространство улучшает просматриваемость и проницаемость школы, – подчеркивают архитекторы, – но прежде всего оно должно способствовать общению и эффективному взаимодействию детей и учителей, как форум школы новой формации, в котором коммуникативные навыки рассматривают как определяющие для успеха в будущем.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Ситуация выбора
Архитекторы признаются, что в своем стремлении создать место, где ребенок хотел бы находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться и радоваться, они многое заимствовали из опыта Северной Европы, в частности Дании и Финляндии, где школу рассматривают как часть городской среды.

Школа искусств в связке со средней и начальной школой – один из шагов на этом пути, поскольку она создает условия для развития любви к образованию и самообразованию. В уровне третьего этажа она соединена с средней школой, что позволяет детям использовать обе функции не выходя на улицу в любое время года. При этом ее «пятый фасад» – наклонная кровля – тоже интегрирован в городскую ткань. Архитекторы предлагают различные варианты ее эксплуатации как горожанами, так и учащимися: зимой это горка для катания – Южно-Сахалинск отличается устойчивым снеговым покровом, а в летнее – здесь можно устроить кинотеатр, опытные огороды, или даже оборудовать учебную метеостанцию. С крыши открываются красивые виды на горы, поэтому одна из функций кровли, напрямую связанная со школой искусств – площадка для пленэров и выставок.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Детский сад, отстоящий от школьного комплекса, также имеет эксплуатируемую кровлю. Его облик ориентирован на другую аудиторию – малышей, потому он спроектирован сомасштабно его жителям в игровой стилистике: окна разных размеров и разноцветные панели фасадов погружают в мир детства. «В кластере есть место для занятий и спортом, и искусствами: дети сами могут выбирать, чем заниматься, это подразумевает как свободу, так и ответственность, – говорит Юлий Борисов. – Это очень важный аспект формирования личности, и со стороны властей города мы встретили большой энтузиазм и готовность экспериментировать в этом направлении. Фактически кластер становится центром проведения досуга всего района, поднимая уровень жизни всех ближайших кварталов, а те новые качества, которые он предлагает, рождают здоровую конкуренцию».
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Идеи нетривиальных школьных зданий, способных пространственно и композиционно осмыслить новые тенденции современного образования: внимание к коммуникации, гибкость процесса, разнообразие возможностей и свобода выбору, – сейчас приобрели исключительную актуальность. Казалось бы, как можно воплотить в здании столь нематериальные ценности, как психология и педагогика? А вот ведь оказывается можно, и результаты получаются креативными и разнообразными, постепенно формируя в нашем сознании и в российском пространстве образ новой, прогрессивной по современным понятиям, школы – места, где детям будет хорошо. Конечно же, правильное здание не обеспечит грамотных профессионалов-педагогов, способных организовать учебу как игру и превратить ее в увлечение. Но люди к зданию, или здание к людям, любые шаги в правильном направлении хороши, если они последовательны. А особенно ярким данный эксперимент кажется – если мы примем во внимание место, в котором расположена новая школа. Это же практически край света. 
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Россия, Южно-Сахалинск, Больничная улица, 2

11.2018 — 12.2018

19 Марта 2019

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.